11:56, 23.09.2013 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «Хорошо вошли?»

Ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми Научного Центра Уро РАН, заместитель главного редактора журнала «Арт», кандидат филологических наук Павел Лимеров в своем блоге на БНК напомнил о том, что в этом году в республике отмечается 630-летие учреждения Пермской епархии и вхождения Коми края в состав Московской Руси. Процесс вхождения Коми края в состав Московского государства разворачивался по совершенно уникальному историческому сценарию, пишет историк.

KBV_1554.jpg

Фото Юрия Кабанцева

«В текущем году в Республике отмечается 630-летие учреждения Пермской епархии и вхождения Коми края в состав Московской Руси. Уже прошел ряд мероприятий, проведенных Сыктывкарской епархией в память этого события, ожидается и главное в этом ряду – 1-2 октября в Сыктывкаре пройдет международная научная конференция, которая рассмотрит вопросы, связанные с этим событием. Очевидно, что она не поставит все точки на «i», как не поставила их и предыдущая большая научная конференция, посвященная этим же вопросам и проходившая в Сыктывкаре в 1996 году. Однако это событие затрагивает интересы не только ученых и духовенства, но и простых обывателей, вызывая особенный полемический задор у пользователей интернета. В чем же дело? Почему событие более чем 600-летней давности вновь и вновь обсуждается на страницах журналов, книг, а в последний год вызвало буквально шквал негатива у некоторой части интернет сообщества? На самом деле, вся интернет-полемика строится вокруг одного вопроса: благо или зло деяние, совершенное Стефаном Пермским? Вопрос не новый, его бурно обсуждали в начале 1990-х гг., а в 1920-х гг. он обострялся особенно, и ему посвятил ряд своих публикаций и книг коми эмигрант Игнатий Мосшег. Впрочем, по свидетельству Епифания Премудрого, уже во времена Стефана находились осуждавшие его «неции, скудные умом» - правда, в самой Москве. Так что же произошло 630 лет тому назад?

Официальная точка зрения сводится к тому, что причиной присоединения Вычегодской Перми (так в то время называли Коми край) стали коми меха, игравшие роль конвертируемой валюты, и которые позарез были нужны Великому князю Дмитрию Иоанновичу, - чтобы платить дань (черный бор) хану Золотой Орды, ну и для прочих нужд княжества. Для этого был разработан хитроумный план, по которому в Пермь был послан ростовский монах Стефан Храп, снабженный охранной грамотой и небольшой дружиной, видимо – личной охраны. Задачей Стефана было крестить пермян-коми, но, чтобы сделать идеи христианства более привлекательными, он придумывает коми азбуку и переводит на коми язык богослужебные тексты, в том числе и Литургию. Стефан успешно справляется с этой задачей, и уже спустя 3 года учреждается Пермская епархия и, таким образом, Коми край присоединяется к Москве. Это событие рассматривается как безусловно прогрессивное, в нем обнаруживается особая роль Церкви в возрождении русской государственности, в единении русских земель, а в учительской миссии Стефана на первое место ставится его роль «идеолога и глашатая» идеи русской государственности. Для полудиких племен пермян-коми присоединение к Москве полагается благом, поскольку они, во-первых, приобщаются к русской православной цивилизации, во-вторых (так рассматривали вопрос в советские времена) они «получают» более «прогрессивную» религию, а в-третьих, получив грамоту, пермяне включаются в книжный мир славянства. Слабым звеном в этой цепи рассуждений является то, что, согласно летописи, тот самый «черный бор» от Перми Вычегодской московские князья отвоевали у новгородцев и устюжан еще в 1333 году, так что в дополнительных акциях по этому поводу вроде бы и не было смысла. Непонятно также, зачем создавать новую грамоту для лесного народа, если и на Руси в то время грамотных было не так много, даже и среди князей.

Согласно другой версии, Стефан привел на Пермь вооруженных дружинников князя Дмитрия и, буквально огнем и мечем, заставил пермян-коми принять христианскую веру. При этом пролились реки крови, многие из коми ушли за Урал, а часть их, по легендам, захоронила себя в земле. Деяниями Стефана была разрушена самобытная культура Вычегодской Перми, преемницы легендарной Биармии. Слабость этой версии в том, что она не подтверждается никакими документальными свидетельствами, более того, единственный исторический источник, каковым является Житие Стефана Пермского[1], написанное его современником, Епифанием Премудрым, говорит о том, что он все-таки принес грамоту, книги, а не меч. На это, приверженцы кровавой версии отвечают, что русские летописи факт военного нападения на Пермь скрывают из неких политических соображений.

На самом деле, история средневековья полна насилия, вооруженные конфликты и войны почти не прекращались, и русские летописи их освещают - порой даже очень подробно. Чего стоит, к примеру, нелицеприятный для русского сознания факт избиения русского войска в 1377 году на реке Пьяне татарами и мордвой, недавно широко отметившей тысячелетие дружбы с теми же русскими. Или взятие Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году – город было некому защищать, потому что князь Дмитрий Донской вместе с войском ушел из города в преддверие битвы. Так что обвинять русские летописи в сокрытии каких-то «скользких» тем, наверно, не стоит. Что касается «кровавых» присоединений к Москве, то и их было много, достаточно вспомнить кровавое взятие Новгорода, после которого он навсегда утратил былую славу. Московские войска покоряли вогульских князей, в 1472 году взяли и Великую Пермь, не говоря уже о покорении Сибири Ермаком и взятии Казани царем Иваном Васильевичем. История не терпит сослагательного наклонения, но если представить, что Ермак Тимофеевич с шайкой своих казаков-разбойников пришел покорять Вычегодскую Пермь – неужто этот факт стали бы скрывать летописи? Едва ли. С присоединением Коми края – Вычегодской Перми – все было иначе, не было крови, собственно, что и фиксируется в русских летописях.

Относительно колонизации славянами северных территорий, населенных финно-уграми, то это вопрос отдельный. На самом деле, колонизация началась не в XIV веке, а несколькими столетиями раньше. Те же летописи фиксируют названия финских племен мери, муромы, мещеряков, веси, заволочской чуди, земли которых были заняты славянами, и которые влились в состав русского этноса. Это не было завоеванием в обычном смысле этого слова: русские крестьяне «просачивались» на чужие земли, постепенно росла их численность, а местное финское население перенимало их быт, уклад жизни, веру и со временем ассимилировалось. Движение колонизационных потоков на север в различные периоды истории зависело от разных обстоятельств. Конечно, для русских крестьян оно стало возможным благодаря потеплению климата VIII – XIII веков, названному «малым климатическим оптимумом». В середине XIII века из-за разорения ряда русских княжеств монголо-татарами приток русских крестьян-колонистов на земли финно-угорского севера и северо-востока резко возрос. Способствовало крестьянскому колонизационному движению и века политическое усиление Москвы в начале XIV века. В том жеXIV веке в колонизационном движении славян главную роль стали играть пустынные монастыри, что дало основание В.О.Ключевскому ввести понятие «монастырской колонизации» севера. Основателем движения пустынников был Сергий Радонежский, из обители которого в XIV – начале XV вв. вышло 27 пустынных монастырей-колоний. Главные направления монастырской колонизации шли от Троицкого Сергиева монастыря по реке Кострома на реку Вычегду, а также по реке Шексна на Белоозеро. Несомненна христианизирующая роль этого движения на язычников-финно-угров, земли которых оно охватило, следует отметить, что вместе с христианизацией происходила и постепенная русификация финно-угорского населения, поскольку, принимая «русскую» веру, финно-угры принимали и русскую православную культуру, а также и язык. Очевидно, что колонизационное движение не могло миновать земли, населенные пермянами–коми, но сценарий колонизации был изменен трудами Стефана Пермского, предложившего свою программу христианизации пермян.Эта программа включала проповедь основ христианской веры на родном пермянам языке, строительство школ, церквей, монастырей. Результатом деятельности Стефана Пермского стала Пермская епархия - первое иноэтничное административно-церковное образование в пределах Московского княжества.

Единственным достоверным источником, освещающим эти события, является Житие Стефана Пермского, составленное монахом Троице-Сергиевского монастыря Епифанием по рассказам самого Стефана и рассказам очевидцев миссии Стефана, возможно даже из числа крещеных пермян. Житие было написано почти сразу после кончины Стефана Пермского, и этот факт свидетельствует о многом. Жития – не светская литература, они составлялись, как правило, спустя долгое время после кончины подвижника, и только в том случае, если подвижник был уже причислен к лику святых. Житие – это, по сути, книжное обоснование культа святого, это значит, что святость Стефана не вызывала сомнений у его современников. Надо сказать, что святость не награда, ею не награждали, как, допустим, Орденом Ленина, святость выясняли, главным образом, из посмертных чудес подвижника. Русский философ Г.П. Федотов называет людей, отмеченных святостью, «религиозными гениями». Так что с точки зрения знавших его Стефан Пермский признавался религиозным гением уже при жизни.

Религиозный подвиг Стефана, по мысли Епифания, равен подвигам первых апостолов и равноапостольной деятельности славянских просветителей – Константина-Кирилла и Мефодия, и, как следствие, он является обоснованием концепции апостольского (или равноапостольного) происхождения христианства в Вычегодской Перми.Такая оценка подвига св. Стефана была обусловлена тем, что, по верному замечанию итальянского слависта Рикардо Пиккио, «впервые славянская Церковь выступила не как ученик…, но в роли Учителя и Апостола».[2]

По Епифанию, историческая роль Стефана в христианизации Перми есть не что иное, как осуществление воли Бога, возложившего на него апостольскую миссию, как некогда на первых апостолов. Епифаний обстоятельно перечисляет где, когда и какие народы были приведены в христианскую веру десятью наиболее видными из апостолов: Петром, Иоанном Богословом, евангелистом Матфеем, Филиппом, Фомой Близнецом, братом Христа Иудой, Симоном Зилотом, Варфоломеем, Андреем и Павлом, и делает вывод о том, что поскольку апостолы «в Перми не успеша быти», то их миссия возлагается на Стефана. Определенная таким образом преемственность просветительской деятельности Стефана апостольской традиции, егоравноапостольность, служит для Епифания оправданием созданной Стефаном письменности. Епифаний сравнивает творчество Стефана с творчеством равноапостольного Констнтина-Кирилла и приходит к выводу, что грамоты, созданные ими, лучше эллинской, которая создавалась язычниками, в то время, как и Кирилл, и Стефан – угодники Божьи. Сравнение деятельности Стефана и Кирилла имеет еще одни смысловой план: таким образом, утверждается главный аспект деятельности Стефана – основание национальной Пермской Церкви с богослужением на пермском (коми) языке, как некогда Кириллом было обосновано право славян на известную церковную автономию с литургическим славянским языком. Мы не можем судить о том, какой, по мысли Стефана, должна была стать Пермская Церковь, поскольку этой его идее не суждено было сбыться, однако можно с уверенностью говорить о жизненности утвержденной им на христианской религиозной почве культурно-языковой автономии коми народа.

