00:24, 20.10.2014 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре поставили спектакль не для всех

Одним из ярких культурных событий уходящей недели стала премьера спектакля «Королева красоты». 16 и 17 октября на подмостках театра драмы имени Виктора Савина режиссер Евгений Софронов представил свое прочтение неоднозначной пьесы ирландского драматурга Мартина Макдонаха.

KIR_8360---kopiya.jpg

Фото Юрия Кабанцева, Кирилла Затрутина

KIR_8291---kopiya.jpg

Трагифарс разыграли на камерной сцене. Именно в этом пространстве и формате – когда зритель расположен максимально близко к актерам – в последнее время театр представлял сильные и «попадавшие в публику» спектакли. Обе работы – быличку «Всего ничего» и коммунальную мистерию «Вид в Гельдерланде» - ставил главреж театра драмы Юрий Нестеров. Евгений Софронов, перенимая эстафетную палочку, брал на себя немалую ответственность: сыграть на очень тонкой грани, психологической, эмоциональной, пространственной. Выбранная для постановки пьеса «Королева красоты из Линейна» Мартина Макдонаха в свое время побила рекорды популярности на Бродвее и принесла автору несколько литературных премий. Хотя при прочтении она отнюдь не вызывает хотя бы простых положительных эмоций.

KAB_0585---kopiya.jpg

- Я о Макдонахе узнал относительно недавно, – признался Евгений Софронов. - Во время последней сессии сидели в кафешке с однокурсниками. Обсуждали возможный материал для постановок. И мне один из коллег посоветовал почитать Макдонаха. Я сразу вспомнил спектакль, который шел в Театре Вахтангова, когда роль Мэг исполняла Алла Казанская. Я удивился, говорю: «Так там же жесть». Но прочитал. И подумал: «О, боже мой, как это ставить-то?!» Вот доходишь до сцены с поливанием кипящим маслом, и жутики берут. А потом я подумал, надо попробовать…

Свою работу режиссер охарактеризовал как некое «исследование причин человеческой жестокости», пояснив, что его спектакль - поиск причин одиночества, равнодушия, мстительности.

- Что случилось с этими людьми, героями пьесы? – спрашивает режиссер, отвечая на вопрос корреспондента БНК. - Почему к финалу история развернется именно так? Почему что-то в душе, в сознании, в голове вовремя не щелкает и не меняет курс нашей жизни, когда все могло пойти по-другому? Ведь такое встречается в жизни каждого из нас. Почему я двадцать лет назад не сорвался и не уехал на съемки? Ведь был шанс прорваться, круто и сразу. И я ведь не то чтобы проспал. Я просто забил. И, возможно, оно и к лучшему. Как бы сложилась история героев пьесы, не вернись 15 лет назад главная героиня Морин обратно в свой родной городок? Может быть, она бы жила с мужчиной, которого думала, что любит, и у них была бы обычная, рутинная судьба ирландских гастарбайтеров.

KIR_8300---kopiya.jpg

В спектакле заняты народные артисты Республики Коми Валентина Дорофеева и Игорь Янков, заслуженные работники Республики Коми Анна Софронова, Мария Чукарева, Елена Янкова, артист Константин Карманов. Для того чтобы публика два часа сидела на спектакле в постоянном напряжении, каждому в каком-то смысле пришлось ломать себя, уходить от стереотипов. Большинство несколько раз переспрашивали у постановщика, стоит ли ставить такой материал, некоторые и вовсе не смогли прочесть текст с первого раза – слишком сильное вызвал отторжение.

- У меня до антракта зал будет хохотать, - анонсировал режиссер до премьеры. В это верилось слабо: слишком много той самой «жести» в тексте пьесы. Но зал действительно смеялся. Валентине Дорофеевой в первом составе и Марии Чукаревой – во втором – удалось сделать персонаж сварливой старухи Мэг невероятно комичным. Семейные разборки Мэг с дочерью Морин (исполнительницы роли - Анна Софронова и Елена Янкова) особо удручающего впечатления не производили. Хотя периодически публика в зале перешептывалась:

- Это не мог русский написать, у нас так к старшему поколению не относятся.

KIR_8319---kopiya.jpg

Утверждение спорное, особенно на фоне криминальных новостей, где фигурируют пенсионеры. Писатель Достоевский, как помнится, тоже со старушкой обошелся не мило, хотя у Макдонаха убийство случилось совершенно не из-за философии «вошь или право имею». Не читать чужие письма, не воровать чужое время, уважать близкого человека и любить. Казалось бы, простые истины, прописные. Но именно они, точнее – пренебрежение ими подводят одну из главных героинь под монастырь, точнее – под кочергу.

