Мария Кузьбожева от лица «Коми войтыр» критиковала столичную мэрию
Городская конференция коми народа «Год коми языка: достижения, проблемы, перспективы» прошла в минувшую пятницу в Сыктывкаре. Открывая собрание, председатель сыктывкарского представительства движения «Коми войтыр» Мария Кузьбожева начала с перечисления потерь этого года, а после обрушилась с критикой на руководство столичной мэрии.
Мария Кузьбожева потребовала от столичных чиновников привлекать ее к работе. Фото Николая Антоновского
Неоценимой утратой, по оценке Кузьбожевой, стал уход из жизни писателя Геннадия Юшкова, активистов общественного движения Василия Киселева и Владимира Осипова. Аудитория почтила их память вставанием и минутой молчания.
От печальной части Мария Кузьбожева сходу перешла к содержательной, обрушившись с высоты трибуны на администрацию Сыктывкара. Суть претензий заключалась в отсутствии совместной работы с мэрией, которая, по ее словам, так и не подписала совместный план работы с движением «Коми войтыр».
- Столичная администрация игнорирует решения конференции 2008 года, - возмутилась председатель сыктывкарского представительства движения. – У нас большой потенциал – используйте нас!
Отчитываясь перед гостями и участниками форума, Кузьбожева акцентировала внимание собравшихся на достижениях движения, свершенных на скромные финансовые средства.
Затем на трибуну поднялся заместитель главы Сыктывкара Валерий Козлов. Приняв претензии в адрес мэрии, прозвучавшие из уст Кузьбожевой, он тут же доложил о достижениях руководства города в области поддержки коми языка, культуры и истории.
- 29 сентября состоялись общественные слушания, на которых был утвержден проект генерального плана, где были учтены требования по сохранению элементов национального колорита, - сообщил Козлов.
Также, по его словам, этот генплан предусматривает строительство этнографической коми деревни.
- Широко коми орнаменты используются при оформлении праздничных городских мероприятий. Особенно ярко это видно в Новый год, дни города, республики. Например, при строительстве ледового городка на Стефановской площади, на других площадках были использованы мотивы коми народного эпоса, элементы национального орнамента на крепостных стенах и скульптурных композициях.
Кроме того, по словам докладчика, в национальном стиле в течение года были оформлены городские автобусные остановочные комплексы. Однако корреспондент БНКоми не смог вспомнить, где именно находятся те самые остановки, украшенные этноэлементами.
Существенно, по мнению представителя руководства города, на сохранение самобытной культуры коми влияет «экологическая программа, предусматривающая сохранение и возобновление лесонасаждений». К примеру, на Октябрьском проспекте не так давно одним из сыктывкарских бизнесменов были высажены 60 молодых яблонь. Большая часть из них, правда, силами «старательных» горожан уже переехала на дачные участки и в личные палисадники.
В основном, судя по отчету Козлова, год коми языка в Сыктывкаре был отмечен усилением образовательной работы – в школах, детских садах, летних лагерях и для педагогов проводились и планируются в дальнейшем специальные обучающие программы, семинары, лекции.
Участники конференции приняли обращение к главе Коми Владимиру Торлопову и председателю госсовета республики Марине Истиховской.
«Конференция считает недопустимым сокращение финансового обеспечения мероприятий программы по сравнению с прошлыми годами» - говорится в этом обращении. В качестве действенных мер предлагается пересмотреть постановление правительства РК «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми» с привлечением к его обсуждению широкой общественности.
Следующая отчетная конференция сыктывкарского представительства движения «Коми войтыр» пройдет уже при обновленном президиуме.
- Мы должны дать дорогу молодым и перспективным, - объяснила Кузьбожева грядущие изменения в руководящем составе «Коми войтыр».
Комментарии (66)
зырянщины
ГрамотнЕЙ нады,робяты,грыматнЕй..
ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ КОМИ! И ВСЁЁЁЁЁЁЁ!
Как хотелось бы поприсутствовать! Наберут ли только переводчиков...
Были у власти комуняки, их идеи рьяно поддерживала. Сидела в министерском кресле-облизывала правящую власть. Выперли, пролезла к правым, перекрасилась в брюнетку и рьяно стала обс..ть ЕР.Таких называют "политическая прос..ка".