Согласно Патриаршей летописи в 6891 (1383) году митрополит Пимен учредил новую, восемнадцатую по счету епархию на Руси и назначил ее епископом Стефана Храпа, ростовского иеромонаха. Особенностью этой новой епархии было то, что она учреждалась не для русских прихожан, а для вновь крещеного народа, известного в то время как пермяне. Новая епархия получила название Пермской, поскольку ее территория фактически совпадала с территорией, которую на Руси называли Вычегодская Пермь, соответственно, Стефан Храп стал именоваться епископом Пермским. Таким образом, Вычегодская Пермь в составе Пермской епархии включалась в Русскую (Киевскую) митрополию Константинопольского патриархата, а, поскольку местом жительства митрополитов всея Руси была уже Москва, а не Киев или Владимир, то Вычегодская Пермь подпадала в духовное подчинение именно Москве. Очевидно, это означало и политическое присоединение к Московской Руси, но нужно отметить, что присоединялись к Москве не аморфные «земли», на которых проживали некие «пермяне», присоединялась Пермская епархия – целостное духовно-политическое образование, имеющее свои территориальные границы и язык. «Земли» и населяющие их народы входили в состав Руси и прежде, но без признания их территориальной и языковой целостности они смешивались со славянами и вскоре теряли свою национальную идентичность – становились русскими. В этом смысле, Вычегодская Пермь впервые входила в состав становящегося Московского государства официально, на правах автономного церковно-политического территориального образования. Особенностью этой территории как новой административной единицы Руси было то, что здесь епископ совмещал и духовные, и административные функции, а площадь новой епархии значительно превышала площадь самого Московского княжества. Значение этой церковно-политической акции для истории России огромно и, по-видимому, еще не оценено по достоинству. Во-первых, на примере Перми Вычегодской впервые был осуществлен опыт федерализма в будущем политическом устройстве России, и, во-вторых, христианизация и присоединение к Москве территорий Перми Вычегодской, а затем и Перми Великой фактически открыли для России ворота в Сибирь, и стали первым шагом в будущем становлении евразийской Российской империи. В-третьих, в лице Стефана Пермского Русская православная церковь не только впервые выступила в учительной миссии, но и впервые, по словам русского религиозного философа Г.П. Федотова, дала «религиозное обоснование иной национальной культуры».[3] Федотов имеет в виду Стефановский замысел Пермской Церкви со своей национальной иерархией и пермским (коми) языком богослужения и книжностью на коми языке. В современных научных интерпретациях создание Стефаном Пермским коми письменности предстает как сугубо филологическая акция, но для эпохи XIV века эта акция имела религиозно-реформаторский и политический характер. Согласно доктрине о «церковном триязычии» признанными литургическими языками были греческий, латынь и еврейский, в IX веке по благословению римского папы Адриана литургическим был признан славянский язык. В целом же христианизация Европы в языковом аспекте шла как распространение священных книг и богослужения на латыни (за исключением Армянской церкви и славянского богослужения). Фактически до XVI века переводы священных книг на народные языки признавались еретическими и осуждались Церковью. В свете этого, письмотворчество Стефана Пермского, а главное – признание в лице Русской митрополии Православной церковью пермского (коми) языка в качестве богослужебного – явление в высшей степени уникальное. По сути это означало не что иное, как включение пермского (коми) языка в ряд литургических, наряду с греческим, латынью, еврейским и славянским, и стало возможным только благодаря исключительному церковному авторитету Стефана Пермского. Политическое значение этой акции заключается в признании Русью языкового идентитета пермского (коми) народа, входящего в состав государства. Никогда и нигде в мире, ни до Стефана, ни после него народы не входили в состав государства таким образом. Конечно, присоединялись к России и другие народы: кто-то добровольно, кто-то нет, но подобной акции – с признанием языковой, национальной и территориальной идентичности небольшого народа – не было не только в истории России, но и в мировой истории в целом.

Что касается коми народа, то следует отметить существование связи между спецификой принятия им христианства и становлением его этнического самосознания (комиэтничности). Специфика заключается в целом комплексе факторов, главными из которых являются проповедь христианства на национальном языке, перевод христианских текстов на коми язык. Для различных родоплеменных объединений коми установление географических, лингвистических границ в рамках епархии способствовало выработке аспектов самоидентичности на конфессиональной основе, что и привело в дальнейшем к формированию собственно коми этноса. Об этом свидетельствуют и коми легенды о Стефане Пермском. Согласно этим легендам, Стефан плавал на камне по всем рекам Коми края, чтобы обратить язычников-чудь в христианскую веру. Подобное легендарное плавание – не что иное, как фольклорное объяснение объединения коми народа в единой христианской вере. На самом деле, кроме как у коми, ни у одного народа в мире нет легенд о своих крестителях.

Благо или нет присоединение к Руси-России – вопрос риторический. Это произошло и нам остается только принять этот факт. Проблема в том: будем ли мы сетовать и скорбеть по этому поводу или все-таки примем его и посмотрим на него иначе. В том же XIV веке приняла крещение Литва, но ведь для нее не было создано ни азбуки, ни письменности, как, впрочем, и для многих других народов Европы! То, что коми народ сформировался вокруг (или благодаря) Книжности – факт неповторимый и уникальный. И не он ли объясняет, почему из среды малого народа вышли такие выдающиеся личности как Каллистрат Жаков и его ученик – Питирим Сорокин, физик и философ Василий Васильевич Налимов, что была создана замечательная литература, не уступающая шедеврам русской прозы и поэзии ХХ века, и даже то, что в Великой Отечественной войне Звездой Героя были награждено 20 наших земляков, не считая кавалеров Ордена Славы, не считая сибирских зырян, которых записывали русскими – если посчитать в процентах, то получится, что коми были едва ли одним из самых отважных народов России».

[1] Епифаний Премудрый. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский / Ред. Г.М.Прохоров. СПб., 1995. (Перевод, составление, комментарии Г.М.Прохорова).

[2] Р.Пиккио История древнерусской литературы. М.2002. С.136.

[3] Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1992. С.137.


980

Комментарии (131)

