18:00, 22.10.2014 / ОБЩЕСТВО

Медная игла «эпохи бронзы» стала самой уникальной находкой археологов Коми

Сегодня ученое сообщество республики отчиталось об итогах летних полевых выездов. Археологи, этнографы, фольклористы, языковеды рассказали журналистам о самых важных находках этого сезона и специфике проводимых экспедиций. У археологов такими находками стали древнее жилище близ поселка Седкыркещ, где были обнаружены остатки вентиляционных труб, медная игла «эпохи бронзы», орудия труда, изюминкой экспедиции фольклористов стал песенный репертуар села Серегово, сохранившиеся до сих пор традиции домашнего богослужения в селе Нившера, языковеды обнаружили в топонимике населенных пунктов бассейна реки Локчим параллели с языками прибалтийско-финского типа, а этнографы изучили изменение питания оленеводов.

ANT_7699.jpg

Фото Николая Антоновского

География экспедиций этого года достаточно обширна и включает в себя, кроме северных и южных районов республики, Ненецкий автономный округ и Пермский край, охватывает практически весь Европейский север.

- Этим летом мы работали в селе Серегово, чтобы описать современное состояние локальной традиции, образованной русскими переселенцами, и посмотреть, что она сейчас, в XXI веке, из себя представляет. Поскольку есть более ранние записи 90-х годов XX века и есть записи, которые хранятся в национальном музее Республики Коми, – это 20-30 годы. Наша задача – посмотреть современные традиции и сопоставить с этими материалами, – рассказала о цели экспедиции заведующая сектором фольклора Института языка, литературы и истории КНЦ РАН Юлия Крашенинникова.

Всего в ходе экспедиции были опрошены около 60 человек, начиная от 1919 года рождения до 1975-го. Участники экспедиции записывали все, что могло характеризовать фольклорную традицию. По словам Крашенинниковой, выезд этого года был интересен тем, что удалось восстановить песенный репертуар села Серегово. Местные жительницы, две сестры, сохранили рукописные записи и напевали песни фольклористам. Кроме этого, удалось записать тексты детского и материнского фольклора, предания о появлении населенных пунктов села Серегово, репертуар весенне-летних гуляний и другие материалы.

- Изюминка этой экспедиции – календарная обрядность, которая хорошо представлена. У меня был один информант – совершенно роскошная женщина. У нее на каждый праздник обязательно есть примета. И она сначала ее говорит, потом рассказывает, что это за праздник и что за день. Удивительно, но в моей практике, я уже 20 лет езжу, редко таких людей встречала, – заметила Юлия Крашенинникова.

ANT_7738.jpg

Еще одним интересным местом для фольклористов является село Лойма, куда с 2004 года было осуществлено пять экспедиций.

Для коллег-фольклористов, работавших в районе Верхней Вычегды, самой яркой находкой этого сезона стала информатор из села Важкурья Мария Удоратина 1925 года рождения. Как пояснил Анатолий Панюков, женщина обладает очень цепкой и уникальной памятью и во многом помогла членам экспедиции.

- После каждой экспедиции первое ощущение, что ты чего-то не записал. Очень много зависит от конкретных информаторов. Всплывают интересные образы, интересные связки для тех знаний, которые у нас есть по той же верхневычегодской традиции, – отметил Панюков.

Кроме того, фольклористы в этом сезоне работали в селе Нившера Корткеросского района. Сюда экспедиция приехала повторно, так, именно в этом населенном пункте до сих пор сохранилась традиция домашнего богослужения. Причем передается она из поколения в поколение. Богослужение проводят сами жители села, в основном женщины, без приглашения священника, более того, сами освящают воду.

- Жителям не хочется идти в часовню и слушать, как священник читает по книге, – уточнил член экспедиции Алексей Рассыхаев.

ANT_7707.jpg

По словам этнографов, в Нившере до сих пор ходят рассказы о водяных, леших, борьбе колдунов, божьей каре, а также проводятся святочные игрища, что составляет еще два блока исследований фольклористов. В этом году Алексею Рассыхаеву удалось съездить в деревню Волоковую Ненецкого автономного округа, где он собирал фольклор коми-ижемцев, проживающих в этой деревне.

- Волоковая чем интересна? Здесь живут коми-ижемцы более 100 лет, но потихоньку туда поселились ненцы, русские, удмурты, причем все владеют ижемским диалектом коми языка. Самый интересный материал – это почитание населением тех святых мест, которые ранее почитали ненцы, – рассказал Рассыхаев.