А ее фраза "Мы должны дать дорогу молодым и перспективным...", - Это ее старческое кокетство?
Не смешите мой зад!
Чё за хрень вы там изучали?
Короче - время перемен.
Ты должен уметь сказать -
руки прочь, прочь от меня.
Ты должен быть сиильным,
иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
когда важна будет крепость руки.
И вот ты стоишь на берегу
И думаешь - плыть или не плыть...
В.Цой
Получилась хрень...
2.Я никому ничего не должен, в том числе не должен уважать и приветствовать Кузьбожеву.
3.Лицом республики является не она, а глава республики.
Главное определить - "Коми войтыр" для сплочения коми или ради "галочки" о "сотрудничестве с коренным народом" для чиновников?! А конференции проводятся (в 99%) для рекламы работы чиновников. Поднимите решения конференций за прошлые года и вы поймете, выполнено 1-5%, а ситуация ухудшилась.
То, что коми кыв в школе преподают на примитивном уровне - это не работа общественной организации "Коми войтыр", а заслуга Министерства образования Республики Коми. Занимаются профанацией, вместо реального изменения ситуации.
НА проведение общественных конференций коми народа, выделяются смешные деньги (5-7 тыс рублей) из республиканского или муниципального бюджетов. Если бы каждый раз выделялись деньги на сюжетики и брошюрки, то никаких проблем с преподаванием коми кыв не было бы.
------------------------------
А что, в рядах движения нет бизнесменов, которые бы благотворительными взносами подмогли движению? Нет разве проектного руководителя в движении, который бы осуществлял координацию проектной деятельности в движении, запрашивал бы денюжку с других источников, кроме как бюджеты города и республики?
конференция коми войтыр
Гагиева Анна Капитоновна порядочней женщина, чем Кузьбожева, она уж точно не равнодушна к событиям в республике и в общественном движении коми народа. У Гагиевой богатый опыт общественной и преподавательской деятельности на финно-угорском ф-те. Она точно поднимет движение в республике, ее будут слушать, советоваться и помогать
----------------------
Чего-то не видно ее на вот этом коми поприще лет с десяток как. Или ее не выделяют? Или сама уже ньюсмейкером в финно-угорской и коми теме не активничает?
Я изложу его идеи кратко, потому что он излагал мне их часа полтора.
1) Русские как нация начали формироваться из нескольких племён, перечисленных в "Повести временных лет" и большая часть этих племён - финно-угорские.
2) Русский язык сильно отличается от других славянских языков, особенно, как ни странно, от восточнославянских - украинского и белорусского (казалось бы, наиболее близких ему языков). Некоторую близость с другими славянскими языками (особенно, болгарским) он объяснил миссионерской деятельностью болгарских православных священников и их активной ролью в переводе Священного Писания на русский язык.
3) В процессе продвижения русских на новые земли они встречали ожесточённое сопротивление со стороны одних народов (тюркоязычных) и практически никакого со стороны других (финно-угорских). Финно-угорские народы воспринимали русских как родственный им народ.
4) Правители Руси, а в дальнейшем России всегда знали об отличии их народа от славянских народов, но им, всё более и более активизирующим свои отношения с Европой, была выгодна идеология о руководящей роли русских и России в славянском движении. На тот момент лишь один финно-угорский народ был широко известен европейцам - это венгры, но в то время они вели ожесточённые войны то с германоязычными государствами, то с Османской империей. Славян же было в десятки раз больше и они играли гораздо большую роль в европейской политике, чем венгры, к тому же они занимали огромную территорию от Балтийского до Средиземного моря.
С того разговора я немало времени потратил на изучение этой темы и в процессе изучения встречал точку зрения знакомого у других людей, причём гораздо более аргументированную, чем у него. Действительно, по многим позициям мой знакомый оказался прав. Но, всё же, лично для себя я не принял его точку зрения, потому что она слишком необычна и ломает многое в нашем представлении о нас и нашей истории.
Очень интересное мировозрение у вашего знакомого.
Можно еще много-чего добавить в ваш список. Например, топонимика российских рек, городов (http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=165).