Добавить комментарий
  • ант
    23 сент. 2013 г., 12:35:42
    Ответить
    интересно!
  • Конструируем мифы?
    23 сент. 2013 г., 12:43:01
    Ответить
    Благо или нет присоединение к Руси-России – вопрос риторический. Это произошло и нам остается только принять этот факт.
    Никто никуда не входил. Некому, и нечему было входить. Почему автор считает оформившимся сообществом(племенем) зырян, которые в то время сами активно вели экспансию ненецких земель.
    Условно можно считать "вхождение" добровольной платой дани новгородцам. А затем московскому княжеству, когда они, при помощи Стефана отжали эти земли у новгородцев.
  • С замечанием
    23 сент. 2013 г., 13:14:48
    Ответить
    насчёт Коми литературы
    согласен. Пожалуй, в других автономиях нет такого количества замечательных писателей и поэтов. Плохо, что нет достойных переводчиков с коми, язык уж слишком своеобразен и тонок. Одно то, что в нём вообще нет понятия рода и падежей целых 16, чего стоит. Особенно жаль трудов Виктора Савина! Сатира на уровне Гоголя, а большинство "россиян" и не подозревает о наличии такого писателя ...
  • для БНК
    23 сент. 2013 г., 13:15:05
    Ответить
    Исправьте, пож-ста!
    Огнем и мечОм, но не мечЕм.
    • мечут
      23 сент. 2013 г., 14:25:04
      Ответить
      икру
      или бисер
      • к вашему сведеню,
        23 сент. 2013 г., 15:39:46
        Ответить
        рыбы мечут икру. Но в Библии сказано: не мечите бисер перед свиньями...
        • склонение существительных проходил?
          23 сент. 2013 г., 17:20:52
          Ответить
          ед. ч., тв. пад. от слова меч - мечОм.
  • -)
    23 сент. 2013 г., 13:17:16
    Ответить
    На самом деле, кроме как у коми, ни у одного народа в мире нет легенд о своих крестителях.
    А как же "традиционные" русские кидания идола Перуна в реки? Которые (идолы) возвращались вверх по течению. Легенды есть не только у коми ...
    • Лимеров
      24 сент. 2013 г., 12:27:59
      Ответить
      Это уровень слухов, а не легенд. Тем более, циклов легенд, как у коми.
  • Вошли
    23 сент. 2013 г., 13:24:28
    Ответить
    Потому как земли на которых проживали, не считали своими. И никогда их не защищали, так как сами были пришлые.
  • Удивительно
    23 сент. 2013 г., 13:33:07
    Ответить
    Что все еще не появился прибабахнутый зырянин- язычник, который " всем и все" объяснит прямо наоборот.
    • -)
      23 сент. 2013 г., 13:50:44
      Ответить
      Спит еще. Ближе к вечеру проснется, пыхнет - вот и пойдет душа в рай...
      • Зырянин-язычник
        23 сент. 2013 г., 14:15:49
        Ответить
        Благо или нет присоединение к Руси-России?
        Подождите только вот с работы приду и начну "мочить" этого учёного Павлика
  • пермские языки
    23 сент. 2013 г., 14:40:06
    Ответить
    То, что коми народ сформировался вокруг (или благодаря) Книжности – факт неповторимый и уникальный. И не он ли объясняет, почему из среды малого народа вышли такие выдающиеся личности...............................
    ...
    у удмуртов не было "Стефана" - и ничего,
    состоялись как народ ...с выдающимися личностями...
  • в Библии написно:
    23 сент. 2013 г., 14:40:35
    Ответить
    никто не свят, кроме как один Бог. Святых на земле нет, и все люди, между прочим грешны. Грех был унаследован людьми от Адама и Евы. Как грех вошёл через одного человека в мир, а через него и смерть, так и будет грех искуплён одним человеком, Христом. Православие - ложная религия. В нём пепемешаны, как христианские обычаи, так и языческие обряды. Истинные христиане не совершали тризны на могиле человека. А у нас это сплошь и рядом. На кладьбище люди и пьют, и чуть ли не пляшут. Это - не истинная религия.
    • ---
      23 сент. 2013 г., 14:45:45
      Ответить
      А ещё в Библии написано, что Моисею передал заповеди горящий куст!
      • через горящий куст
        23 сент. 2013 г., 14:54:42
        Ответить
        с Моисеем общался сам Бог. Бога никто никогда не видел. Его просто невозможно увидеть, потому что, увидев Его, человек сразу умрёт. Такога энергия Всевышнего. Потому на Землю для того, чтобы послать весть людям, Он посылал своих ангелов.
        • ....
          23 сент. 2013 г., 15:00:01
          Ответить
          Нужели вы считаете что в то время дураки жили, ведь если вам сейчас подобным образом явится горящий куст и вы пойдёте вещать по миру о том, что он вам сказал. Что с вами сделают?
          • ангелы
            23 сент. 2013 г., 16:26:57
            Ответить
            являлись людям только в библейские времена, то есть, когда писалась Библия. Библия давно закончена. С людьми общаются теперь падшие ангелы, которые пошли против Бога, эти падшие ангелы называются демонами. Бог их выгнал с неба в пределы Земли. Вот почему на Земле жизнь становится хуже, а люди - злее.
            • ....
              23 сент. 2013 г., 16:35:33
              Ответить
              не согласен, что люди стали злее. Да, злых людей не мало, но, имхо, это последствия неправильного воспитания, а не демонов. Хотя не буду вас разубеждать, признаться честно я атеист и не верю в Бога, верю, что есть высший разум, но не то что нам говорят. Всего хорошего.)
            • ъъ
              23 сент. 2013 г., 16:53:59
              Ответить
              ангелы являлись людям только в библейские времена,
              Ага, сейчас все больше белочки. Являются.
              • ....
                23 сент. 2013 г., 17:06:57
                Ответить
                Белочка тоже может быть проявлением, вы недооценивайте белочек. )
            • ....
              23 сент. 2013 г., 18:15:53
              Ответить
              неужели ангелы виноваты в том что люди стали злее ???
              глупости. каждый должен сам отвечать за свои поступки.
    • .iii.
      23 сент. 2013 г., 14:57:50
      Ответить
      только не надо про, что все люди грешны от рождения и должны вечно каятся не известно за что и почему! - это рабская философия. Внимательнее Библию почитайте, не замыленым взглядом, очень много чего можно там прочитать между строк, а то и прямо.
  • до октябрского переворота
    23 сент. 2013 г., 14:50:24
    Ответить
    в России везде были церковно-приходские школы, училища. И в Коми крае тоже. Там преподавали не не только Слово Божие, учили грамоте, письму, даже учили играть на музыкальных инструментах, дети знали нотную грамоту. Вот и понятно, что из выпускников многие стали писателями. Но не религия сыграла ключевую роль в сохранении коми народа и его языка. Это бред сивой кобылы.
    • ъъъ
      23 сент. 2013 г., 15:38:52
      Ответить
      дети знали нотную грамоту. Вот и понятно, что из выпускников многие стали писателями.
      прямая причинно-следственная связь
      • не привередничайте.
        23 сент. 2013 г., 15:47:01
        Ответить
        из этих школ вышло много талантливых людей, в том числе и писатели. Например, коми писатель Виктор Савин. Именно в церковно-приходской школе он получил такие знание, которые пригодились ему в писательской деятельности.
        • не будьте наивным (ой)
          23 сент. 2013 г., 16:11:26
          Ответить
          ЦПШ - она и есть ЦПШ. И ни чем другим быть не может.
          Вы, кроме Савина, м.б. еще пару десятков аналогов назовете?
          • прочитайте
            23 сент. 2013 г., 16:29:43
            Ответить
            в последнем номере Трибуны интервью с историком и краеведом Панюковым, тогда поймёте, кем был Виктор Савин.
            • ???
              23 сент. 2013 г., 16:56:23
              Ответить
              краевед Панюков - это не вы сам?
              или вас на Савине перемкнуло? Пост маленько не об этом.
          • штурман
            25 сент. 2013 г., 14:20:29
            Ответить
            Знавал я одну коми бабушку, у которой было 2 класса ЦПШ, умнейшая была старуха, книги читала на старославянском. Вообще, народ, который учился в ЦПШ был по определению умнее и духовнее нынешнего образованного интернетом.
        • Вы правы
          23 сент. 2013 г., 18:35:15
          Ответить
          Например, коми писатель Виктор Савин. Именно в церковно-приходской школе он получил такие знание, которые пригодились ему ...
          в должности председателя Усть-Сысольского ВЧК. Лично расстреливал,не морщась. Отпечаток образования.
          • А я скажу
            24 сент. 2013 г., 10:28:07
            Ответить
            что мало перестрелял!
            Потом из недобитков выросли такие, как Попов княжпогостский, ненавидящие всех и вся! И не надо сказок про миллионы замученных, уже не катит!
    • Лимеров
      25 сент. 2013 г., 14:16:32
      Ответить
      Я пишу не о религии, а об условиях для формирования этнического сознания коми. А они были созданы деятельностью Стефана Пермского. Или Вы считаете, что малочисленные и разбросанные по огромной территории охотничьи кланы пермян могли как-то иначе объединиться, чем вокруг монотеистической религии? Даже европейские народы формировались вокруг христианства, зачем отрицать очевидное?
      • язычник
        26 сент. 2013 г., 1:53:16
        Ответить
        саами не объединены с помощью монотеизма .
        но существуют сегодня как народ
        ,хоть и без государства .........................
        думаю , что саами чувствуют себя счастливее,
        чем вымирающие коми (
  • читатель
    23 сент. 2013 г., 16:54:22
    Ответить
    Интересно написано. Но немного смутили две детали. 1. Автор пишет, что в "целом же христианизация Европы в языковом аспекте шла как распространение священных книг и богослужения на латыни (за исключением Армянской церкви и славянского богослужения). Фактически до XVI века переводы священных книг на народные языки признавались еретическими и осуждались". А как же Грузинская церковь, которая с 4 века использовала грузинский язык? 2. Автор пишет, что "На самом деле, кроме как у коми, ни у одного народа в мире нет легенд о своих крестителях". А как же ирландские легенды о святом Патрике?
    • 12345
      23 сент. 2013 г., 16:59:17
      Ответить
      легенды о святом Патрике
      про князя Владимира их тоже есть
    • Лимеров
      24 сент. 2013 г., 12:38:02
      Ответить
      Да, богослужение на грузинском и армянском были, как впрочем и языков других народов, принявших крещение до VII Вселенского собора, но не было их распространения как литургических среди других народов, как это произошло в средние века с латынью и, в меньшей степени, со славянским. Что касается Патрика, то легенды о нём всё же житийные, а не устные. Хотя есть совпадения на уровне мотивов со Стефановскими.
      • читатель
        25 сент. 2013 г., 11:48:11
        Ответить
        Спасибо за ответ. Легенды про князя Владимира действительно не слышал, а вот про св.Патрика они есть. Кстати, интересная легенда про св.Патрика и оборотня-лису. Она ушла от него на восток и появилась в русском фольклоре как Лиса ПАТРИКЕЕВНА. Откуда такое редкое для русского фольклора отчество? А грузинскую церковь я вспомнил, в связи с упоминанием армянской. Показалось, что если упоминать одну, то нужно вспомнить и другую.
        • читатель
          25 сент. 2013 г., 11:50:49
          Ответить
          Есть еще версия, что отчество Лисы - от литовского князя Патрикея, известного своей хитростью и пронырливостью.
          • Лимеров
            25 сент. 2013 г., 14:30:20
            Ответить
            О Патрике есть легенды, хотя насколько они аутентичны, судить трудно. Они все записаны церковными писателями, а имеют ли они хождение в народе - таких данных нет. К тому же легенды не отражают миссионерской деятельности Патрика. Стефан напротив, был известен всем группам коми, а легенды о рубке березы записаны даже на Каме, в районе г. Перми, где он и не был лично. Это факт почитания его в народе, а не отрицания, как здесь пытаются представить мнимые язычники. Если уж хочется что-то почитать о коми язычестве, то советую обратиться к повести Уляшева "Путь Пана", авторский перевод с коми, публикация в журнале "Арт" за прошлый год. Честно говоря, лучшего о коми язычестве я еще не читал.
            • читатель
              25 сент. 2013 г., 17:29:01
              Ответить
              спасибо. прочитаю.
              • читатель
                26 сент. 2013 г., 9:28:34
                Ответить
                Прочитал вчера "Путь Пама" Олега Уляшева. Это скорее не повесть, а поэма, эпос. Стиль поэтический. Узнал некоторые из цитат. А проза о коми язычестве и той эпохе это "Бива".
  • Ляпус модентус
    23 сент. 2013 г., 17:25:21
    Ответить
    Этот бред даже на сказку не тянет. Типичная галиматья. Наверное, автор верующий христианин. Потому что атеист такой бред вряд ли бы написал. А верующим нельзя иначе, для них кровавый маньяк и убийца Стефан Храп является просветителем и положительным лицом. Не стоит обращать внимания на подобную галиматью верующих. Это писал не ученый, а верующий человек, подгоняющий ответы под заданную рамку: Стефан -святой. Поэтому в статье нет объективности. Кроме того автор не знает историю. И делает множество ляпов.
  • вольдемар
    23 сент. 2013 г., 17:54:00
    Ответить
    сплошной словесный понос
    Отправлено из мобильной версии
  • ........
    23 сент. 2013 г., 18:21:21
    Ответить
    .............. единственный исторический источник, каковым является Житие Стефана Пермского[1], написанное его современником, Епифанием Премудрым, говорит о том, что он все-таки принес грамоту, книги, а не меч................
    --------------------
    вот именно - единственный ! как можно верить единств.тенденциозному источнику на 100 процентов ? ну на 50 - еще можно. но другие 50 ........?
    естественно этот источник будет про-церковный . а не критически настроенный против церкви .(
  • язычник 100
    23 сент. 2013 г., 18:34:01
    Ответить
    Когда РПЦ компенсирует уничтожение древних языческих сакральных территорий ?
    Какую сумму РПЦ выделит для восстановления разрушенных и сожженных священных артефактов ?
  • Резо
    23 сент. 2013 г., 19:14:25
    Ответить
    Автор имеет свой взгляд на события давности, и его за это не надо упрекать. Другое дело - объективность...К сожалению, вся история человечества написана...людьми, поэтому она изначально страшно субъективна. Горе побежденным, потому что историю будут писать победители...И со Степаном Храпом - тоже сплошные пятна...
    • Пятновыводитель
      23 сент. 2013 г., 21:14:09
      Ответить
      У автора нет собственного взгляда на историю прошлого. Автор явно православный. Поэтому пишет лишь то, что вписывается в мифологию православных мистификаторов. Упрекать автора нельзя, ибо он верует в бога, а значит думать не спобен. Он верит в то, что написано церковниками, он верит в то, что Стефан Пермский святой. И на здоровье, пусть себе верит. Коми народ в целом Стефана Пермского считал и считает палачом. Народная память из поколения в поколения будет передавать информацию о его кровавых злодеяниях , и никаким церковникам и их прислужникам не удастся затмить голос народной памяти.
  • почему автор объектив не раскрыл
    23 сент. 2013 г., 21:29:24
    Ответить
    миссию Стефана Пермского
    по христианским критериям ?
    Обратимся к Первоисточнику, Евангелию
    (Мф.10)
    7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
    8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
    9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
    10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
    11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
    12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
    13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
    14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших"

