13:45, 31.10.2014 / КУЛЬТУРА

Национальный театр показал, каково было жить с «привилегиями навечно»

В Национальном музыкально-драматическом театре республики состоялась премьера документальной драмы Николая Волохова «Жизнь с привилегиями навечно». Автор представил на суд зрителей историю своей семьи по материнской линии. Его деда, Андрея Кноблиха, в 1941-м арестовали немецкие солдаты, а бабушку Софью с детьми эвакуировали в Польшу.

KIR_0298.jpg

На сцене театра разыграли историю одной немецкой семьи. Фото Кирилла Затрутина

В чужой стране Софья мечтала о победе СССР над фашизмом и о возвращении на Родину в Грослебенталь. Потому после окончания войны семья с радостью встретила советские войска и вместе с ними отправилась в Россию.

KIR_0255.jpg

Антисанитарные условия телятника, в которых ехали герои, и редкие остановки поначалу только немного смущали, но после того, как поезд проехал мимо Москвы и когда на станциях появился снег, бабье царство, так они себя называли, сообразило, что везут их совсем в Грослебенталь. Конечным пунктом для героев стала Малая Пера. Их выгрузили со словами «На вечное поселение», лишая последней надежды вернуться домой.

KIR_0305.jpg

Кноблихи обосновались в землянке, а дальше, как все: пригодная для работы молодежь без разделения на мужчин и женщин рубила лес за норму, а за невыполнение плана комендатура штрафовала граммами хлеба.

Екатерине Кноблих, матери писателя, едва исполнилось 18, когда она взялась за топор. Ежедневно девушка вместе с остальными рабочими преодолевала 9 километров до делянки и обратно. Уставшая, замерзшая, заеденная клопами и вшами, она не сдалась, воспитала сына, увековечившего в истории ее имя.

KIR_0274.jpg

Пьеса заканчивается возвращением Николая Волохова с Грослебенталя, куда он ездил посмотреть на родительский дом. Сейчас в нем живут другие люди, а наши герои обрели родину на Малой Пере.

Стараясь точнее передать атмосферу того времени, автор большое внимание уделяет деталям. Это чувствуется в разговорах героев, где неизменно повторяются даты, полные названия участков, поселений, точные расстояния, вес нормы хлеба. Декорации, продуманные вплоть до последней сохнувшей на буржуйке портянки и голых нар из горбыля, еще раз подчеркивают документальность драмы.

Не удивительно, что после спектакля зрители подходили к автору со словами «Николай, ты показал жизнь! Спасибо!»

Начальник управления культуры администрации Сыктывкара Олег Елфимов узнал в бабушке Софье «свою родную бабушку», также некогда высланную в Коми АССР.

- Спасибо вам за эти чувства и эмоции, которые я сегодня пережил, за слезы, которые наворачивались у меня на глазах. Спасибо! – сказал Олег Елфимов.

KIR_0311.jpg

Начальник отдела Министерства национальной политики Коми Прокопий Габов поблагодарил автора и театр за то, что они хранят память о мрачных страницах истории, которые часто забывают.

- Мне бы хотелось, чтобы спектакль посмотрело как можно больше молодых людей. Пусть они знают свое прошлое и не повторяют этих ошибок - отметил Габов.

Оценить документальную драму сыктывкарцы смогут уже сегодня - в 18.00 национальный театр вновь покажет «Жизнь с привилегиями навечно».

1773

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • зритель
    31 окт. 2014 г., 15:08:46
    Ответить
    Спасибо
    Прекрасный
  • зритель
    31 окт. 2014 г., 15:09:22
    Ответить
    Спасибо
    Прекрасный спектакль. Актёры играли на "ура"!!!
  • Галина
    31 окт. 2014 г., 16:45:51
    Ответить
    Николай Алексеевич! Респект. Вы - умница.
  • А.
    31 окт. 2014 г., 17:37:41
    Ответить
    Почему синеву? Что Минкульт упразднили?
    Отправлено из мобильной версии
  • Браво!
    31 окт. 2014 г., 18:01:27
    Ответить
    Точь в точь история моей семьи. Спасибо!
  • Николаю Волохову, актерам
    31 окт. 2014 г., 18:05:41
    Ответить
    Счастья и благополучия вам и вашим семьям!
    • Н.Волохову от немцев
      31 окт. 2014 г., 18:35:20
      Ответить
      Большое спасибо, но высланные немцы 30-х годов перенесли и еще боле мрачные муки. Может возьметесь за новый сценарий. Спасибо.
  • хххх
    31 окт. 2014 г., 20:13:29
    Ответить
    редактору статьи
    "до последнего сохнувшего на буржуйке портянка "

    Разве слово "портянка" не женского рода? До последней, сохнувшей на буржуйке портянки - вот так должно выглядеть предложение.

    Или - портянок? Ну, тогда и печка - буржуёк, а не буржуйка!