KIR_8358---kopiya.jpg

И, кстати, очень сложно сказать, кто из персонажей главный. Не главный – разве что герой, лаконично названный в программке «Человек». Он повествует, описывает обстановку, оригинально визуализированную художницей Анной Репиной, представляет персонажей. Четверо остальных – Морин, ее мать Мэг, братья Дули – играют почти наравне, образ каждого точен и понятен. Немало удивляет трактовка образа Рэя в исполнении Константина Карманова. Похожий на нацбола в немецкой каске, этот громкий и неуравновешенный парень не просто приносит письма в дом женщин, а в каком-то смысле становится юродивым, безумным пророком. Игорь Янков, играющий Пато Дули, сносно справляется с образом симпатичного мужчины сорока лет болезненного вида. Что же до исполнительниц роли Морин, то, стоит отметить, обе актрисы предстают в совершенно непривычном и очень сильном амплуа, которым, безусловно, можно гордиться.

KIR_8353---kopiya.jpg

В постановке Софронова немало к чему можно придраться – не всегда уместная хореография, слишком нарочитые широкие движения актеров, то и дело фонтанирующий натурализм, но это не главное. Еще за неделю до премьеры режиссер не знал, как показать убийство, но сумел сделать это невероятно изящно. Но это тоже не главное. Софронов сумел провести свое собственное расследование, расставить акценты и приоритеты, объяснить себе, актерам и зрителям: почему. Он не просто оправдал преступление, он сумел из текста, полного несуразицы и «жести», создать настоящую оду любви. Рассказать щемящую историю о том, какими одинокими, агрессивными и несчастными мы становимся без этого глобального и всепрощающего чувства, которое, как известно, не мыслит зла, не раздражается и все переносит.

Спектакль имеет возрастной ценз – «21+». В театре хорошо помнят скандал с красным роялем в «Гамлете», поэтому предупреждают сразу: младшему поколению, возможно, эту постановку смотреть не стоит.

KAB_0595.jpg

От себя режиссер добавляет:

- Старикам я, думаю, тоже смотреть не надо. Могут не понять.

1261

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Алекс
    20 окт. 2014 г., 1:18:33
    Ответить
    " Старикам я, думаю, тоже смотреть не надо. Могут не понять."
    Думаю, что подобную х-ре-нь вообще никому не стоит смотреть! С режиссёрами у нас БЕДА!
  • Дребедень
    20 окт. 2014 г., 7:19:59
    Ответить
    творческое голодание
    или точнее- запор
    Отправлено из мобильной версии
  • ф
    20 окт. 2014 г., 8:39:43
    Ответить
    "Брат"
    "Нервный бандит"-Знаю я этих режиссёров- все они п...ы.
  • Не старый
    20 окт. 2014 г., 8:47:08
    Ответить
    За стариков обидно.
    • Паша
      20 окт. 2014 г., 9:05:22
      Ответить
      Вот так и разбрасываются зрителями, и так уже никто не ходит в этот театр.
  • Посетитель
    20 окт. 2014 г., 9:22:59
    Ответить
    Под впечалением от спектакля
    Необычная постановка, которая вызывает массу чувств и эмоций! Посмотреть Макдонаха в Сыктывкаре - стоит.
    • Елена
      20 окт. 2014 г., 10:21:01
      Ответить
      Отличный спектакль, жесткий, честный. Режиссеру удалось удержаться в рамках трагифарса. Финал пробивает до слез. Наконец-то актерам есть, что играть, а зрителям над чем подумать. Елена Янкова - открытие сезона!
  • зрительница
    22 окт. 2014 г., 10:12:31
    Ответить
    Унылое зрелище. Трагифарсом даже и не пахнет. Мелкая бытовая драмка.
    Пришла увидеть что-то интересное ,а увидела мелкие режиссёрские фишечки и вечно одинаковых актёров. Жалко. Но это моё личное мнение .Придите посмотрите сами.
  • !
    27 окт. 2014 г., 13:02:21
    Ответить
    Каждый взрослый человек все решает для себя сам. Тема, поднятая в спектакле, актуальна. С этим спорить не нужно. В той или иной мере, в том или ином виде, подобная ситуация развивается подавляюще часто. Актеры... Нет, они все молодцы! Янкову почти удалось уйти от амплуа комика. Его Пато был каким-то потерянным, а временами просто трогательным. А Анна И Елена. Их героини - это учебник по перерождению личности, равно, как и у их мам (Дорофеева и Чукарева). Главное, как мне представляется, это понять то, что хотел сказать режиссер. А хотел он сказать (и опять - это как мне представляется) следующее: люди, очнитесь! стряхните с себя наросты черствовсти, эгоизма и раздражения. Посмотрите друг другу в глаза и постарайтесь ПОНЯТЬ друг друга, попробуйте начать уважать друг друга. Не доводите ситуацию до крайности. Ведь не отмотаешь потом ничего назад.