Из блогов: «Хорошо вошли?»
Ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми Научного Центра Уро РАН, заместитель главного редактора журнала «Арт», кандидат филологических наук Павел Лимеров в своем блоге на БНК напомнил о том, что в этом году в республике отмечается 630-летие учреждения Пермской епархии и вхождения Коми края в состав Московской Руси. Процесс вхождения Коми края в состав Московского государства разворачивался по совершенно уникальному историческому сценарию, пишет историк.
Фото Юрия Кабанцева
«В текущем году в Республике отмечается 630-летие учреждения Пермской епархии и вхождения Коми края в состав Московской Руси. Уже прошел ряд мероприятий, проведенных Сыктывкарской епархией в память этого события, ожидается и главное в этом ряду – 1-2 октября в Сыктывкаре пройдет международная научная конференция, которая рассмотрит вопросы, связанные с этим событием. Очевидно, что она не поставит все точки на «i», как не поставила их и предыдущая большая научная конференция, посвященная этим же вопросам и проходившая в Сыктывкаре в 1996 году. Однако это событие затрагивает интересы не только ученых и духовенства, но и простых обывателей, вызывая особенный полемический задор у пользователей интернета. В чем же дело? Почему событие более чем 600-летней давности вновь и вновь обсуждается на страницах журналов, книг, а в последний год вызвало буквально шквал негатива у некоторой части интернет сообщества? На самом деле, вся интернет-полемика строится вокруг одного вопроса: благо или зло деяние, совершенное Стефаном Пермским? Вопрос не новый, его бурно обсуждали в начале 1990-х гг., а в 1920-х гг. он обострялся особенно, и ему посвятил ряд своих публикаций и книг коми эмигрант Игнатий Мосшег. Впрочем, по свидетельству Епифания Премудрого, уже во времена Стефана находились осуждавшие его «неции, скудные умом» - правда, в самой Москве. Так что же произошло 630 лет тому назад?
Официальная точка зрения сводится к тому, что причиной присоединения Вычегодской Перми (так в то время называли Коми край) стали коми меха, игравшие роль конвертируемой валюты, и которые позарез были нужны Великому князю Дмитрию Иоанновичу, - чтобы платить дань (черный бор) хану Золотой Орды, ну и для прочих нужд княжества. Для этого был разработан хитроумный план, по которому в Пермь был послан ростовский монах Стефан Храп, снабженный охранной грамотой и небольшой дружиной, видимо – личной охраны. Задачей Стефана было крестить пермян-коми, но, чтобы сделать идеи христианства более привлекательными, он придумывает коми азбуку и переводит на коми язык богослужебные тексты, в том числе и Литургию. Стефан успешно справляется с этой задачей, и уже спустя 3 года учреждается Пермская епархия и, таким образом, Коми край присоединяется к Москве. Это событие рассматривается как безусловно прогрессивное, в нем обнаруживается особая роль Церкви в возрождении русской государственности, в единении русских земель, а в учительской миссии Стефана на первое место ставится его роль «идеолога и глашатая» идеи русской государственности. Для полудиких племен пермян-коми присоединение к Москве полагается благом, поскольку они, во-первых, приобщаются к русской православной цивилизации, во-вторых (так рассматривали вопрос в советские времена) они «получают» более «прогрессивную» религию, а в-третьих, получив грамоту, пермяне включаются в книжный мир славянства. Слабым звеном в этой цепи рассуждений является то, что, согласно летописи, тот самый «черный бор» от Перми Вычегодской московские князья отвоевали у новгородцев и устюжан еще в 1333 году, так что в дополнительных акциях по этому поводу вроде бы и не было смысла. Непонятно также, зачем создавать новую грамоту для лесного народа, если и на Руси в то время грамотных было не так много, даже и среди князей.
Согласно другой версии, Стефан привел на Пермь вооруженных дружинников князя Дмитрия и, буквально огнем и мечем, заставил пермян-коми принять христианскую веру. При этом пролились реки крови, многие из коми ушли за Урал, а часть их, по легендам, захоронила себя в земле. Деяниями Стефана была разрушена самобытная культура Вычегодской Перми, преемницы легендарной Биармии. Слабость этой версии в том, что она не подтверждается никакими документальными свидетельствами, более того, единственный исторический источник, каковым является Житие Стефана Пермского[1], написанное его современником, Епифанием Премудрым, говорит о том, что он все-таки принес грамоту, книги, а не меч. На это, приверженцы кровавой версии отвечают, что русские летописи факт военного нападения на Пермь скрывают из неких политических соображений.
На самом деле, история средневековья полна насилия, вооруженные конфликты и войны почти не прекращались, и русские летописи их освещают - порой даже очень подробно. Чего стоит, к примеру, нелицеприятный для русского сознания факт избиения русского войска в 1377 году на реке Пьяне татарами и мордвой, недавно широко отметившей тысячелетие дружбы с теми же русскими. Или взятие Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году – город было некому защищать, потому что князь Дмитрий Донской вместе с войском ушел из города в преддверие битвы. Так что обвинять русские летописи в сокрытии каких-то «скользких» тем, наверно, не стоит. Что касается «кровавых» присоединений к Москве, то и их было много, достаточно вспомнить кровавое взятие Новгорода, после которого он навсегда утратил былую славу. Московские войска покоряли вогульских князей, в 1472 году взяли и Великую Пермь, не говоря уже о покорении Сибири Ермаком и взятии Казани царем Иваном Васильевичем. История не терпит сослагательного наклонения, но если представить, что Ермак Тимофеевич с шайкой своих казаков-разбойников пришел покорять Вычегодскую Пермь – неужто этот факт стали бы скрывать летописи? Едва ли. С присоединением Коми края – Вычегодской Перми – все было иначе, не было крови, собственно, что и фиксируется в русских летописях.