    в житии Стефана Пернмского описано несколько другое....
  • вопрос автору статьи
    23 сент. 2013 г., 22:30:30
    Ответить
    цитата : "в Пермь был послан ростовский монах Стефан Храп"

    Почему,принявшему монашество Стефану не изменили имя во время принятия монашества ?
    Например преподобный Сергий Радонежский до принятия монашества имел имя Варфоломей. Замена имени для принимающих монашество и сейчас сохранилось. Но Стефан остался Стефаном - а был ли он монахом ?
    • И еще раз - автору
      24 сент. 2013 г., 3:51:23
      Ответить
      Не многовато ли ошибок в тексте, написанном кандидатом ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ наук?
      Читал с огорчением.
      Но и с интересом.
      __
      У Гумилева про христинизацию новгородчины честно все изложено. Потому и слабо верится в столь любезный поход Стефана на Север.
      • в летописях изложено еще
        24 сент. 2013 г., 9:15:41
        Ответить
        и про инквизицию
        против стригольников христиан. Выступающих против сребролюбия и симонии среди иерархов церкви.
      • .
        24 сент. 2013 г., 11:36:34
        Ответить
        Не многовато ли ошибок в тексте, написанном кандидатом ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ наук?
        Объявление.

        Кандидат филологических наук сымет квартиру.
        • -)
          24 сент. 2013 г., 15:02:05
          Ответить
          А вы знаете, какой "индекс Хирша" у данного ВЕДУЩЕГО научного сотрудника? .... и все вопросы отпадут сами собой...
      • Руки-ножницы
        24 сент. 2013 г., 13:30:33
        Ответить
        О каких ошибках идёт речь вообще?
      • Лимеров
        24 сент. 2013 г., 13:42:59
        Ответить
        О христианизации Новгорода честно изложено и в Повести временных лет. Так, что он от нее и отталкивается. Честно написано о походе Ермака и о других кровавых событиях. Не надо приписывать Стефану то, чего он не делал. И отрицать очевидное - это церковно-политическое устройство Перми,признание Русью права коми на литургический язык, что равносильно признанию народа как политически равного, не говоря уже о гениальной азбуке, до сих пор соответствующей фонетике коми языка. Потом, с точки зрения религиозных народов средневековья христианизация пермян была их спасением.
        • и паки-паки
          24 сент. 2013 г., 16:29:26
          Ответить
          Лимерову
          Мф.10)
          7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
          8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
          9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
          10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
          11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
          12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
          13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
          14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших"

          откройте житие Стефана Пермского - в нем описано что точно так как призывает Иисус Христос проповедовать - проповедовал Стефан ?

          а Вы пишите : "Потом, с точки зрения религиозных народов средневековья христианизация пермян была их спасением."
          откуда сие вам известно ? вы пророк ? или ясновидящий ?

          с точки зрения средневековой инквизиции в Европе - пытки и изуверские казни католических фанатиков тоже были "во благо" казненных и истязуемых.
          В реальности инквизиторы служили сотоне.
    • Лимеров
      24 сент. 2013 г., 12:41:23
      Ответить
      При пострижении ему оставили его крещальное имя, такое бывало.
      • Лимерову
        24 сент. 2013 г., 16:22:57
        Ответить
        "такое бывало"
        у вас есть еще примеры с фактами ? или вы произвольно трактуете исторические фантазии. У всех монахов меняют имена , а Стефану оставили - а почему ? Если знаток канонов - ответе...
        • Лимеров
          25 сент. 2013 г., 14:06:48
          Ответить
          "Перемена имени при постриге — прочно укоренившийся обычай, хотя он не является обязательным условием пострига". Более того, инок мог сам выбирать себе монашеское имя.
          Стефан был крещен во имя первомученика, очевидно, что он не видел смысла в перемене имени.
  • Зырянин-язычник
    24 сент. 2013 г., 0:39:03
    Ответить
    Православнутому УЧеному, тоесть НАученому изТорику
    Простите, даже слово православный не принадлежит РПЦ и имело иное языческое значение.
    По поводу стефана пермского, вы упускаете две не маловажные детали.
    1) всё что ВЫ правомславные знаете о стефанеэто писанина епифания, которую якобы отыскал придворный изТОРик РОМАновых лжец Карамзин.
    При анализе этой писанины Епифания Н.И. соболевым видно, что она списана с более раннего произведения "Повести освятом Аврамии Ефрема Сирина".
    Вот почитайте и убедитесь фальшивости этого произведения.
    ВСЁ!!!! Кроме, этого писания и лживых поповских летописей у православнутых больше ничего нет о житие Стефана.

    Зато есть людские легенды, совершенно не связанных с друг другом людей и они говорят о том, что стефан был с дружиной и уничтожал пермскую культуру и всех кто её придерживался.

    Письменость уже была на руси до прихода римлян ортодоксов с юга со своей идеологией порабощения, это письменность была ГЛАГОЛИЦА(ГЛАС_ГОЛА) это письменность всего СЕВЕРА- АНГоЛОВ в британи, ГАЛОВ на перинеях, МАголов на руси, ЗЕМЛЕ ГОЛОВ.
    (Кстати САКСЫ -это СА- свой, наш, АКСЫ-ОКС-князь.)
    У Голов был общий язык от Сахалина до Британи, и он был очень похож на коми язык, пока не появилась письменность Глаголица и не появился письменный язык РУСКИЙ, что и передодиться как РЕЧЬ, РОЧ то-есть писменная РЕЧЬ.

    И так называемые арабские цифры, тоже придумали люди живущие не в пустыне, а писавшие на дереве прямыми РЕЗАМИ , иначе к чему в них количество углов?

    Слово писать в руском , это слово ПАСить, тоесть рисовать ПАСЫ (по коми родовые знаки на дереве), что благополучно делали люди на урале ещё 10 тысяч лет назад создавая шингирского идола. самого древнего между прочем.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Шигирский_идол


    Небыло никакого тартаро-магольского ига, это ТАРТАРцев на МА (земле) ГОЛов захватили римляне ортодоксы, в том числе и Стефан Крап - римлянин воевода разоритель пермских земель.

    На последок о зверствах Стефана ортодокса над мирным старцем Мелейкой.

    "Имя М., как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в к.-з. легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентье-во (к.-з. Мелей): Мелей + айка "старик" = М. (Меляйка).

    Состязание Стефана с М. предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам "колдовского эпоса" к.-з. Вначале следует сюжет "Сусло, стой! - Коли сусло, стой, то и лодка стой!": Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу М. гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор М.. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и М. произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в "колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! - Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!" После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. М. нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что М., как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке. Тогда М. произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный М. выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить М. топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого М. разрезали ему нательный пояс.

    Лит.: Доронин 1947.

    Н.Д. Конаков



  • Зырянин-язычник
    24 сент. 2013 г., 1:06:10
    Ответить
    По поводу завоевания Москвы Тохтамышем
    Автор пишет, что история средневековья была жестокой.
    Но простите, кто принес на русь, тоесть финоугорский Север , а точнее РУСЬ войны?
    Север тоесть по описаниям многих путешествиников был очень миролюбив, даже Геродот описывая земли на северном берегу океана , описывает Борейцев, как мирных и не воюющих с соседями.

    Но радостная и мирная жизнь на Руси-тартарии закончилась с приходом римлян-ортодоксов с юга.
    Пермой пала москва рЮР_РИКов (ГЛАВА СТРАНЫ), но она пала не от Тохтамыша (по-коми КОСОГЛАЗЫЙ), как малюют ортодоксы и изторики сейчас, а пала от римлян.
    Вот древняя гравюра, где четко видно, что нападающий в латинянской короне:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Нашествие_Тохтамыша_на_Москву
    После обмана и подлости войска римлянина проникли в москву и оставшихся в живых раздели, так раздевают рабов перед продажей, позже самым популярным товаром ВАРЯГ (РАБ ЛЕСНОЙ) в римскую византию, были не меха, а рабы, потому в англиском Slav имеет значение РАБ.

    Словены не захватывали финоугоров, они вышли из финоугров, в процесе мутации генов, потому С_ЛОВ_ЕН ( По-коми С ДУШОЙ БОГА). ГОЛ_ЛОВа -это хранилище души у язычников севера, а раз голова светлая как их бог солнце, то и получается, что светловолосых называли С ЛОВ ЕНами, потому среди коми есть, как темные и слегка желтокожие, так и светлые и голубоглазые в одной и той же семье.

    А РУСКИЙ это не народность, это словены и финоугры, говорящие и ПИШУЩИЕ на руском языке.