И если внимательно читать Епифания, то выходит, что Стефан шел не иноплеменникам, а к заблудшим братьям, которые бежали от новой веры на север. (Посмотрите на карту - финн-угры "расположились" на переферии, а в центре круга - Иерусалим, Рим, Константинополь.)
И еще вам скажу:
Христианство в то время - это не религия - это "наше все"! Церковь тогда, как ЦК КПСС недавно. И как в СССР, у христиан не было национальностей. Были только братья во Христе и язычники, т.е. люди, которые говорили на другом языке. - Не на хритианском! Не на церковнославянском (Кирила и Мефодия)!
Я убежден, что "русин" (как и коми) - это не национальность (иначально)! Слово "русин" означал - христианин (православный).
И у славянских народов только один признак "родства" - язык! - Язык Кирила и Мефодия. (Т.е. племена, которые не не приняли этот язык (и веру Византийскую), пусть даже они состояли в кровном племенном радстве, никак не могли стать славянами)
Можно еще добавить...
Но, понятное дело, это многое и многих "ломает".
С точки зрения практической - абсолютно пусая затея.
Для самоидентификации - ну понятно, если ты коми, и идентифицировать себя россиянином не желаешь (или не в первую очередь желаешь).
Но коми, для которых культура и язык (как главный атрибут культуры) неоходимы для осознанной самоидентификации - единицы. Зачем тогда это навязывать в школах?
Посмотрите на эту профанацию - новости на коми на языке по телевидению, при этом интервью, которые почти всегда дают на русском, никогда на коми не переводят!
Если "самобытная культура коми" станет музейным экспонатом, то никто ничего не потеряет, потому как будет означать, что на смену ей пришла более прогрессивная культура, раз уж люди её приняли, а старую сохранять не стали.
Постоянно присутствует одно: где коми язык?
Но разве нет более насущных проблем для коми народа?
Сельским хозяйством занимать надо сёла и районы. Надо Строить мощные свхозы, тогда и предприниматели городские вкладывать средства будут в сельское хозяйство, и северных городов легче будет людей переселить на большую землю.
Строительством малоитажным надо заниматься- тогда и лесникам работа будет.
А так одни декларации и реляции....
а почему?
умный-да!
ну, чистое сорочье чучело
На конференции постоянно ездят одни и те же делегаты, в основном преклонного возраста. А где молодежь?
Необходимо вначале объединить коми народ, а уже потом развивать язык и культуру.
Вообще-то, в каждом районе или городе выбирают делегатов на 4 года.
Продвинутая коми молодежь не только учит, но и владеет коми, английским, финским и русским языками.
Насколько я могу судить по Вашему комментарию, Вы представляете коми народ как достаточно аморфную общность людей численностью в несколько сотен тысяч людей, из которых только единицы осознают себя коми в языковом и культурном смысле, а все остальные лишь используют коми язык для повседневного общения. Это не так. Коми национальное движение многочисленно, и ,что не менее важно, неоднородно. Это и "Коми войтыр" и "Изьватас", и десятки других малых общественных организаций и движений. Это и горожане( представители самых разных профессий и специальностей) и сельская интеллигенция. Это люди, исповедующие и православие, и старообрядчество, и протестантство. Есть и язычники, и даже новообращённые коми мусульмане. Правда последние почему-то стараются широко не афишировать своё присутствие в республике ("Ещё не время",- как сказал один их них). Люди, ратующие за сохранение и развитие коми языка и культуры, придерживаются самых разных политических взглядов, есть среди них единороссы, справедливороссы, коммунисты, национал-патриоты и т.д.
61: Необходимо сознательно подходить к выборам всех уровней, чтобы выбрать хорошего депутата, а не многообещающего и ищущего выгоду от депутатства. Необходимо, чтобы власть выполняла решения "Коми войтыр", а не делала вид сотрудничества с ехидной ухмылкой.
"Коми войтыр" не должен жаловаться, да и на кого?
Коми - объединяйтесь!!
Всем: Не надо зацикливаться на одном только коми языке. Жизнь коми народа разнообразна, и если "Коми войтыр" хочет быть представителем коми народа, ему необходимо активно участвовать в жизни Республики.