Относительно колонизации славянами северных территорий, населенных финно-уграми, то это вопрос отдельный. На самом деле, колонизация началась не в XIV веке, а несколькими столетиями раньше. Те же летописи фиксируют названия финских племен мери, муромы, мещеряков, веси, заволочской чуди, земли которых были заняты славянами, и которые влились в состав русского этноса. Это не было завоеванием в обычном смысле этого слова: русские крестьяне «просачивались» на чужие земли, постепенно росла их численность, а местное финское население перенимало их быт, уклад жизни, веру и со временем ассимилировалось. Движение колонизационных потоков на север в различные периоды истории зависело от разных обстоятельств. Конечно, для русских крестьян оно стало возможным благодаря потеплению климата VIII – XIII веков, названному «малым климатическим оптимумом». В середине XIII века из-за разорения ряда русских княжеств монголо-татарами приток русских крестьян-колонистов на земли финно-угорского севера и северо-востока резко возрос. Способствовало крестьянскому колонизационному движению и века политическое усиление Москвы в начале XIV века. В том жеXIV веке в колонизационном движении славян главную роль стали играть пустынные монастыри, что дало основание В.О.Ключевскому ввести понятие «монастырской колонизации» севера. Основателем движения пустынников был Сергий Радонежский, из обители которого в XIV – начале XV вв. вышло 27 пустынных монастырей-колоний. Главные направления монастырской колонизации шли от Троицкого Сергиева монастыря по реке Кострома на реку Вычегду, а также по реке Шексна на Белоозеро. Несомненна христианизирующая роль этого движения на язычников-финно-угров, земли которых оно охватило, следует отметить, что вместе с христианизацией происходила и постепенная русификация финно-угорского населения, поскольку, принимая «русскую» веру, финно-угры принимали и русскую православную культуру, а также и язык. Очевидно, что колонизационное движение не могло миновать земли, населенные пермянами–коми, но сценарий колонизации был изменен трудами Стефана Пермского, предложившего свою программу христианизации пермян.Эта программа включала проповедь основ христианской веры на родном пермянам языке, строительство школ, церквей, монастырей. Результатом деятельности Стефана Пермского стала Пермская епархия - первое иноэтничное административно-церковное образование в пределах Московского княжества.
Единственным достоверным источником, освещающим эти события, является Житие Стефана Пермского, составленное монахом Троице-Сергиевского монастыря Епифанием по рассказам самого Стефана и рассказам очевидцев миссии Стефана, возможно даже из числа крещеных пермян. Житие было написано почти сразу после кончины Стефана Пермского, и этот факт свидетельствует о многом. Жития – не светская литература, они составлялись, как правило, спустя долгое время после кончины подвижника, и только в том случае, если подвижник был уже причислен к лику святых. Житие – это, по сути, книжное обоснование культа святого, это значит, что святость Стефана не вызывала сомнений у его современников. Надо сказать, что святость не награда, ею не награждали, как, допустим, Орденом Ленина, святость выясняли, главным образом, из посмертных чудес подвижника. Русский философ Г.П. Федотов называет людей, отмеченных святостью, «религиозными гениями». Так что с точки зрения знавших его Стефан Пермский признавался религиозным гением уже при жизни.
Религиозный подвиг Стефана, по мысли Епифания, равен подвигам первых апостолов и равноапостольной деятельности славянских просветителей – Константина-Кирилла и Мефодия, и, как следствие, он является обоснованием концепции апостольского (или равноапостольного) происхождения христианства в Вычегодской Перми.Такая оценка подвига св. Стефана была обусловлена тем, что, по верному замечанию итальянского слависта Рикардо Пиккио, «впервые славянская Церковь выступила не как ученик…, но в роли Учителя и Апостола».[2]
По Епифанию, историческая роль Стефана в христианизации Перми есть не что иное, как осуществление воли Бога, возложившего на него апостольскую миссию, как некогда на первых апостолов. Епифаний обстоятельно перечисляет где, когда и какие народы были приведены в христианскую веру десятью наиболее видными из апостолов: Петром, Иоанном Богословом, евангелистом Матфеем, Филиппом, Фомой Близнецом, братом Христа Иудой, Симоном Зилотом, Варфоломеем, Андреем и Павлом, и делает вывод о том, что поскольку апостолы «в Перми не успеша быти», то их миссия возлагается на Стефана. Определенная таким образом преемственность просветительской деятельности Стефана апостольской традиции, егоравноапостольность, служит для Епифания оправданием созданной Стефаном письменности. Епифаний сравнивает творчество Стефана с творчеством равноапостольного Констнтина-Кирилла и приходит к выводу, что грамоты, созданные ими, лучше эллинской, которая создавалась язычниками, в то время, как и Кирилл, и Стефан – угодники Божьи. Сравнение деятельности Стефана и Кирилла имеет еще одни смысловой план: таким образом, утверждается главный аспект деятельности Стефана – основание национальной Пермской Церкви с богослужением на пермском (коми) языке, как некогда Кириллом было обосновано право славян на известную церковную автономию с литургическим славянским языком. Мы не можем судить о том, какой, по мысли Стефана, должна была стать Пермская Церковь, поскольку этой его идее не суждено было сбыться, однако можно с уверенностью говорить о жизненности утвержденной им на христианской религиозной почве культурно-языковой автономии коми народа.