    • 989
      24 сент. 2013 г., 1:20:59
      Ответить
      Я как понимаю вы очень осведомлены про Коми.
      Скажите, столбы выветривания на плато мань-попунёр, что это на самом деле? Ведь версия про выветренные скалы не выдерживает никакой критики, это очень похоже на останки некого древнего сооружения!
      • Зырянин-язычник
        24 сент. 2013 г., 2:04:30
        Ответить
        989-му
        Мань-Пупу-Нёр - это может быть, как природное явление, так и сооружение, ведь если проследить путь народов севера после ледника от тибета-алтая
        до британи, то заметно развитие, так называемых стоунхенджей. В британи представлен, как бы молодой завершающий, развитый вариант.

        Грандиозные сооружения на севере и сейчас есть и куда более древние, чем пирамиды египта.
        Например на кольском полуострове есть пирамида и она из цельных камней , а не из бетонного раствора, как египетские.
        у коми есть легенда ч, что ЗАРНИ АНЬ (Золотая баба) как раз изначально была на Ладоге. После при нашествии ортодоксов её перетаскивали всё глубже на восток.
        Здесь фото с кольского полуострова:
        http://www.yperboreia.org/tour08-19.asp



        Технология развитой уникальной обработки камня видны и в постройках Питера, это ложь что город основал петр 1, он был задолго до него и ещё до его рождения ладогу называли и как ПЕТРОВСКОЕ море, по-коми ПЕТР обозначает ПИ- СЫН, ТР- ТыРь - сохранение, то-есть СЫНА ХРАНЯЩЕЕ.







        • Зырянин-язычник , 24.09.2013 2:04:30 [Свернуть] [Ответить] 989-му
          24 сент. 2013 г., 7:09:08
          Ответить
          Мракобесы. Если уж пыжитесь казаться истиной в последней инстанции - то проверяйте грамматику. Ошибок очень много и премудрость ваша выглядит на их фоне комично.
          • мракобесы те кто
            24 сент. 2013 г., 9:52:02
            Ответить
            исказил историю Руси
            !
    • Зырянин, у вас каша в голове
      24 сент. 2013 г., 11:43:58
      Ответить
      а рабы, потому в англиском Slav имеет значение РАБ
      Почему вы русов называете славянами? Славяне, это те, кто был в Европе, болгары например, ими торговали 300 лет.
      Рус - это коренная нация, самая непокорная, которую стараются уничтожить уже не одно тысячелетие. Мы живем на их землях. Русы никогда не были рабами.
      • Добавлю
        24 сент. 2013 г., 11:46:07
        Ответить
        Все, в том числе и фино-угры, стали называться русскими, так как живут на их земле.
        • ...
          24 сент. 2013 г., 12:08:51
          Ответить
          и русы говорили на рускославянском языке ?)
          • На санскрите
            24 сент. 2013 г., 12:53:40
            Ответить
            «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: русский и санскрит. И не потому, что некоторые слова … похожи… Общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языке… Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль и синтаксис. Добавим еще большую схожесть правил грамматики. Это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием…

            «Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали «dwesti tridsat chetire». В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Уджайне где-то две тысячи лет назад. На санскрите 234 будет «dwishata tridasha chatwari». Возможно ли большее сходство? Вряд ли найдется еще два различных языка, сохранивших древнее наследие – столь близкое произношение – до наших дней.

            «Мне довелось посетить деревню Качалово, около 25 км от Москвы, и быть приглашенным на обед в русскую крестьянскую семью. Пожилая женщина представила мне молодую чету, сказав по-русски "On moy seen i ona moya snokha" (Он – мой сын и она – моя сноха).
            «Как бы я хотел, чтобы Панини, великий индийский грамматист, живший около 2600 лет назад, мог бы быть здесь со мной и слышать язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими тонкостями!
            «Русское слово seen (сын) – это son в английском и sooni в санскрите… Русское слово snokha – это санскритское snukha, которое может быть произнесено так же, как и в русском. Отношения между сыном и женой сына также описывается похожими словами двух языков…

            «Вот другое русское выражение: To vash dom, etot nash dom (То – ваш дом, этот – наш дом). На санскрите: Tat vas dham, etat nas dham… Молодые языки индоевропейской группы, такие как английский, французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол is, без чего приведенное выше предложение не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без глагола-связки is, оставаясь при этом совершенно верными и грамматически и идеоматически. Само слово is похоже на est в русском и asti санскрита. И даже более того, русское estestvo и санскритское astitva означают в обоих языках «существование»… Схожи не только синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде…

            «В европейских и индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых систем, как в русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые темные главы древней истории на благо всех народов.»
            Призыв этого ученого воодушевил немногих исследователей глубже проникнуть в древнюю связь Русского севера, прародины индоевропейцев, с современными культурами Европы и Азии.
            • Извините, слетело
              24 сент. 2013 г., 12:58:46
              Ответить
              Выдержки из Дурга Прасад Шастри
              В начале 60-х годов 20 века Россию посетил индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри. После двух недель он сказал переводчику (Н.Гусева): Stop translating! I understand what you are saying. You are speaking here some corrupted form of the Sanskrit! (Не надо переводить! Я понимаю, что вы говорите. Вы говорите на измененной форме санскрита!).
            • и что ? )
              24 сент. 2013 г., 13:54:10
              Ответить
              В немецком и коми есть более похожее к санкритскому слову
              sooni - суни-
              на коми -с(з)онка,
              на немецком - с(з)он - произносится как "сзоун".
              это ближе чем "сын".
              скорее всего русское сын пришло из финнугорских языков ,
              вполне может быть из коми .
            • нан=нань
              24 сент. 2013 г., 13:57:37
              Ответить
              на сансрите - нан,
              на пермских языках - нань, нянь
            • Зырянин-язычник
              24 сент. 2013 г., 16:09:52
              Ответить
              По поводу санскрита
              Санскрит это язык высшей касты индии и он явно привнесен в индийскую культуру, но кем?
              Так же, как и руский язык санскрит имеет более сложные (длиные ) слова.
              Этих пришельцев с более развитыми знаниями индусы называют ГУРУ, а может это искаженое название ЙОГРА , уГРа?
              • Где логика
                24 сент. 2013 г., 19:02:42
                Ответить
                а может это искаженое название ЙОГРА , уГРа?
                Взяли днк высшей правящей касты в Индии и классического руса из классических старинных русских городов. Оказалось что гаплогруппа у обеих R1A1.

                И вот, после рассмотрения того, как различаются гаплотипы у разных народностей и этнических групп, вдруг видим, что гаплотипы многих индусов и многих славян практически идентичны!

                При рассмотрении 718 гаплотипов пакистанцев (вряд ли стоит напоминать, что Пакистан отделился от Индии совсем недавно, а мы говорим о тысячелетиях) самая большая группа имела следущий гаплотип:
                16-12-25-11-11-13

                А какой там был «базовый» у славян?
                16-12-25-11-11-13

                Тот же самый.

                Напомним, что «базовый» - это тот гаплотип, что был у предков тысячелетия назад, а потом у потомков оброс мутациями. Хотя и сам сохранился у многих потомков, немутированный в силу простой вероятности, причем, как правило, в наибольших количествах. Чтобы он весь мутировал, нужно не менее 10-15 тысяч лет. Выходит так, что у славян и индусов вполне мог быть общий предок, с тем самым «базовым» гаплотипом, 16-12-25-11-11-13.
                Следуя вашей логике праюгра специально учила своему языку другой народ? Напомню вам, что фино-угры другой народ, с гаплогруппой N.
                • Зырянин-язычник
                  24 сент. 2013 г., 20:26:23
                  Ответить
                  где логике.
                  Наука генетика ещё молодая и анализов очень мало.
                  Изначально гаплогруппы N и R считались сестринскими произошедшими от одной макрогруппы К, но позже появились P ореол обитания южный урал и сестринская c R гаплолгруппа Q - индейцы. Здоровское волшебство, где словены-R1а и где индейцы Q, аш два разных материка и необнаружено следов перехода на земле. Шайтан или инопланетяне не иначе.
                  Повторюсь, генетика наука ещё молодая и анализов крови ещё очень мало, будут ещё изменения и корректировки.
                  Но то, что гаплогруппа N древнее, чем R подтверждено, и ореол обитания этих гаплогрупп почти одинаков и сильно соприкасается, плюс язык, плюс письменность. Отсюда я делаю вывод что R сестринская или дочерняя гаплогруппа N.

                  Мне понравмилось ваше выражение класический РУС, где ж такого откопали?

                  По поводу индии , то философия индусов очень похожа на языческую у коми. Теже несколько уровней или неб, тот же понтеон богов-природных явлений, и слово ЙОГА
                  - на коми обозначает СВЕТ, а дословно ЙО - это личное Я. ГА-по финоугорски ДВИЖЕНИЕ, течение. Тоесть это внутрений СВЕТ.

                  Кстати, ЙО-это то слово, от которого образовалось в руском слово Я.
                  А первая буква в глаголице, это не АЗЪ-обозначающее "Я", а АЗЪ - от слова ЙОЗ-народ по коми.

                  На территории Рос_сии (уничижительное римское название) Тар_тарии две основные гаплогруппы более древняя N и молодая R они смешаны , что говорит о том, что они сестринские и не конфликтующие.

                  • Если хотите, это арий.
                    24 сент. 2013 г., 20:35:34
                    Ответить
                    Мне понравмилось ваше выражение класический РУС, где ж такого откопали?

                    Если для вас Клесов не авторитет, то не знаю на что опереться в своих аргументах.
                    Из Клёсова.
                    Понятие «праславяне» требует корректного определения. В терминах ДНК-генеалогии – это люди, жившие в древние времена на Русской равнине, и которые являются прямыми предками современных славян. Этим мы автоматически выходим на понятие рода, гаплогруппы, ДНК-наследственности.

                    Среди современных славян есть четыре основных рода-гаплогруппы – это R1a (в среднем половина от этнических русских, они же славяне, потому что говорят на языках славянской группы), I1 (около 7%, или каждый четырнадцатый), I2 (15%, или каждый седьмой) и N1c1 (столько же, 14%, прибалтийские и северные славяне). И вот оказывается, что предки большинства славян – не «коренные», хотя и древние, а прибывшие издалека.

                    Если считать прямых предков сегодняшних славян в РФ, то R1a пришли сюда примерно 4800 лет назад, кружным путем, который занял 15 тысяч лет, из Центральной Азии через Тибет, Индостан, Иранское плато, Анатолию (современную Турцию), на Балканы, и оттуда на Русскую равнину около 5 тысяч лет назад, как род ариев. Оттуда, с Русской равнины, и начались походы легендарных ариев, гаплогруппы R1a. Но потомки тех ариев, которые ушли по разным направлениям, уже не славяне, а индусы, иранцы, арабы, турки и много других. Хотя немало прямых потомков ариев и среди современных русских, украинцев, таджиков, киргизов, башкир.