Этнографы в летнем сезоне работали по трем проектам. Первый был совместной работой с лондонским институтом окружающей среды и развития, был посвящен проблеме взаимодействия нефтедобывающих компаний с местным населением. Тематика проекта связана с нашумевшими событиями в нашей республике – разливом нефти на реке Колва. Исследователи посетили населенные пункты - Колва, Новикбож, Усть-Уса и Мутный Материк, - где опрашивали местное население, как нефтедобыча влияет на их повседневную жизнь.

- Нам не удалось установить контакт с нефтедобывающими компаниями, они нас опасались, принимая за гринписовцев. Но какой-то материал нам удалось собрать, что-то у нас получилось. Надеемся, что материалы будут опубликованы, – проинформировал этнограф Кирилл Истомин.

ANT_7721.jpg

Другой совместный проект этнографов был с институтом физиологии. Его цель – выяснить факторы, влияющие на здоровье оленеводов, а также установление специфического характера их заболеваний. По итогам исследования, которое проводилось при помощи опроса, была составлена целостная картина изменения питания, начиная с середины 50-х годов прошлого века и до настоящего времени. Так, питание оленеводов стало более разнообразным – на столе появились овощи и фрукты, консервированные огурцы и помидоры и даже картофель. Его оленеводы хранят в меховых мешках. В этом году к экспедиции присоединились и коллеги из Южной Кореи. По словам Истомина, примерно полтора года назад на глаза ученых попал сборник статей южнокорейской исследовательницы о Республике Коми. Профессор два раза была в Сыктывкаре, но побоялась прийти в институт, так как ее некому было представить. С исследовательницей связались и пригласили в экспедицию.

- Коми-ижемцы им интересны стали, потому что у них этнографии никогда не было и они решили ее себе завести. И решили отправиться на север Тихого океана. Очень забавно было с ними работать, потому что опыта полевой работы у них не было, – сообщил Истомин.

Третий проект этнографов был посвящен воздействию языка на восприятие цвета – этническая психология. Суть его заключалась в том, чтобы выявить разность реакции русских и коми при нахождении среди синих квадратов голубого и желтого среди зеленых. Объясняется это тем, что в коми языке, как и в английском, синий и голубой цвета выражает одно слово, поэтому поиск голубого квадрата среди синих у носителей коми языка происходит дольше. Что и подтвердили результаты исследования ученых.

Последний проект вызвал дискуссию у деятелей науки, а именно выборка исследуемых групп. Для анализа были взяты носители коми языка села Большелуг и русскоязычные дети столичной школы №1. По мнению некоторых ученых, целесообразнее было бы делать срез по деревенскому населению.

- В мире ученых идут дискуссии, значит, наука идет вперед, – пошутил заместитель директора института Игорь Васкул.

ANT_7694.jpg

Что касается языковедов, исследования которых занимают наиболее значительное место, то в этом сезоне экспедиции осуществлялись по двум направлениям – диалектологическому и топонимическому. Самый важный итог экспедиции был по топонимике, ученые исследовали названия объектов в бассейне реки Локчим Корткеросского района. Удалось установить, что в названии самой реки Локчим и ее притоков Нам и Воч прослеживаются параллели с языками прибалтийско-финского типа.

Самой важной находкой археологов в этом сезоне стала медная игла «эпохи бронзы», которую нашли на полутораметровой глубине на свалке близ деревни Подтыбок Корткеросского района. Всего в полевом сезоне 2014 года сотрудники отдела археологии осуществили 13 полевых выездов в северные и южные районы республики, включая Ненецкий автономный округ и Пермский край. Находки исследователей – это орудия труда, предметы, характеризующие домостроительство первобытных людей, их быт, в частности поминальные обряды.

- Здесь представлена традиционная находка для нашего населения «эпохи камня» и «эпохи бронзы» – это кремневый скребок, которым люди обрабатывали шкуры. Следующая интересная находка – это шлифованное рубище орудий – тесло, изготовленное из породы камня, которую мы еще не определили. Эти находки и фрагмент керамического сосуда найдены вблизи города Сыктывкара рядом с поселком Седкыркещ. Одна из наиболее интересных находок этого года, найденная на поселении «эпохи бронзы», рядом с поселком Подтыбок Корткеросского района – это медная игла, – рассказал археолог Виктор Карманов.