Согласно Патриаршей летописи в 6891 (1383) году митрополит Пимен учредил новую, восемнадцатую по счету епархию на Руси и назначил ее епископом Стефана Храпа, ростовского иеромонаха. Особенностью этой новой епархии было то, что она учреждалась не для русских прихожан, а для вновь крещеного народа, известного в то время как пермяне. Новая епархия получила название Пермской, поскольку ее территория фактически совпадала с территорией, которую на Руси называли Вычегодская Пермь, соответственно, Стефан Храп стал именоваться епископом Пермским. Таким образом, Вычегодская Пермь в составе Пермской епархии включалась в Русскую (Киевскую) митрополию Константинопольского патриархата, а, поскольку местом жительства митрополитов всея Руси была уже Москва, а не Киев или Владимир, то Вычегодская Пермь подпадала в духовное подчинение именно Москве. Очевидно, это означало и политическое присоединение к Московской Руси, но нужно отметить, что присоединялись к Москве не аморфные «земли», на которых проживали некие «пермяне», присоединялась Пермская епархия – целостное духовно-политическое образование, имеющее свои территориальные границы и язык. «Земли» и населяющие их народы входили в состав Руси и прежде, но без признания их территориальной и языковой целостности они смешивались со славянами и вскоре теряли свою национальную идентичность – становились русскими. В этом смысле, Вычегодская Пермь впервые входила в состав становящегося Московского государства официально, на правах автономного церковно-политического территориального образования. Особенностью этой территории как новой административной единицы Руси было то, что здесь епископ совмещал и духовные, и административные функции, а площадь новой епархии значительно превышала площадь самого Московского княжества. Значение этой церковно-политической акции для истории России огромно и, по-видимому, еще не оценено по достоинству. Во-первых, на примере Перми Вычегодской впервые был осуществлен опыт федерализма в будущем политическом устройстве России, и, во-вторых, христианизация и присоединение к Москве территорий Перми Вычегодской, а затем и Перми Великой фактически открыли для России ворота в Сибирь, и стали первым шагом в будущем становлении евразийской Российской империи. В-третьих, в лице Стефана Пермского Русская православная церковь не только впервые выступила в учительной миссии, но и впервые, по словам русского религиозного философа Г.П. Федотова, дала «религиозное обоснование иной национальной культуры».[3] Федотов имеет в виду Стефановский замысел Пермской Церкви со своей национальной иерархией и пермским (коми) языком богослужения и книжностью на коми языке. В современных научных интерпретациях создание Стефаном Пермским коми письменности предстает как сугубо филологическая акция, но для эпохи XIV века эта акция имела религиозно-реформаторский и политический характер. Согласно доктрине о «церковном триязычии» признанными литургическими языками были греческий, латынь и еврейский, в IX веке по благословению римского папы Адриана литургическим был признан славянский язык. В целом же христианизация Европы в языковом аспекте шла как распространение священных книг и богослужения на латыни (за исключением Армянской церкви и славянского богослужения). Фактически до XVI века переводы священных книг на народные языки признавались еретическими и осуждались Церковью. В свете этого, письмотворчество Стефана Пермского, а главное – признание в лице Русской митрополии Православной церковью пермского (коми) языка в качестве богослужебного – явление в высшей степени уникальное. По сути это означало не что иное, как включение пермского (коми) языка в ряд литургических, наряду с греческим, латынью, еврейским и славянским, и стало возможным только благодаря исключительному церковному авторитету Стефана Пермского. Политическое значение этой акции заключается в признании Русью языкового идентитета пермского (коми) народа, входящего в состав государства. Никогда и нигде в мире, ни до Стефана, ни после него народы не входили в состав государства таким образом. Конечно, присоединялись к России и другие народы: кто-то добровольно, кто-то нет, но подобной акции – с признанием языковой, национальной и территориальной идентичности небольшого народа – не было не только в истории России, но и в мировой истории в целом.
Что касается коми народа, то следует отметить существование связи между спецификой принятия им христианства и становлением его этнического самосознания (комиэтничности). Специфика заключается в целом комплексе факторов, главными из которых являются проповедь христианства на национальном языке, перевод христианских текстов на коми язык. Для различных родоплеменных объединений коми установление географических, лингвистических границ в рамках епархии способствовало выработке аспектов самоидентичности на конфессиональной основе, что и привело в дальнейшем к формированию собственно коми этноса. Об этом свидетельствуют и коми легенды о Стефане Пермском. Согласно этим легендам, Стефан плавал на камне по всем рекам Коми края, чтобы обратить язычников-чудь в христианскую веру. Подобное легендарное плавание – не что иное, как фольклорное объяснение объединения коми народа в единой христианской вере. На самом деле, кроме как у коми, ни у одного народа в мире нет легенд о своих крестителях.
Благо или нет присоединение к Руси-России – вопрос риторический. Это произошло и нам остается только принять этот факт. Проблема в том: будем ли мы сетовать и скорбеть по этому поводу или все-таки примем его и посмотрим на него иначе. В том же XIV веке приняла крещение Литва, но ведь для нее не было создано ни азбуки, ни письменности, как, впрочем, и для многих других народов Европы! То, что коми народ сформировался вокруг (или благодаря) Книжности – факт неповторимый и уникальный. И не он ли объясняет, почему из среды малого народа вышли такие выдающиеся личности как Каллистрат Жаков и его ученик – Питирим Сорокин, физик и философ Василий Васильевич Налимов, что была создана замечательная литература, не уступающая шедеврам русской прозы и поэзии ХХ века, и даже то, что в Великой Отечественной войне Звездой Героя были награждено 20 наших земляков, не считая кавалеров Ордена Славы, не считая сибирских зырян, которых записывали русскими – если посчитать в процентах, то получится, что коми были едва ли одним из самых отважных народов России».
[1] Епифаний Премудрый. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский / Ред. Г.М.Прохоров. СПб., 1995. (Перевод, составление, комментарии Г.М.Прохорова).
[2] Р.Пиккио История древнерусской литературы. М.2002. С.136.
[3] Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1992. С.137.
Комментарии (131)
Условно можно считать "вхождение" добровольной платой дани новгородцам. А затем московскому княжеству, когда они, при помощи Стефана отжали эти земли у новгородцев.
...
у удмуртов не было "Стефана" - и ничего,
состоялись как народ ...с выдающимися личностями...
глупости. каждый должен сам отвечать за свои поступки.
но существуют сегодня как народ
,хоть и без государства .........................
думаю , что саами чувствуют себя счастливее,
чем вымирающие коми (
--------------------
вот именно - единственный ! как можно верить единств.тенденциозному источнику на 100 процентов ? ну на 50 - еще можно. но другие 50 ........?
естественно этот источник будет про-церковный . а не критически настроенный против церкви .(
Какую сумму РПЦ выделит для восстановления разрушенных и сожженных священных артефактов ?