                    N1c1 пришли на Русскую равнину только примерно 2500 лет назад, и прибыли тоже кружным путем, со стороны Алтая, через северный Урал, и в итоге на север будущей России, и в южную и восточную Прибалтику.

                    А вот с гаплогруппой I, которая представлена двумя подгруппами, I1 и I2 – загадка. Они, похоже, на Русской равнине самые древние, коренные, еще со времен далекого доледниковья, возможно, 35-40 тысяч лет назад. Может и раньше, когда гаплогруппы I еще не было, а была сводная гаплогруппа IJK, 40-50 тысяч лет назад. Сейчас мы их видим на Русской равнине, и вообще в Европе, двумя ветвями, с датировками всего 3600 (I1) и 2300 лет назад (I2), но их общий предок жил уже не менее 30 тысяч лет назад. Технически, это самые древние праславяне, по происхождению.

                    А основная загадка в том, как европеоиды попали в Центральную Азию, поскольку они там жили еще как минимум 20 тысяч лет назад. И почему и I1 – европеоиды, которые в Центральной Азии не обнаружены, и R1a-R1b европеоиды, которые, напротив, из Центральной Азии в Европу пришли несколько тысяч лет назад? И вот анализ всех этих и многих других привходящих факторов и наблюдений ведет к (предварительному) выводу, что они все с Русской равнины (или в целом из Европы) и расходились, примерно 50-60 тысяч лет назад. И были они тогда все европеоиды, сводной гаплогруппы F, из которой уже все гаплогруппы, от архаичной G до относительно новой T, и постепенно образовались, путем необратимых мутаций в Y-хромосоме ДНК. Европеоиды здесь – это сугубо антропологическое понятие, включающее десятки характеристик. Они могли и не в Европе образоваться, но так получилось, что, похоже, именно в Европе.

                    Так что вопрос о происхождении праславян, а именно прямых предков современных славян (которые, кстати, далеко не только этнические русские, а и поляки, и чехи, и словаки, и сербы, и хорваты, и словенцы, и болгары, и украинцы, и белорусы, и литовцы с латышами, и многие другие), выходит в плоскость происхождения человека. И здесь ДНК-генеалогия открывает совершенно новые пласты знания, еще несколько лет назад совершенно немыслимые. Да и сейчас плохо осознаваемые. «Штатные ученые» от этого шарахаются, потому что надо мышление переделывать, парадигмы ломать, планы научной работы переделывать, а это дело болезненное и не сулящее ничего хорошего, по крайней мере, в ближней перспективе. А бюрократы только ближней перспективой живут, в том числе бюрократы от науки. И вообще дело политически рискованное – там гранты, карьера, начальники, для которых это еще более болезненно и неприятно. В общем, будущие академики сейчас совсем молодые, и выбор пока их. Потом выбирать будут за них другие.

                    • Зырянин-язычник
                      24 сент. 2013 г., 20:40:22
                      Ответить
                      Клесов шарлатан
                      И это подтверждают все кто углуб**ется в тему.
                      Не забивайте свой мозг его писаниной, у него масса подтасовок.
                    • Зырянин-язычник
                      24 сент. 2013 г., 20:52:24
                      Ответить
                      Ну так арий это и есть финоугр
                      Я вам о том и говорю, что словены вышли из финоугров это по сути дети угров.
                      Значит и праславяне это финоугры, тоесть арии.
                      Не зря же гитлер искал корни ПИ- РУСов(ПИ-СЫН РУСа) и ДОЙЧ (ДОЧЬ) ариев среди финноугров.
                      Всё ровно сходится.
                      Офицальная версия ортодоксов. это сплошные инопланетяне.
                  • Зырянин-язычник
                    24 сент. 2013 г., 20:37:22
                    Ответить
                    дополню
                    Чтоб совсем развеять миф о происхождении языка европы в индии, взгляниете на корень ГА в санскрите, обозначающий - движение течь.
                    И обратите внимание на названия рек в сибири и на руси, их множество и все они находятся на территории традиционного проживания финоугоров и употреб**ется это ГА с финоугорскими корнями. Одна ВОЛ_ГА чего стоит.
                    Названия водных объектов в отличии от населеных пуктов изменяются редко, потому их считают более древними названиями.
                    • Взглянул
                      24 сент. 2013 г., 21:26:22
                      Ответить
                      взгляниете на корень ГА
                      В коми нет словообразований с ГА.
                      А в русском предостаточно: но-га, день-га, серь-га, пур-га.
                      Не гоните пургу. А как с коми Вол-га?
                      • Зырянин-язычник
                        24 сент. 2013 г., 22:59:07
                        Ответить
                        В коми нет чисто ГА.
                        Но зато полно в названиях рек
                        которые находятся в традиционных местах проживания финоугоров и это в основном север и сибирь.
                        гляньте сами:
                        http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_рек_России

                        Ещё заканчиваются на корень ВА - по коми ВОДА.

                        ДЕНЬГА от слова ТАНЬ_ГА, ДАНЬ_ГА.
                        СЕРЬГА
                        СЕРЬ- СЕР - по-коми ЗНАК, ОРНАМЕНТ, РИСУНОК
                        ГА -движение.
                        Получается СЕРЬГА движущийся, колышущийся орнамент.
                        ПУР_ГА
                        ПУР- или ПУШ, в комине в открытую, но в словах имеет значение ПУШЫСТЫЙ.
                        пример: ПУРКЫД или ПУШКЫД - пушистый, слоистый, пышный.
                        Получается ПУРГА - ПУШИСТОЕ ТЕЧЕНИЕ (СНЕГА).


                        Река ВОЛ_ГА, тут либо ВОЛшебная от финоугорского слова ВОЛхв, либо ВОЛ от ВОЛок, которое в свою очередь от финоугорского слова ВОЛаны - ИДТИ.
                        Я больше склоняюсь к ВОЛьной, это слово тоже от ВОЛаны - идти.


        • зырянин язычник
          24 сент. 2013 г., 17:07:18
          Ответить
          каше в голове
          Наименование славяне прозошло не так давно века 3 назад, раньше их писали как СЛОВЕН.
          Слово СЛАВА это СЛАВА где ЛА гармония или огонь, ВА -ВОДА, ЭНЕРГИЯ.
          Словены и правда это южане до карпат, а РУСЬ ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО север, так что ошибка называть Русь киевской например, это наименование произошло лишь в 18 веке, когда римляне размывали и искажали историю пытаясь запутать и присвоить достижения РУСИ, то есть севера.
          В ГОСПОДИНЕ ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ со столицей Ярославль например указано что внем прживают : СЛОВЕНЫ, ТАРТАРЦЫ И ЧУДЬ. Здесь тартарцы, не нынешние татары, (которые теже финоугры только мусульмане) , а жители тар _тарии (царство царств) от камчатки до кольского полуострова.
          Так что до завоевания тартарии римлянами ортодоксами народы жили вместе и вполне мирно.
          Войны и деление тартарии на мелкие племена пришли с юга вместе с ортодоксией.
          • (:{
            24 сент. 2013 г., 17:14:00
            Ответить
            Откуда вы всё это знаете?
            • Ключевое
              24 сент. 2013 г., 21:04:08
              Ответить
              слово -
              "знаете". А вот это правильный вопрос. Снимите шоры с глаз и знание само к Вам прибежит, таков закон Ра!
      • 1209
        24 сент. 2013 г., 12:58:22
        Ответить
        эту тему на западе любят разводить
        там выискали слово Slave и приписали его к Славянам. Только вот произносится слово Slave - С Л Э Й В. И по произношению можно понять, что тогда по вашему мы должны быть СЛЭЙВЯНЕ, но мы СЛАВЯНЕ, от нашего простого и родного слова, которое к английскому слову не имеет никакого отношения и пошло от слов СЛАВИТЬ - СЛАВЬ!
    • Ваши
      24 сент. 2013 г., 21:31:55
      Ответить
      познания
      достаточно обширны. Тем более странно, что Вы считаете Тохтамыша каким-то римлянином. Должны бы знать историю Орды получше, - это второе имя одного знаменитого русского князя. Да и на гравюрах по Вашей ссылке видно, что по разные стороны стены сражаются одни и те же люди. Одежда и образы абсолютно одинаковы. А Московское княжество было просто сбродом предателей, пытавшихся отделиться от Тартарии, за что и были наказаны.
      • Зырянин-язычник
        24 сент. 2013 г., 21:47:03
        Ответить
        Я не считаю тохтамыша римлянином
        Я считаю, что Тохтамыша оболгали приписав некое завоевание и порабощение.
        Тохтамыш вполне мог быть по другую сторону стены и оборонять финоугорскую москву, он мог быть и дмитрием донским.
        Тут пока тьма потому, что большинство фактов писаний уничтожалось столетиямии внедрялась новая изТОРИЯ, где ортодоксы были освободителями от ТАТАРОМАГОЛ.

        Куда не взглячни , что на гравюру на реке вежа где четко видны горы (скорее уральские, может и на вычегде), а нам подсовывают версию битвы на каком-то ручье посреди поля, где кроме одной кольчуги ничего не найдено, но зато стоит церковь, что бы свечки продавать.

        Гравюра битва на реке воже.
        _http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_на_реке_Воже

        место нынешнего поклонения:
        http://mediaryazan.ru/news/detail/191347.html

        Уводят от правды лжецы в рясах, боятся её.

