15:29, 13.10.2014 / КУЛЬТУРА

В Коми с концертами выступил известный эстонский пианист Танел Йоаметс

Минувшая неделя завершилась для любителей фортепианного искусства Республики Коми удивительным подарком. Один за другим в трех городах региона – Сыктывкаре, Печоре и Ухте – состоялись концерты известного эстонского пианиста, лауреата международных конкурсов, профессора Эстонской музыкальной академии Танела Йоаметса. В столице Коми вечер прошел в рамках цикла «Легенды фортепианного искусства», инициированного колледжем искусств и Коми республиканской филармонией и ставшего возможным благодаря гранту главы региона.

20141012-SIZ_9107.jpg

Фото Олега Сизоненко и Юлии Купер

Концерт начался с импровизации, которую сам музыкант обозначил как процесс рождения музыки из тишины. Доказательством мнения Йоаметса стало действо: на глазах публики музыка постепенно возникала из легких постукиваний ладонью по рояльной деке, крышке и другим поверхностям, проявлялась в пиццикато на открытых струнах рояля и, наконец, словно выплеснулась на клавиатуру и обрела подлинную звуковую форму.

- Пианист очень убедительно экспериментировал с поисками новых тембров фортепианного звука. И, заметьте, необычные приемы звукоизвлечения в его исполнении воспринимались очень естественно, слушались как неотъемлемая часть музыкального текста. Добиться максимального визуального эффекта и поразить тем самым публику не было самоцелью, – поделилась своим впечатлением директор колледжа искусств Коми Татьяна Колтакова.

IMG_2888.jpg



Открытием вечера для многих сыктывкарцев стало имя Лепо Сумера, сочинения которого для всего мира являются визитной карточкой эстонской музыки. Танел Йоаметс исполнил два произведения этого автора «Симфонию» и «Прости, Фредерик», которое стало своеобразным музыкальным посвящением Шопену. Знакомство с эстонскими композиторами продолжилось на примере творчества Эдуарда Тубина, Танел исполнил сонату «Северное сияние».

- Это произведение композитор написал в 1949 году в Стокгольме – ему довелось наблюдать редкое природное явление северного сияния прямо в шведской столице, – рассказал пианист слушателям.

Во втором отделении концерта прозвучали прелюдии Александра Скрябина и Сергея Рахманинова. В классическом репертуаре Танел Йоаметс демонстрировал блестящее пианистическое мастерство и необыкновенно тонкое прочтение музыки русских композиторов. Публика вызывала пианиста на бис семь раз, что стало рекордом в творчестве Йоаметса. Возвращаясь к публике, эстонский гость исполнил в том числе «Революционный» этюд Скрябина, «Отражение в воде» Дебюсси, вариации Арво Пярта. И вновь нашлось место импровизации. Тему пианист предложил придумать зрителям, в итоге зал наполнили музыкальные размышления о первом снеге.

IMG_2889.jpg



Незадолго до начала концерта эстонский пианист нашел возможность пообщаться с корреспондентом БНК. Разговор состоялся в гримерке артиста. Первое, что бросилось в глаза, – огромный походный рюкзак. Из него Танел Йоаметс достал концертные туфли и переобулся.

- Зачем такой большой рюкзак?

- Чтобы все влезало. Я постоянно в пути, сейчас что ни день – новый город. Нужно, чтобы все было под рукой. Книги, например.

- Книги? Что сейчас читаете?

Вместо ответа Танел достает из рюкзака увесистый том сочинений Сомерсета Моэма на английском языке. Чуть помедлив, добавляет:

- Я разные книги читаю. И художественные, и о музыке, и о науке. Разные.

Танел Йоаметс ведет беседу неторопливо, иногда растягивая слоги, иногда задумывается, словно подбирает наиболее подходящий русский вариант того или иного слова.

- Программа, с которой вы выступаете в Коми. Расскажите о ней.

- Эта программа задумана специально для финно-угорских регионов. Эстонцы –финно-угорский народ. Я выступал с ней в Удмуртии, сейчас у вас в Коми. Основная цель – показывать больше эстонской музыки, знакомить зрителей с творчеством эстонских композиторов Лепо Сумера и Эдуарда Тубина.

- Часто в рецензиях на ваши выступления отмечается некая ваша непохожесть, самобытность, удивительная органичность. Это о чем, на ваш взгляд?

- Не знаю. Этот вопрос уместнее задать тем, кто пишет отзывы. У меня нет цели что-то придумывать и выделяться. Я просто играю, исполняю музыку. Если кому-то кажется, что я отличаюсь от всех остальных, хорошо.