Обратимся к Первоисточнику, Евангелию
(Мф.10)
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших"
в житии Стефана Пернмского описано несколько другое....
Почему,принявшему монашество Стефану не изменили имя во время принятия монашества ?
Например преподобный Сергий Радонежский до принятия монашества имел имя Варфоломей. Замена имени для принимающих монашество и сейчас сохранилось. Но Стефан остался Стефаном - а был ли он монахом ?
Но и с интересом.
__
У Гумилева про христинизацию новгородчины честно все изложено. Потому и слабо верится в столь любезный поход Стефана на Север.
Кандидат филологических наук сымет квартиру.
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших"
откройте житие Стефана Пермского - в нем описано что точно так как призывает Иисус Христос проповедовать - проповедовал Стефан ?
а Вы пишите : "Потом, с точки зрения религиозных народов средневековья христианизация пермян была их спасением."
откуда сие вам известно ? вы пророк ? или ясновидящий ?
с точки зрения средневековой инквизиции в Европе - пытки и изуверские казни католических фанатиков тоже были "во благо" казненных и истязуемых.
В реальности инквизиторы служили сотоне.
Стефан был крещен во имя первомученика, очевидно, что он не видел смысла в перемене имени.
По поводу стефана пермского, вы упускаете две не маловажные детали.
1) всё что ВЫ правомславные знаете о стефанеэто писанина епифания, которую якобы отыскал придворный изТОРик РОМАновых лжец Карамзин.
При анализе этой писанины Епифания Н.И. соболевым видно, что она списана с более раннего произведения "Повести освятом Аврамии Ефрема Сирина".
Вот почитайте и убедитесь фальшивости этого произведения.
ВСЁ!!!! Кроме, этого писания и лживых поповских летописей у православнутых больше ничего нет о житие Стефана.
Зато есть людские легенды, совершенно не связанных с друг другом людей и они говорят о том, что стефан был с дружиной и уничтожал пермскую культуру и всех кто её придерживался.
Письменость уже была на руси до прихода римлян ортодоксов с юга со своей идеологией порабощения, это письменность была ГЛАГОЛИЦА(ГЛАС_ГОЛА) это письменность всего СЕВЕРА- АНГоЛОВ в британи, ГАЛОВ на перинеях, МАголов на руси, ЗЕМЛЕ ГОЛОВ.
(Кстати САКСЫ -это СА- свой, наш, АКСЫ-ОКС-князь.)
У Голов был общий язык от Сахалина до Британи, и он был очень похож на коми язык, пока не появилась письменность Глаголица и не появился письменный язык РУСКИЙ, что и передодиться как РЕЧЬ, РОЧ то-есть писменная РЕЧЬ.
И так называемые арабские цифры, тоже придумали люди живущие не в пустыне, а писавшие на дереве прямыми РЕЗАМИ , иначе к чему в них количество углов?
Слово писать в руском , это слово ПАСить, тоесть рисовать ПАСЫ (по коми родовые знаки на дереве), что благополучно делали люди на урале ещё 10 тысяч лет назад создавая шингирского идола. самого древнего между прочем.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шигирский_идол
Небыло никакого тартаро-магольского ига, это ТАРТАРцев на МА (земле) ГОЛов захватили римляне ортодоксы, в том числе и Стефан Крап - римлянин воевода разоритель пермских земель.
На последок о зверствах Стефана ортодокса над мирным старцем Мелейкой.
"Имя М., как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в к.-з. легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентье-во (к.-з. Мелей): Мелей + айка "старик" = М. (Меляйка).
Состязание Стефана с М. предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам "колдовского эпоса" к.-з. Вначале следует сюжет "Сусло, стой! - Коли сусло, стой, то и лодка стой!": Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу М. гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор М.. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и М. произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в "колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! - Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!" После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. М. нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что М., как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке. Тогда М. произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный М. выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить М. топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого М. разрезали ему нательный пояс.
Лит.: Доронин 1947.
Н.Д. Конаков
Но простите, кто принес на русь, тоесть финоугорский Север , а точнее РУСЬ войны?
Север тоесть по описаниям многих путешествиников был очень миролюбив, даже Геродот описывая земли на северном берегу океана , описывает Борейцев, как мирных и не воюющих с соседями.
Но радостная и мирная жизнь на Руси-тартарии закончилась с приходом римлян-ортодоксов с юга.
Пермой пала москва рЮР_РИКов (ГЛАВА СТРАНЫ), но она пала не от Тохтамыша (по-коми КОСОГЛАЗЫЙ), как малюют ортодоксы и изторики сейчас, а пала от римлян.
Вот древняя гравюра, где четко видно, что нападающий в латинянской короне:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нашествие_Тохтамыша_на_Москву
После обмана и подлости войска римлянина проникли в москву и оставшихся в живых раздели, так раздевают рабов перед продажей, позже самым популярным товаром ВАРЯГ (РАБ ЛЕСНОЙ) в римскую византию, были не меха, а рабы, потому в англиском Slav имеет значение РАБ.
Словены не захватывали финоугоров, они вышли из финоугров, в процесе мутации генов, потому С_ЛОВ_ЕН ( По-коми С ДУШОЙ БОГА). ГОЛ_ЛОВа -это хранилище души у язычников севера, а раз голова светлая как их бог солнце, то и получается, что светловолосых называли С ЛОВ ЕНами, потому среди коми есть, как темные и слегка желтокожие, так и светлые и голубоглазые в одной и той же семье.
А РУСКИЙ это не народность, это словены и финоугры, говорящие и ПИШУЩИЕ на руском языке.
Скажите, столбы выветривания на плато мань-попунёр, что это на самом деле? Ведь версия про выветренные скалы не выдерживает никакой критики, это очень похоже на останки некого древнего сооружения!
до британи, то заметно развитие, так называемых стоунхенджей. В британи представлен, как бы молодой завершающий, развитый вариант.
Грандиозные сооружения на севере и сейчас есть и куда более древние, чем пирамиды египта.