        Вот в кирове проходит ВЕЛИКОРЕЦКИЙ кресный ход на какую-то речку вонючку, а ведь на самом деле это был поход на ВЕЛИКУЮ РЕКУ ВОЛГУ.
        Опять же обман и увод от традиционных устоев.
  • Северянка
    24 сент. 2013 г., 10:39:30
    Ответить
    Почему умные и образованные сочиняют комментарии, а не пишут статьи в научные журналы?
    • Мак Дональдс
      24 сент. 2013 г., 17:19:49
      Ответить
      Славяне - это от слова раб- славен, славене. И впервые это слово упоминается у германцев в шестом веке, когда германцы стали завоевывать рабов. До этого термин славяне нигде и никогда не упоминался. Позднее этот термин стали употреб***ь в Византии. , а затем и в других странах. Рабы были западные, восточные и так далее. Германцы основали Англию, Францию, Германию и т.д. Рабы поднимали восстания и перемещались. Так славяне - рабы перемещались по Европе. Как ни обидно, но это так. Во всем мире слово славянин переводят и понимают только как понятие раб. За исключением ряда государств бывшего СССР.
      • _+_
        24 сент. 2013 г., 19:40:05
        Ответить
        Да знаем мы, знаем вашу американскую версию, у вас и Америка победила во 2 мировой, и Сирия людей газом потравила, и Россия на Грузию напала, и Славяне рабами всегда были... короче вам никто уже не верит и никогда не поверит.. Вам выше написали, раб по английски СЛЭЙВ, произношение в данном случае играет самую важную роль, а русское слово СЛАВНЫЙ - это по вашему значит РАБСКИЙ? )) Славный воин, Славная стряпня, Славная работа, и т. п. самим не смешно? Слово СЛАВНЫЙ означает и всегда означало хороший, добротный, качественный - славный от этого и называли нас СЛАВЯНЕ - СЛАВНЫЕ! Но американцам видать это сильно покоя не даёт и в очередной раз пытаются исказить всё, переврать и выставить нас рабами, по этому и придумали очередной вброс в массы.
        • Хорошо ответили
          24 сент. 2013 г., 19:53:06
          Ответить
          +100500
        • Зырянин-язычник
          24 сент. 2013 г., 20:59:23
          Ответить
          Версию варварства и второсортности словен пропагандирует и патриарх кирилл
          Ортодок он и есть ортодокс.
          ОРТОДОКС по коми ОР-гной, ТОД, учение, ОКС- князь. Получается ОРТОДОКСЫ - гнойных, лживых учений князья.
          Патриарх Кирилл назвал славян животными людьми 2 сорта:
          _http://www.youtube.com/watch?v=VYvPHTYGwVs
          • .....
            24 сент. 2013 г., 21:14:27
            Ответить
            Конечно, они же нам придумали версию, что славяне спустились с деревьев только тысячу лет назад, и не умели ни писать ни читать, пока "добрые" христиане нас не научили быть людьми. Конечно, с этой версией не вяжется реальная древнейшая история (летописи), поэтому им надо было придумать версию, что славяне всегда были рабами - почти животными! Только в последнее время это упорное утверждение уже становится похоже на идиотизм, когда находятся всё больше фактов и артефактов доказывающих нашу древнейшую культуру..
      • ......
        24 сент. 2013 г., 21:02:36
        Ответить
        Не исключено, что английское слово Slave действительно пошло от слова славяне, но именно Slave от славян, а не наоборот. Подобно тому, что колонизаторы северной америки перевозили негров для невольнического труда и те были у них рабами, и сейчас слово негр у них по сути означает и раб, и афроамериканцы за него могут даже по башке дать, но само слово негр никакого отношения к слову раб не имеет!

        И кстати, в английском языке раб не только Slave, но и много других обозначений, видать все рассы, кого они принуждали работать, они презрительно и обзывали. Тогда отпечаток Slave в англ языке может означать, что когда то они использовали принудительный труд славян и позже презрительно стали сочетать слово славянин со словом невольник - раб, как и негр - невольник - раб.

        Раб -
        slave
        раб, невольник, вспомогательное устройство
        serf
        крепостной, раб, работяга, ишак
        helot
        илот, раб
        thrall
        раб, рабство
        bondman
        раб, крепостной, виллан
        bondsman
        раб, поручитель, крепостной, виллан
        bondservant
        раб
        bondslave
        раб
        • Объяснение очень простое
          24 сент. 2013 г., 21:11:19
          Ответить
          Обида за то, что славяне(рабы),смнонимы - варвары, ордынцы и т.д. уничтожили 7(СЕМЬ!!!) империй, а рабов-славян никто не смог завоевать.
          • Зырянин-язычник
            24 сент. 2013 г., 21:32:07
            Ответить
            Слова
            ВАРВАР это по-коми ВАР-РАБ , ВАР_ВАР-получается РАБ_РАБА, тоесть РАБ порабощеного народа.
            оРДа- это коми слово РоД, на бересте писалось одинаково РД.

            ОРДЕН РЫТСАРЕЙ
            ОРД- ОРД
            ЕН- БОГ
            ОРДЕН получается РОД БОГА.

            РЫТСАРЬ
            РЫТ-ЗАПАД
            САР- ЦАРЬ
            РЫЦАРЬ пиолучается ЗАПАДНЫЙ ЦАРЬ (европеец по отношению к руси)
          • почему никто *?
            24 сент. 2013 г., 21:34:16
            Ответить
            алкоголь и золотые купола ..............................
            • Зырянин-язычник
              24 сент. 2013 г., 23:18:06
              Ответить
              Крепкий алкоголь и купола
              Тоже пришли с юга вместе с ортодоксами.
              Северный климат не позволял делать крепкий алкоголь из пшеницы, потому готовили слабоалкогольный сур или пива.
              Южане первыми начали гнать крепкий алкоголь, так как урожай пшеницы был хорошим.
              Потому и сопротивление у южан к ркепким напиткам выше, их организм раньше адаптировался к алкоголю, чем у северян. Потому южане ортодоксы использовали это средство для одурманивания северян, при этом не так пьянея.
              Да и если взглянуть на римскую византию, то пьянство, как и распутство там процветали.

              А если взглянуть на рисунки попов современниками царской россии , то это сплошь полупьяные пузаны.
              Да и сейчас поп и алкоголь братья.

              Картины маслом из царской россии:
              http://pora-valit.livejournal.com/1687452.html
        • зырянин-язычник
          24 сент. 2013 г., 21:18:13
          Ответить
          кто построил РИМ римлянам?
          Правильно ЭТРУСКИ.
          А позже римляне-ортодоксы их уничтожили.
          Откуда пришли этруски тщательно маскируется. Но можно посмотреть на фигуры и рисунки этрусков и сравнить с деревяными скульптурами пермии и мы обнаружим и ту же улыбку у богов и теже большие и раскосые глаза.
          К тому же так же как и пермяне урала этруски были отличными рудоискателями и плавильщиками.

          Если посмотреть на историю ИУДО-ГРЕКО-РИМлян ортодоксов, то заметим , что они не обладали знаниями созидания, их идеология захват , порабощение и паразитирование над другими народами.
          Их герои это воины захватчики, а их святые кровавые палачи, как Николай 2 например у РПЦ. Это идеология паразитирования над народами, а не созидания и познания вселенной.
          Оглянитесь вокруг, это ведь всё ещё продолжается и сейчас на Руси. Русь в рабстве у паразитов-ортодоксов, чего уж тут скрывать.
          • За язык не тянули
            24 сент. 2013 г., 21:33:53
            Ответить
            Откуда пришли этруски тщательно маскируется. Но можно посмотреть на фигуры и рисунки этрусков и сравнить с деревяными скульптурами пермии и мы обнаружим и ту же улыбку у богов и те же большие и раскосые глаза
            ------------------------
            Только одно но. Фестский диск(этусское нечитаемо) прочитал Гриневич, прочитал на русском языке, а не на коми.
            http://www.youtube.com/watch?v=jZL49inlt78
            • зырянин-язычник
              24 сент. 2013 г., 22:32:00
              Ответить
              фетский диск
              На руском или рускими словами?
              Вообще то на фестском диске изображены знаки, а не слова идентифицировать языке не возможно, можно только смысл.
              К тому же руский, произошел от финоугорского и это письменный язык финоугров и словен.
              Почему в орде ханы переписывались на рускоим языке , если они были неруси? прям страннно как-то, но странность исчезает если понять, что они переписывались на родном языке финоугорском, только письменном, который назывался РоЧ, РеЧЬ, РоС, РуС, тоесть РУСКИЙ язык образовавшийся при письме финоугорского. Ведь слова не разделялись пробелами изначально, вот и появлялись более длинные руские слова из коротких угорскийх корней.
              Сам финоугорский язык имеет происхождение от северного китая алтая-тибета где переждав ледник, народы пошли расселяться.
              Китайский и финоугорский имеют много схожих слов, это заметил ещё Калистрат Жаков, но не смог сделать выводы происхождения этого сходства. Так же как и выступить с докладом на эту тему, не дали ему это сделать тогдашние ортодоксы, пытаясь высмеивать и оскорб**я.

              • Юрия Дмитриевича Петухова
                24 сент. 2013 г., 22:53:03
                Ответить
                не мешает вспомнить добрым словом.
                Он невероятно много сделал для самоидентификации славян, в тч и с эти диском разбирался.
                Сам начинал с изучения его книг, земля ему пухом!
          • Зырянин
            24 сент. 2013 г., 21:45:44
            Ответить
            Вы
            случайно не один мой старый знакомый с Северной 25?
            Тот так же лихо слова раскрывал ещё лет 20 назад.
  • Куда вошли?
    24 сент. 2013 г., 12:50:50
    Ответить
    Русь имеет такую древнюю историю, с которой не может равняться ни одна страна, ни один этнос. Последние исследования американских, немецких и российских ученых говорит о том, что здесь наблюдается непрерывная эволюция этноса на протяжении минимум 50 тысяч лет. Для сравнения: древний Шумер и древний Египет возникли всего лишь 5 тысяч лет назад. Собственно Русь - это колыбель человечества. Именно из Руси в те или иные времена ушли в разные стороны переселенцы, которые сформировали все многообразие мировых культур.

    Россия являются хранилищем кода биосферной эволюции. Пока существует Русь - у человечества есть шанс избежать деградации и вымирания. При изучении древнейшей истории становится очевидным, что периферийные цивилизации со временем затухают и им требуется новые пришельцы из центра Евразии. Мы наблюдаем эти волны миграций из Восточной Европы на примере ариев Индии, которые сменили дравидов. В свою очередь дравиды покорили более древний слой первых индусских переселенцев. Тоже мы наблюдаем в Америке, Японии, Китае. Даже Ирландию в давние времена сформировали племена Дану, прибывшие с реки Дон, Уже в нашу эру готы и гунны прокатились по античному миру и сформировали сегодняшнюю Западную Европу.