ANT_7723.jpg

Еще один из наиболее интересных сюжетов для археологов стало открытие селения близ поселка Седкыркещ города Сыктывкара, где были обнаружены остатки вентиляционных труб.

Итог пресс-конференции подвел Игорь Васкул, обозначив еще одно приоритетное направление деятельности ученого сообщества – исследование Арктики.

1712

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Чит. атель
    22 окт. 2014 г., 18:16:57
    Ответить
    Новое что то есть по этой теме?
    Двенадцать лет назад большая геологоразведочная экспедиция искала золото на Приполярном Урале. А нашла нечто совершенно необычное.

    – В 1991 году я работала с микроскопом в лаборатории в горах, – вспоминает инженер-минералог Регина Акимова. – И вдруг ко мне поступили образцы песка, в которых я обнаружила множество странных пружинок. Что за пружинки, откуда? Я с 1962 года работаю в золоторазведке, но никогда такого не встречала. Сначала подумала, что это детали золотодобывающих агрегатов. Но потом засомневалась. Уж больно маленькие...

    Небольшое отступление. Как работает солидная экспедиция, разыскивающая золото? Сначала в те места, где геологи рассчитывают найти большие запасы благородного металла – а это, как правило, поймы рек, – идёт мощная техника. Бульдозеры сдирают верхний слой почвы, докапываясь до гравия и песка. В этой толще, давным-давно намытой рекой, и прячется «жёлтый дьявол». Достают его так. Экскаваторы тоннами выкапывают песок и подают на, так называемые, промприборы. На них мощными струями воды вымываются камни и пустая порода, а золотые самородки и сопутствующие металлы остаются. Вместе с золотом на лотках попадаются также металлические обломки, чаще всего – детали бульдозеров. Вот за них-то и приняла странные пружинки Акимова.

    Но самые крупные из загадочных объектов достигали 2-3 миллиметров, а остальные можно было рассмотреть только в сильный микроскоп. Странно. Вы видели руки северных бульдозеристов? Поверьте, тамошняя техника в большинстве случаев чинится кувалдой и зубилом. Откуда же тогда взялись детали, словно принадлежавшие миниатюрным часикам?

    Первые исследования

    На следующий год из Сыктывкара к старателям приехали специалисты Уральского отделения РАН. Регина С******** отдала им на исследование образцы пружинок, и они в лабораторных условиях определили их состав. Удивление учёных было безмерным. Эти «природные образования», как осторожно названы пружинки в отчётах, почти целиком состояли из вольфрама! Однако вольфрам в природе встречается только в виде соединений. К тому же, пружинки имели чрезвычайно правильную форму, а некоторые были снабжены молибденовыми сердечниками или оканчивались вольфрамовой капелькой. Словно оплавились. А температуру плавления вольфрама помните? Более трёх тысяч градусов по Цельсию, самый тугоплавкий металл!

    Геологи беседовали с оборонщиками, показывали им мини-пружинки. «Не наше, – ответили военные, – мы до нанотехнологий ещё не дошли».

    «Летающие тарелки» эпохи динозавров

    – Я с этими пружинками столкнулась в 1994 году в районе речки Нарады, – рассказывает Елена Матвеева, кандидат геолого-минералогических наук, завотделом Центрального НИИ благородных и цветных металлов, – и сразу стало ясно, что ни о каких деталях бульдозеров или спиралях от разбитых лампочек речь не идёт. Мы вели разведку золотоносных россыпей лопатами и кайлом. Делали шурфы, на верёвке вытаскивали вёдра с песком.

    Так вот, вольфрамовые пружинки были обнаружены в нетронутых цивилизацией таёжных уголках на глубинах 6-12 метров. А это соответствует верхнему плейстоцену, или ста тысячам лет до нашей эры!..
  • Никита
    22 окт. 2014 г., 21:59:30
    Ответить
    В районе деревни Никита,что под Воркутой, мы с приятелем нашли новгородскую копоушку,16 век (с двумя лошадиными головами) и металлические остатки сумки собирателя податей (примерно 16-17 век). Ну и более поздние вещички...топор 17 век и по мелочи,безделушки.
  • 09
    23 окт. 2014 г., 12:03:41
    Ответить
    Как всё измельчало!
  • Интересно, но не очень
    23 окт. 2014 г., 14:35:52
    Ответить
    Васкулу надо подсказать,что где он нашел вентиляционные трубы там была деревня Алешино.
  • Кто такой косноязыкий -
    23 окт. 2014 г., 17:57:03
    Ответить
    ученые или журналисты ?