Например на кольском полуострове есть пирамида и она из цельных камней , а не из бетонного раствора, как египетские.
у коми есть легенда ч, что ЗАРНИ АНЬ (Золотая баба) как раз изначально была на Ладоге. После при нашествии ортодоксов её перетаскивали всё глубже на восток.
Здесь фото с кольского полуострова:
http://www.yperboreia.org/tour08-19.asp
Технология развитой уникальной обработки камня видны и в постройках Питера, это ложь что город основал петр 1, он был задолго до него и ещё до его рождения ладогу называли и как ПЕТРОВСКОЕ море, по-коми ПЕТР обозначает ПИ- СЫН, ТР- ТыРь - сохранение, то-есть СЫНА ХРАНЯЩЕЕ.
Рус - это коренная нация, самая непокорная, которую стараются уничтожить уже не одно тысячелетие. Мы живем на их землях. Русы никогда не были рабами.
«Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали «dwesti tridsat chetire». В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Уджайне где-то две тысячи лет назад. На санскрите 234 будет «dwishata tridasha chatwari». Возможно ли большее сходство? Вряд ли найдется еще два различных языка, сохранивших древнее наследие – столь близкое произношение – до наших дней.
«Мне довелось посетить деревню Качалово, около 25 км от Москвы, и быть приглашенным на обед в русскую крестьянскую семью. Пожилая женщина представила мне молодую чету, сказав по-русски "On moy seen i ona moya snokha" (Он – мой сын и она – моя сноха).
«Как бы я хотел, чтобы Панини, великий индийский грамматист, живший около 2600 лет назад, мог бы быть здесь со мной и слышать язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими тонкостями!
«Русское слово seen (сын) – это son в английском и sooni в санскрите… Русское слово snokha – это санскритское snukha, которое может быть произнесено так же, как и в русском. Отношения между сыном и женой сына также описывается похожими словами двух языков…
«Вот другое русское выражение: To vash dom, etot nash dom (То – ваш дом, этот – наш дом). На санскрите: Tat vas dham, etat nas dham… Молодые языки индоевропейской группы, такие как английский, французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол is, без чего приведенное выше предложение не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без глагола-связки is, оставаясь при этом совершенно верными и грамматически и идеоматически. Само слово is похоже на est в русском и asti санскрита. И даже более того, русское estestvo и санскритское astitva означают в обоих языках «существование»… Схожи не только синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде…
«В европейских и индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых систем, как в русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые темные главы древней истории на благо всех народов.»
Призыв этого ученого воодушевил немногих исследователей глубже проникнуть в древнюю связь Русского севера, прародины индоевропейцев, с современными культурами Европы и Азии.
sooni - суни-
на коми -с(з)онка,
на немецком - с(з)он - произносится как "сзоун".
это ближе чем "сын".
скорее всего русское сын пришло из финнугорских языков ,
вполне может быть из коми .
на пермских языках - нань, нянь
Так же, как и руский язык санскрит имеет более сложные (длиные ) слова.
Этих пришельцев с более развитыми знаниями индусы называют ГУРУ, а может это искаженое название ЙОГРА , уГРа?
И вот, после рассмотрения того, как различаются гаплотипы у разных народностей и этнических групп, вдруг видим, что гаплотипы многих индусов и многих славян практически идентичны!
При рассмотрении 718 гаплотипов пакистанцев (вряд ли стоит напоминать, что Пакистан отделился от Индии совсем недавно, а мы говорим о тысячелетиях) самая большая группа имела следущий гаплотип:
16-12-25-11-11-13
А какой там был «базовый» у славян?
16-12-25-11-11-13
Тот же самый.
Напомним, что «базовый» - это тот гаплотип, что был у предков тысячелетия назад, а потом у потомков оброс мутациями. Хотя и сам сохранился у многих потомков, немутированный в силу простой вероятности, причем, как правило, в наибольших количествах. Чтобы он весь мутировал, нужно не менее 10-15 тысяч лет. Выходит так, что у славян и индусов вполне мог быть общий предок, с тем самым «базовым» гаплотипом, 16-12-25-11-11-13.
Следуя вашей логике праюгра специально учила своему языку другой народ? Напомню вам, что фино-угры другой народ, с гаплогруппой N.
Изначально гаплогруппы N и R считались сестринскими произошедшими от одной макрогруппы К, но позже появились P ореол обитания южный урал и сестринская c R гаплолгруппа Q - индейцы. Здоровское волшебство, где словены-R1а и где индейцы Q, аш два разных материка и необнаружено следов перехода на земле. Шайтан или инопланетяне не иначе.
Повторюсь, генетика наука ещё молодая и анализов крови ещё очень мало, будут ещё изменения и корректировки.
Но то, что гаплогруппа N древнее, чем R подтверждено, и ореол обитания этих гаплогрупп почти одинаков и сильно соприкасается, плюс язык, плюс письменность. Отсюда я делаю вывод что R сестринская или дочерняя гаплогруппа N.
Мне понравмилось ваше выражение класический РУС, где ж такого откопали?
По поводу индии , то философия индусов очень похожа на языческую у коми. Теже несколько уровней или неб, тот же понтеон богов-природных явлений, и слово ЙОГА
- на коми обозначает СВЕТ, а дословно ЙО - это личное Я. ГА-по финоугорски ДВИЖЕНИЕ, течение. Тоесть это внутрений СВЕТ.
Кстати, ЙО-это то слово, от которого образовалось в руском слово Я.
А первая буква в глаголице, это не АЗЪ-обозначающее "Я", а АЗЪ - от слова ЙОЗ-народ по коми.
На территории Рос_сии (уничижительное римское название) Тар_тарии две основные гаплогруппы более древняя N и молодая R они смешаны , что говорит о том, что они сестринские и не конфликтующие.
Если для вас Клесов не авторитет, то не знаю на что опереться в своих аргументах.
Из Клёсова.