- Пять лет назад вы представили цикл сольных выступлений «8 портретов». В 2010-2012 годах выступали на разных площадках, представляя программы, посвященные Моцарту, Брамсу, Шопену, Скрябину, Дебюсси, Рахманинову, Шуберту, Григу. Можно ли сказать, что эти композиторы – ваши любимые?

- Ну да, можно и так сказать. Это был цикл монографических программ. Один вечер – один композитор. Слово «портрет» здесь, конечно, использовалось условно. Как за два часа можно рассказать о творчестве, скажем, Моцарта? Но это было интересно. Например, о том, что можно делать мощные вечера музыки Рахманинова или Шопена, я знал. Но вот как создать программу из произведений Грига, которая будет совершенно разноплановой, неоднообразной? Оказалось, что без проблем. И публика слушала очень охотно, открывая для себя новые грани.

20141012-SIZ_9105.jpg



- Если смотреть в интернете, очень часто ваше имя идет рядом с именем Скрябина. Тут, безусловно, играет свою роль то, что вы стали дипломантом Первого Международного конкурса имени Скрябина в Нижнем Новгороде в1995 году и лауреатом Второго Международного конкурса имени Скрябина в Москве в 2000 году. Скрябина называли мистиком и чуть ли не пришельцем, который превращал свою музыку в некие магические заклинания. Вы, исполняя его произведения, этот мистицизм ощущаете?

- Я играю в основном раннего Скрябина, когда в его творчестве больше чувствовалось влияние романтического направления, влияние музыки Шопена. Хотя должен признаться, главные эмоциональные краски Скрябина читаются уже и в этом периоде. Предельное проявление нежных тонких чувств и наряду с этим взрывная энергия – все это было и в молодом, и в позднем творчестве композитора. По мне, так вообще можно сказать, что со временем изменился его стиль, а содержание музыки не столько, ядро его таланта всегда было первичнее философии и мистицизма. Хотя, если говорить в целом, музыка и мистика – их отделить трудно. Акт творчества – это же магия.

- В последнее время Республика Коми стала чаще принимать концерты именитых музыкантов. Наконец появились достойные инструменты. Насколько для вас, как для исполнителя, важно, на чем играть?

- Марка инструмента – далеко не всегда главный показатель. Важен возраст и многие другие факторы. В каких условиях содержится инструмент, как его настраивает мастер, насколько тот или иной инструмент подходит к помещению и акустике, какие отношения складываются между инструментом и исполнителем. Я езжу много, инструменты попадаются очень разные. Но в целом, удача концерта зависит больше от совершенно других вещей. Какая публика придет, каково ее настроение, как я готов играть, выспался ли я – моментов множество. В инструменте главное, чтобы можно было выстроить отношения между звуками, а это можно сделать почти всегда, независимо от марки.

- Ваш концерт в Сыктывкаре проходит при поддержке гранта главы Коми. В вашем случае это обычное явление, когда идет некая государственная поддержка или все-таки подобная музыка может быть коммерчески успешной?

- Я не считаю себя коммерчески успешным. Но заработать себе на жизнь подобными концертами вполне можно. Конечно, здесь невозможно сравнение с поп- или рок-звездами, где люди действительно могут разбогатеть. К тому же я знаю, что всегда могу направить ту энергию, которую сейчас трачу на выучивание программ и подготовку концертов, на педагогику. И вряд ли буду получать меньше в финансовом эквиваленте. Но пока я делаю такой выбор, и деньги тут не стимул в принципе. Нужно болеть концертами. Если этой «болезни» нет, ты не будешь играть сольные концерты повсюду.

- Вы преподаете в Эстонской Академии Музыки. Что самое сложное в работе с учениками?

- Донести мысль, что в музыке много ремесла. Здесь много черной работы, когда ты пашешь и пашешь. Сначала ты учишь большие объемы музыкального текста, затем исправляешь технические проблемы, и только потом уже можно о творчестве думать. В исполнительском мастерстве не бывает так, чтобы ты сел за рояль, и, пожалуйста, – сплошное творчество.

1036

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • зачем
    13 окт. 2014 г., 15:51:04
    Ответить
    обогащать
    их
    • Вот вот
      13 окт. 2014 г., 16:29:28
      Ответить
      Пусть натовцам играет.
      • Пропил балалайку
        13 окт. 2014 г., 23:00:21
        Ответить
        хочешь рояль задвинуть на "Роял"?
      • Вот вот
        15 окт. 2014 г., 16:08:48
        Ответить
        и бандеровцам
  • вася кирульский
    13 окт. 2014 г., 18:58:56
    Ответить
    дадада
    давайте наберите какашек в рот .....и оплюйте его с роялем вместе!