    Именно на Руси происходит непрерывный процесс преображения человечества, который формирует новые цивилизации. Они слоями расселяются по планете. В этом есть смысл эволюции ноосферы. Однако в последние годы в США и Китае возникли геополитические проекты умерщвления российского этноса, как конкурирующего. Но, как невозможно развиваться кроне дерева без корней, так невозможно существование периферийных миров эллинов без материнской троянской цивилизации Руси.
    • Руки-ножницы
      24 сент. 2013 г., 13:49:15
      Ответить
      Ваша фамилия не Головачёв?
    • :)
      24 сент. 2013 г., 17:44:19
      Ответить
      Я думаю татары были самым древним этносом Руси. Самым древним народом из всех ныне живущих в россии __
      • Не
        24 сент. 2013 г., 22:02:35
        Ответить
        путайтесь!
        Тартарцы - дети Тарха и Тары (детей Перуна). На Мидгарде по разным оценкам мы (4 Рода белой расы) проживаем от 600 тысяч до миллиона лет уже. Доказательства этому давно найдены и тщательно скрываются тварями, но в инете всё же можно их найти (фотографии древних городов в водах Антарктиды, фото пирамид на дне Атлантики и многое другое). Снимайте шоры с глаз, вы же люди-человеки! (ЧЕЛО-ВЕК = вечный разум).
        • !
          24 сент. 2013 г., 22:09:17
          Ответить
          проживаем от 600..................
          только вот у вас нет доказательств , что они не говорили на татарском )))
          вполне возможно , что говорили на татарском ....
          • Дык
            24 сент. 2013 г., 22:43:19
            Ответить
            ещё Афанасий Никитин
            легко и непринуждённо писал и говорил попеременно и на славянском, и на арабском. Причём фразу мог начать на одном языке, а закончить на другом.
            Вот Вам пример - древнее славянское приветствие было ЧЕЛОМ И ЛИКОМ! (то есть приветствую разумом и образом). Легко и непринуждённо преобразовалось в арабское САЛЯМ АЛЕЙКУМ! А может быть и одновременно употреб**лось, а? Тысячелетиями, а?
            • скорее нет....
              26 сент. 2013 г., 12:30:45
              Ответить
              салям алейкум = это не одно и тоже что челом и лицом)
              • Челом
                27 сент. 2013 г., 9:45:53
                Ответить
                и ликом,.
                а не лицом. Чело - вместилище разума (не лоб, а чело, это разные вещи). Развитое чело предстаёт окружающим в виде светящегося кольца, т.е. это нимб святых (свЕтых на самом деле) людей. Ну а лик - это тело, образ, сосуд для разума. То есть предки наши приветствовали друг друга и телом и безсмертной душой.
                Спросите у любого мусульманина, что значит (а не означает) "Салям Алейкум"? Я спрашивал, никто не смог объяснить. Просто приветствие и всё. Из этого только один вывод, - выражение перешло по созвучию из древнеарийского культурного слоя.
                • ....
                  28 сент. 2013 г., 1:48:15
                  Ответить
                  нет . скорее из еврейского.
                  • !
                    29 сент. 2013 г., 16:03:29
                    Ответить
                    Челом и....
                    пришло
                    скорее всего
                    из коми -
                    Чолöм !
  • и паки - паки
    25 сент. 2013 г., 8:34:53
    Ответить
    Лимерову

    Мф.10)
    7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
    8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
    9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
    10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
    11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
    12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
    13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
    14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших"

    откройте житие Стефана Пермского - в нем описано что точно так как призывает Иисус Христос проповедовать - проповедовал Стефан ?

    а Вы пишите : "Потом, с точки зрения религиозных народов средневековья христианизация пермян была их спасением."
    откуда сие вам известно ? вы пророк ? или ясновидящий ?

    с точки зрения средневековой инквизиции в Европе - пытки и изуверские казни католических фанатиков тоже были "во благо" для казненных и истязуемых.
    В реальности инквизиторы служили сотоне.
    с точки зрения никонеан : жертвы во время раскола на Руси - "совершены ради Христа и на то была Его воля "
    • Лимеров
      25 сент. 2013 г., 13:53:31
      Ответить
      В Житии очень чётко излагается, как проповедовал Стефан, даже нет смысла повторяться. Что касается термина "спасение", то, в общем-то, это синоним понятия "обращение в веру". Или Вы отрицаете религиозность средневековых людей? По коми легендам, чудь стала коми народом после принятия крещения. По летописям, после крещения пермяне становятся коми (есть и другие названия). Коми народ мог состояться при наличии условий для этого, и такими условиями стали территориальные границы епархии и языковое признание народа русскими. Есть еще и другие факторы становления этнического идентитета, но, скорее всего, Вы всё равно не поймёте.
      • Вопрос
        25 сент. 2013 г., 14:11:00
        Ответить
        и почему же анбур , который рекламируется как великое наследие стефана,
        не прижился
        не применяется
        игнорируется РПЦ ?
        • Лимеров
          25 сент. 2013 г., 14:42:03
          Ответить
          Когда-то Константин Философ, известный как Кирилл, составил для славян глаголицу, она просуществовала гораздо меньше анбура. Мы пользуемся алфавитом на основе одного из греческих уставов, и называем его кириллицей, хотя к Кириллу это не имеет никакого отношения. И что? Анбуром хотя бы лет 200 пользовались, а глаголицей - великим достижением Кирилла?
          • зырянин-язычник
            25 сент. 2013 г., 23:03:44
            Ответить
            Лимерову
            Вот тут то и заложена хитромудрость ортодоксов.

            Мы пользуемся, как раз таки глаголицей (ГласГОЛа)это начертание букв удобное на бересте или дереве, и созданое на основе ПАСОВ (родовых знаков финоугров).
            А вот то, что нам предъявляют, как глаголицу и является, южным письмом новоделом словен или же греков, на основе глаголицы. Удобное для написания на глине. Которое не прижилось, так же как и анбур.

            А та глаголица, что мы имеем сейчас и создавалась под финоугорский язык письменный руский язык, была удобна для письма на бересте или дереве, и потому после некоторых незначительных изменений, по причине изменения и самого звукового языка, здравствует гармонично досих пор.

            Такой вот хитрый казус устроенный ортодоксами.
      • и паки-паки
        25 сент. 2013 г., 15:57:58
        Ответить
        Лимерову
        "В Житии очень чётко излагается, как проповедовал Стефан, даже нет смысла повторяться."

        - а я и привел по каким критериям должна проводится проповедь, эти критерии завещаны Иисусом Христом. Как проводил проповедь Стефан Пермский известно из его жития. Вы предлагаете что метод Стефана более приемлем ? чем метод Иисуса Христа?
        Может предложите и Евангелие переписать под методы Стефана ?

        "Что касается термина "спасение", то, в общем-то, это синоним понятия "обращение в веру". Или Вы отрицаете религиозность средневековых людей?"

        - приведите мою цитату , которая вызвала у вас этот вопрос(про религиозность в ср.века). Религиозность в средние века граничила с фанатизмом - как у фарисеев распявших Христа. Отсюда - инквизиция в Европе и на Руси , раскол и прочая дикость мракобесов. Что общего у них с Учением Христа ?

        "По коми легендам, чудь стала коми народом после принятия крещения. По летописям, после крещения пермяне становятся коми (есть и другие названия). Коми народ мог состояться при наличии условий для этого, и такими условиями стали территориальные границы епархии и языковое признание народа русскими. Есть еще и другие факторы становления этнического идентитета, но, скорее всего, Вы всё равно не поймёте."

        - ну где же понять то ? если все ваши аргументы притянуты за уши из легенд и мифов.
      • Зырянин-язычник
        25 сент. 2013 г., 22:02:10
        Ответить
        Лимерову
        Ну конечно не поймем, мы же дикари лесные.

        По коми легендам, как и по алтайским легендам ЧУДЬ УШЛА, толи дальше по землям, то ли под землю.Я склонен думать, что она шла дальше от алтая до британи , это молодые поколения заселяли землю.

        Про спасение.
        Даже в вашем епифаневском писании говорится, что стефан уничтожал древнюю культуру пермян.
        А там, где он появлялся горели избы, как костры инквизиции.
        А в минуты помутнения рассудка стефан бегал с топориком по домам и выискивал идолов, найдя с животным остервенением рубил их.
        Это даже епифаний не смог утаить.

        По вашей логике получается, что коми народ не мог состояться без крещения? Вы о чем? Даже герои руских сказок имеют финоугорские имена.
        А вот что произошло ,после крещения РУСИ - это разделение северного народа на мелкие племена. Так пермяне были разделены на коми и удмуротов и архангелов, а ВЕЛИКАЯ ПЕРМЬ превратилась уничижительно в Вычегодскую.

  • Книжные религии?
    25 сент. 2013 г., 14:12:41
    Ответить
    Как можно безоглядно верить в то, что написано в книгах ?))
    • ?
      25 сент. 2013 г., 14:16:48
      Ответить
      Книги пишутся людьми ............
      Не Богом..............
    • Лимеров
      25 сент. 2013 г., 14:46:03
      Ответить
      Наверно, их надо уметь читать. А может быть и мы все персонажи Книги, которую читает Бог. В средние века это было аксиомой. Мир - это Книга или Театр. Как там у Гумилёва: "Все мы смешные актёры, в театре Господа Бога..."
      • и паки-паки
        25 сент. 2013 г., 16:02:01
        Ответить
        Лимерову
        вот и почитайте Евангелие и послания апостолов и святых отцов.
        Вместо мифов , легенд и апокрифов.
      • ............
        26 сент. 2013 г., 2:05:02
        Ответить
        Наверно, их надо уметь читать.
        ....................................
        Стефан прочитал не верно Евангелие,
        применив насилие ?
        сжигая идолов и священные рощи .......
        • в Евангелии этого нет
          26 сент. 2013 г., 10:13:37
          Ответить
          но есть в Ветхом Завете
          Книга Исаии .37 :19
          "...и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их."

          получается , что Ветхий Завет был у Стефана основой для проповеди ?
  • fin
    28 сент. 2013 г., 15:57:27
    Ответить
    было бы классно, наверное, если бы коми не вошла в рЕссею? была бы богатейшим государством на северо востоке европы, как ОАЭ
    • Лимеров
      30 сент. 2013 г., 16:08:25
      Ответить
      На вопросы, имеющие хоть какой-то смысл я ответил, всё остальное просто троллинг