Понятие «праславяне» требует корректного определения. В терминах ДНК-генеалогии – это люди, жившие в древние времена на Русской равнине, и которые являются прямыми предками современных славян. Этим мы автоматически выходим на понятие рода, гаплогруппы, ДНК-наследственности.
Среди современных славян есть четыре основных рода-гаплогруппы – это R1a (в среднем половина от этнических русских, они же славяне, потому что говорят на языках славянской группы), I1 (около 7%, или каждый четырнадцатый), I2 (15%, или каждый седьмой) и N1c1 (столько же, 14%, прибалтийские и северные славяне). И вот оказывается, что предки большинства славян – не «коренные», хотя и древние, а прибывшие издалека.
Если считать прямых предков сегодняшних славян в РФ, то R1a пришли сюда примерно 4800 лет назад, кружным путем, который занял 15 тысяч лет, из Центральной Азии через Тибет, Индостан, Иранское плато, Анатолию (современную Турцию), на Балканы, и оттуда на Русскую равнину около 5 тысяч лет назад, как род ариев. Оттуда, с Русской равнины, и начались походы легендарных ариев, гаплогруппы R1a. Но потомки тех ариев, которые ушли по разным направлениям, уже не славяне, а индусы, иранцы, арабы, турки и много других. Хотя немало прямых потомков ариев и среди современных русских, украинцев, таджиков, киргизов, башкир.
N1c1 пришли на Русскую равнину только примерно 2500 лет назад, и прибыли тоже кружным путем, со стороны Алтая, через северный Урал, и в итоге на север будущей России, и в южную и восточную Прибалтику.
А вот с гаплогруппой I, которая представлена двумя подгруппами, I1 и I2 – загадка. Они, похоже, на Русской равнине самые древние, коренные, еще со времен далекого доледниковья, возможно, 35-40 тысяч лет назад. Может и раньше, когда гаплогруппы I еще не было, а была сводная гаплогруппа IJK, 40-50 тысяч лет назад. Сейчас мы их видим на Русской равнине, и вообще в Европе, двумя ветвями, с датировками всего 3600 (I1) и 2300 лет назад (I2), но их общий предок жил уже не менее 30 тысяч лет назад. Технически, это самые древние праславяне, по происхождению.
А основная загадка в том, как европеоиды попали в Центральную Азию, поскольку они там жили еще как минимум 20 тысяч лет назад. И почему и I1 – европеоиды, которые в Центральной Азии не обнаружены, и R1a-R1b европеоиды, которые, напротив, из Центральной Азии в Европу пришли несколько тысяч лет назад? И вот анализ всех этих и многих других привходящих факторов и наблюдений ведет к (предварительному) выводу, что они все с Русской равнины (или в целом из Европы) и расходились, примерно 50-60 тысяч лет назад. И были они тогда все европеоиды, сводной гаплогруппы F, из которой уже все гаплогруппы, от архаичной G до относительно новой T, и постепенно образовались, путем необратимых мутаций в Y-хромосоме ДНК. Европеоиды здесь – это сугубо антропологическое понятие, включающее десятки характеристик. Они могли и не в Европе образоваться, но так получилось, что, похоже, именно в Европе.
Так что вопрос о происхождении праславян, а именно прямых предков современных славян (которые, кстати, далеко не только этнические русские, а и поляки, и чехи, и словаки, и сербы, и хорваты, и словенцы, и болгары, и украинцы, и белорусы, и литовцы с латышами, и многие другие), выходит в плоскость происхождения человека. И здесь ДНК-генеалогия открывает совершенно новые пласты знания, еще несколько лет назад совершенно немыслимые. Да и сейчас плохо осознаваемые. «Штатные ученые» от этого шарахаются, потому что надо мышление переделывать, парадигмы ломать, планы научной работы переделывать, а это дело болезненное и не сулящее ничего хорошего, по крайней мере, в ближней перспективе. А бюрократы только ближней перспективой живут, в том числе бюрократы от науки. И вообще дело политически рискованное – там гранты, карьера, начальники, для которых это еще более болезненно и неприятно. В общем, будущие академики сейчас совсем молодые, и выбор пока их. Потом выбирать будут за них другие.
Не забивайте свой мозг его писаниной, у него масса подтасовок.
Значит и праславяне это финоугры, тоесть арии.
Не зря же гитлер искал корни ПИ- РУСов(ПИ-СЫН РУСа) и ДОЙЧ (ДОЧЬ) ариев среди финноугров.
Всё ровно сходится.
Офицальная версия ортодоксов. это сплошные инопланетяне.
И обратите внимание на названия рек в сибири и на руси, их множество и все они находятся на территории традиционного проживания финоугоров и употреб**ется это ГА с финоугорскими корнями. Одна ВОЛ_ГА чего стоит.
Названия водных объектов в отличии от населеных пуктов изменяются редко, потому их считают более древними названиями.
А в русском предостаточно: но-га, день-га, серь-га, пур-га.
Не гоните пургу. А как с коми Вол-га?
которые находятся в традиционных местах проживания финоугоров и это в основном север и сибирь.
гляньте сами:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_рек_России
Ещё заканчиваются на корень ВА - по коми ВОДА.
ДЕНЬГА от слова ТАНЬ_ГА, ДАНЬ_ГА.
СЕРЬГА
СЕРЬ- СЕР - по-коми ЗНАК, ОРНАМЕНТ, РИСУНОК
ГА -движение.
Получается СЕРЬГА движущийся, колышущийся орнамент.
ПУР_ГА
ПУР- или ПУШ, в комине в открытую, но в словах имеет значение ПУШЫСТЫЙ.
пример: ПУРКЫД или ПУШКЫД - пушистый, слоистый, пышный.
Получается ПУРГА - ПУШИСТОЕ ТЕЧЕНИЕ (СНЕГА).
Река ВОЛ_ГА, тут либо ВОЛшебная от финоугорского слова ВОЛхв, либо ВОЛ от ВОЛок, которое в свою очередь от финоугорского слова ВОЛаны - ИДТИ.
Я больше склоняюсь к ВОЛьной, это слово тоже от ВОЛаны - идти.
