В Коми сельский педагог добилась льгот по «коммуналке» без региональных ограничений
Пенсионерка, бывший воспитатель детсада ухтинского поселка Водный, Любовь Путятова через суд добилась от государственных органов полного возмещения затрат семьи на оплату за содержание и ремонт жилья, электричество, а также обслуживание газового оборудования. Ухтинский городской суд, а затем и Верховный суд Республики Коми признали за пенсионеркой право на 100-процентную компенсацию жилищно-коммунальных услуг вопреки ограничениям пределами нормативов потребления, установленных республиканским законом №55-РЗ.
Ранее по запросу прокурора Коми норма республиканского закона от 12 ноября 2004 года №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», ограничивающая льготу пределами нормативов, проверялась на конституционность и постановлением Конституционного суда Коми она признана законной.
Добиться полного предоставления льгот - без региональных ограничений - женщине удалось благодаря многочисленным судебным тяжбам, которые длились с середины 2010 года.
Первоначально пенсионерка сама в суде добивалась предоставления льгот без республиканских ограничений, в последующем иски в интересах Любови Путятовой подавал прокурор Ухты Павел Якимов.
Жительница поселка Водный Любовь Путятова много лет проработала воспитателем детского сада в поселке Водный, в 2001 году вышла на пенсию. Она проживает в муниципальной квартире площадью 63,4 квадратных метра, в которой также зарегистрированы супруг, дочь, сын, внук. Как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, женщине по федеральному закону «Об образовании» предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты за содержание и ремонт жилья, обслуживание газового оборудования, по горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению.
Республиканский центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (Центр госуслуг) предоставлял женщине лишь частичную компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных ресурсов. Так, республиканские чиновники решили, что, поскольку квартира Путятовой площадью 63,4 кв.м, где проживает пять человек, а социальная норма жилья, применяемая согласно республиканскому закону № 89, для такой семьи составляет 18 кв.м, то женщине возмещались расходы только по оплате 1/5 площади (12,68 кв.м). Аналогичный подход применялся и при оплате электроэнергии. Центр госуслуг производил женщине начисление и выплату компенсации, исходя из нормативов, установленных Службой по тарифам РК (27 Квт.ч), тогда как в действительности семья Путятовой потребляла и оплачивала намного больше электроэнергии.
В 2010 году пенсионерка обратилась в суд с иском к администрации Ухты о том, чтобы ей полностью возмещали расходы по оплате жилья, как того требует федеральный закон «Об образовании». Суд требование удовлетворил. В решении указывается, что по Жилищному кодексу плата за жилье включает в себя наем, содержание и ремонт жилого помещения. Поэтому, указал суд, размер платы за содержание и ремонт подлежит возмещению полностью, с учетом всех членов семьи бывшего педагога.
Какое-то время льготы предоставляли без ограничений. Однако через несколько месяцев пенсионерке вновь стали отказывать в полной компенсации оплаты за содержание и ремонт жилья.
В начале 2012 года женщина опять обратилась в суд. Она уже потребовала от Центра госуслуг не только взыскания недоплаченных сумм за содержание и ремонт жилья, но и полного – без какого-либо ограничения – возмещения оплаты за обслуживание внутридомового газового оборудования, которую пенсионерке возмещали только на 20 процентов, поскольку в квартире живут пять человек, а обладателем льготы является только она одна.
К этому времени прокурор республики Владимир Поневежский обратился в Конституционный суд РК с запросом о проверке конституционности пунктов республиканского закона № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». По мнению прокурора, статья данного закона установленной социальной нормой площади жилого помещения ограничивает право сельских педагогов на получение соцподдержки в виде оплаты 100 процентов, тем самым не соответствует Конституции Коми.
25 января 2012 года постановлением Конституционного суда РК республиканский закон был признан соответствующим региональной конституции. Как указывалось в постановлении, союзное и российское законодательство всегда освобождало сельских учителей только от оплаты за пользование (то есть наем), отопление и освещение, 100%-ное освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья само по себе является дополнительными мерами соцподдержки, установление которых право, а не обязанность субъекта РФ.
22 февраля 2012 года Ухтинский горсуд, сославшись на это постановление Консуда, отказал Путятовой в иске.
Пенсионерка обжаловала решение, подав апелляционную жалобу, где указала, что республиканская норма не может уменьшать льготы, установленные федеральным законодательством. Коллегия Верховного суда Коми отменила решение горсуда и вынесла свое – удовлетворив исковые требования. Вторая судебная коллегия в основу своих выводов положила нормы федерального закона, а также сослалась на постановление Конституционного суда России.
С августа прошлого года Центр госуслуг стал возмещать Путятовой расходы по элеткроснабжению только в пределах 27 Квт.ч в месяц, то есть в пределах норматива на одного человека, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23 августа 2012 года. Фактически же семья потребляла электроэнергии в 2, 5 раза больше.
Пенсионерка обратилась с жалобой в ухтинскую прокуратуру. Прокурор Ухты обратился в суд с иском в интересах Путятовой, потребовав от Центра госуслуг компенсации оплаты услуг освещения за пределами норматива потребления. Суд иск удовлетворил.
На днях коллегия Верховного суда Коми признала решение нижестоящего суда правильным.
Поскольку из электроэнергии, потраченной жильцами, невозможно выделить собственно освещение, то семье бывшего педагога будут возмещены все затраты на электроснабжение.
Комментарии (21)
Зачем нужны такие "законники" депутаты, прокуроры проверяльщики? зачем? и ведь никто за свою самодеятельность никогда не ответил и не ответит!
Почему-то сразу про люстрацию вспоминается. Незаконно, да. А они законно принимают законы?
очень многим обеспечивают себя сами, а кто-то в маразме на верху меняет через год программы... хорошо, если у педагога есть муж с работой, хорошо, если есть дети, но лучше - чтоб они не просили есть, не болели и ходили голыми, а еще лучше, чтоб у педагога вообще никого не было - шоб не отвлекался, шоб водитель, мент, прокурор,и т.д. могли зарабатывать в разных случаях больше воспитателя в 2 - 10 раз, или больше...
Так что, господа, чего вы готовы лишиться еще? бесплатного образования? у нас в детском саду 1 день пребывания ребенка стоит 125 рублей. потом идут скидки на эту сумму: 1 ребенок - минус 20%, 2-а ребенка в семье - 50%, 3 ребенка - 70% скидка, При чем, это в равных условиях и для нищих, и для состоятельных. Может, стоит государству убрать эту льготу родителям? Зачем тратиться? ну и так далее...
у меня с юности есть принцип -не можешь ни чем помочь-не лезь с советами.А религии всех времен и народов говорят о том, что унижая других - не возвысишься и осуждая других - не оправдаешься.
Будьте здоровы и добры, дорогие соотечественники. Я вас люблю искренне.