Слово СЛАВА это СЛАВА где ЛА гармония или огонь, ВА -ВОДА, ЭНЕРГИЯ.
Словены и правда это южане до карпат, а РУСЬ ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО север, так что ошибка называть Русь киевской например, это наименование произошло лишь в 18 веке, когда римляне размывали и искажали историю пытаясь запутать и присвоить достижения РУСИ, то есть севера.
В ГОСПОДИНЕ ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ со столицей Ярославль например указано что внем прживают : СЛОВЕНЫ, ТАРТАРЦЫ И ЧУДЬ. Здесь тартарцы, не нынешние татары, (которые теже финоугры только мусульмане) , а жители тар _тарии (царство царств) от камчатки до кольского полуострова.
Так что до завоевания тартарии римлянами ортодоксами народы жили вместе и вполне мирно.
Войны и деление тартарии на мелкие племена пришли с юга вместе с ортодоксией.
Тохтамыш вполне мог быть по другую сторону стены и оборонять финоугорскую москву, он мог быть и дмитрием донским.
Тут пока тьма потому, что большинство фактов писаний уничтожалось столетиямии внедрялась новая изТОРИЯ, где ортодоксы были освободителями от ТАТАРОМАГОЛ.
Куда не взглячни , что на гравюру на реке вежа где четко видны горы (скорее уральские, может и на вычегде), а нам подсовывают версию битвы на каком-то ручье посреди поля, где кроме одной кольчуги ничего не найдено, но зато стоит церковь, что бы свечки продавать.
Гравюра битва на реке воже.
_http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_на_реке_Воже
место нынешнего поклонения:
http://mediaryazan.ru/news/detail/191347.html
Уводят от правды лжецы в рясах, боятся её.
Вот в кирове проходит ВЕЛИКОРЕЦКИЙ кресный ход на какую-то речку вонючку, а ведь на самом деле это был поход на ВЕЛИКУЮ РЕКУ ВОЛГУ.
Опять же обман и увод от традиционных устоев.
ОРТОДОКС по коми ОР-гной, ТОД, учение, ОКС- князь. Получается ОРТОДОКСЫ - гнойных, лживых учений князья.
Патриарх Кирилл назвал славян животными людьми 2 сорта:
_http://www.youtube.com/watch?v=VYvPHTYGwVs
И кстати, в английском языке раб не только Slave, но и много других обозначений, видать все рассы, кого они принуждали работать, они презрительно и обзывали. Тогда отпечаток Slave в англ языке может означать, что когда то они использовали принудительный труд славян и позже презрительно стали сочетать слово славянин со словом невольник - раб, как и негр - невольник - раб.
Раб -
slave
раб, невольник, вспомогательное устройство
serf
крепостной, раб, работяга, ишак
helot
илот, раб
thrall
раб, рабство
bondman
раб, крепостной, виллан
bondsman
раб, поручитель, крепостной, виллан
bondservant
раб
bondslave
раб
оРДа- это коми слово РоД, на бересте писалось одинаково РД.
ОРДЕН РЫТСАРЕЙ
ОРД- ОРД
ЕН- БОГ
ОРДЕН получается РОД БОГА.
РЫТСАРЬ
РЫТ-ЗАПАД
САР- ЦАРЬ
РЫЦАРЬ пиолучается ЗАПАДНЫЙ ЦАРЬ (европеец по отношению к руси)
Северный климат не позволял делать крепкий алкоголь из пшеницы, потому готовили слабоалкогольный сур или пива.
Южане первыми начали гнать крепкий алкоголь, так как урожай пшеницы был хорошим.
Потому и сопротивление у южан к ркепким напиткам выше, их организм раньше адаптировался к алкоголю, чем у северян. Потому южане ортодоксы использовали это средство для одурманивания северян, при этом не так пьянея.
Да и если взглянуть на римскую византию, то пьянство, как и распутство там процветали.
А если взглянуть на рисунки попов современниками царской россии , то это сплошь полупьяные пузаны.
Да и сейчас поп и алкоголь братья.
Картины маслом из царской россии:
http://pora-valit.livejournal.com/1687452.html
А позже римляне-ортодоксы их уничтожили.
Откуда пришли этруски тщательно маскируется. Но можно посмотреть на фигуры и рисунки этрусков и сравнить с деревяными скульптурами пермии и мы обнаружим и ту же улыбку у богов и теже большие и раскосые глаза.
К тому же так же как и пермяне урала этруски были отличными рудоискателями и плавильщиками.
Если посмотреть на историю ИУДО-ГРЕКО-РИМлян ортодоксов, то заметим , что они не обладали знаниями созидания, их идеология захват , порабощение и паразитирование над другими народами.
Их герои это воины захватчики, а их святые кровавые палачи, как Николай 2 например у РПЦ. Это идеология паразитирования над народами, а не созидания и познания вселенной.
Оглянитесь вокруг, это ведь всё ещё продолжается и сейчас на Руси. Русь в рабстве у паразитов-ортодоксов, чего уж тут скрывать.
------------------------
Только одно но. Фестский диск(этусское нечитаемо) прочитал Гриневич, прочитал на русском языке, а не на коми.
http://www.youtube.com/watch?v=jZL49inlt78
Вообще то на фестском диске изображены знаки, а не слова идентифицировать языке не возможно, можно только смысл.
К тому же руский, произошел от финоугорского и это письменный язык финоугров и словен.
Почему в орде ханы переписывались на рускоим языке , если они были неруси? прям страннно как-то, но странность исчезает если понять, что они переписывались на родном языке финоугорском, только письменном, который назывался РоЧ, РеЧЬ, РоС, РуС, тоесть РУСКИЙ язык образовавшийся при письме финоугорского. Ведь слова не разделялись пробелами изначально, вот и появлялись более длинные руские слова из коротких угорскийх корней.
Сам финоугорский язык имеет происхождение от северного китая алтая-тибета где переждав ледник, народы пошли расселяться.
Китайский и финоугорский имеют много схожих слов, это заметил ещё Калистрат Жаков, но не смог сделать выводы происхождения этого сходства. Так же как и выступить с докладом на эту тему, не дали ему это сделать тогдашние ортодоксы, пытаясь высмеивать и оскорб**я.
Сам начинал с изучения его книг, земля ему пухом!
Тот так же лихо слова раскрывал ещё лет 20 назад.
Россия являются хранилищем кода биосферной эволюции. Пока существует Русь - у человечества есть шанс избежать деградации и вымирания. При изучении древнейшей истории становится очевидным, что периферийные цивилизации со временем затухают и им требуется новые пришельцы из центра Евразии. Мы наблюдаем эти волны миграций из Восточной Европы на примере ариев Индии, которые сменили дравидов. В свою очередь дравиды покорили более древний слой первых индусских переселенцев. Тоже мы наблюдаем в Америке, Японии, Китае. Даже Ирландию в давние времена сформировали племена Дану, прибывшие с реки Дон, Уже в нашу эру готы и гунны прокатились по античному миру и сформировали сегодняшнюю Западную Европу.
Именно на Руси происходит непрерывный процесс преображения человечества, который формирует новые цивилизации. Они слоями расселяются по планете. В этом есть смысл эволюции ноосферы. Однако в последние годы в США и Китае возникли геополитические проекты умерщвления российского этноса, как конкурирующего. Но, как невозможно развиваться кроне дерева без корней, так невозможно существование периферийных миров эллинов без материнской троянской цивилизации Руси.
только вот у вас нет доказательств , что они не говорили на татарском )))
вполне возможно , что говорили на татарском ....
Вот Вам пример - древнее славянское приветствие было ЧЕЛОМ И ЛИКОМ! (то есть приветствую разумом и образом). Легко и непринуждённо преобразовалось в арабское САЛЯМ АЛЕЙКУМ! А может быть и одновременно употреб**лось, а? Тысячелетиями, а?
Спросите у любого мусульманина, что значит (а не означает) "Салям Алейкум"? Я спрашивал, никто не смог объяснить. Просто приветствие и всё. Из этого только один вывод, - выражение перешло по созвучию из древнеарийского культурного слоя.
пришло
скорее всего
из коми -
Чолöм !
Мф.10)
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших"
откройте житие Стефана Пермского - в нем описано что точно так как призывает Иисус Христос проповедовать - проповедовал Стефан ?
а Вы пишите : "Потом, с точки зрения религиозных народов средневековья христианизация пермян была их спасением."
откуда сие вам известно ? вы пророк ? или ясновидящий ?
с точки зрения средневековой инквизиции в Европе - пытки и изуверские казни католических фанатиков тоже были "во благо" для казненных и истязуемых.
В реальности инквизиторы служили сотоне.
с точки зрения никонеан : жертвы во время раскола на Руси - "совершены ради Христа и на то была Его воля "
не прижился
не применяется
игнорируется РПЦ ?
Мы пользуемся, как раз таки глаголицей (ГласГОЛа)это начертание букв удобное на бересте или дереве, и созданое на основе ПАСОВ (родовых знаков финоугров).
А вот то, что нам предъявляют, как глаголицу и является, южным письмом новоделом словен или же греков, на основе глаголицы. Удобное для написания на глине. Которое не прижилось, так же как и анбур.
А та глаголица, что мы имеем сейчас и создавалась под финоугорский язык письменный руский язык, была удобна для письма на бересте или дереве, и потому после некоторых незначительных изменений, по причине изменения и самого звукового языка, здравствует гармонично досих пор.
Такой вот хитрый казус устроенный ортодоксами.
- а я и привел по каким критериям должна проводится проповедь, эти критерии завещаны Иисусом Христом. Как проводил проповедь Стефан Пермский известно из его жития. Вы предлагаете что метод Стефана более приемлем ? чем метод Иисуса Христа?
Может предложите и Евангелие переписать под методы Стефана ?
"Что касается термина "спасение", то, в общем-то, это синоним понятия "обращение в веру". Или Вы отрицаете религиозность средневековых людей?"
- приведите мою цитату , которая вызвала у вас этот вопрос(про религиозность в ср.века). Религиозность в средние века граничила с фанатизмом - как у фарисеев распявших Христа. Отсюда - инквизиция в Европе и на Руси , раскол и прочая дикость мракобесов. Что общего у них с Учением Христа ?
"По коми легендам, чудь стала коми народом после принятия крещения. По летописям, после крещения пермяне становятся коми (есть и другие названия). Коми народ мог состояться при наличии условий для этого, и такими условиями стали территориальные границы епархии и языковое признание народа русскими. Есть еще и другие факторы становления этнического идентитета, но, скорее всего, Вы всё равно не поймёте."
- ну где же понять то ? если все ваши аргументы притянуты за уши из легенд и мифов.
По коми легендам, как и по алтайским легендам ЧУДЬ УШЛА, толи дальше по землям, то ли под землю.Я склонен думать, что она шла дальше от алтая до британи , это молодые поколения заселяли землю.
Про спасение.
Даже в вашем епифаневском писании говорится, что стефан уничтожал древнюю культуру пермян.
А там, где он появлялся горели избы, как костры инквизиции.
А в минуты помутнения рассудка стефан бегал с топориком по домам и выискивал идолов, найдя с животным остервенением рубил их.
Это даже епифаний не смог утаить.
По вашей логике получается, что коми народ не мог состояться без крещения? Вы о чем? Даже герои руских сказок имеют финоугорские имена.
А вот что произошло ,после крещения РУСИ - это разделение северного народа на мелкие племена. Так пермяне были разделены на коми и удмуротов и архангелов, а ВЕЛИКАЯ ПЕРМЬ превратилась уничижительно в Вычегодскую.
Не Богом..............
Вместо мифов , легенд и апокрифов.
....................................
Стефан прочитал не верно Евангелие,
применив насилие ?
сжигая идолов и священные рощи .......
"...и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их."
получается , что Ветхий Завет был у Стефана основой для проповеди ?