22:32, 06.12.2011 / ОБЩЕСТВО

В Сыктывкаре отметили 110-летие основоположника коми советской литературы - Жугыля

Четыре поколения потомков основоположника советской литературы в Коми Николая Попова собрались сегодня в честь 110-летия писателя. В Литературном музее имени Ивана Куратова сегодня вспомнили путь друга и соратника Виктора Савина и Василия Лыткина (Илля Вася). Николай Попов выбрал для себя творческий псевдоним «Жугыль» (печальный), что, возможно, и предопределило его драматическую судьбу.

KAB_7596.JPG

Фото Юрия Кабанцева

На встречу, организованную краеведами, исследователями его творчества из музея, пришли писатели, студенты, дочери, внуки и правнуки выдающегося писателя. Для гостей директор музея Диана Холопова провела экспресс-экскурсию, связанную с личностью Жугыля. Среди его внуков - известная писательница Елена Габова, книги которой печатают не только в Коми и России, но и за рубежом. Как призналась писательница, в детстве она побаивалась сурового деда и только после его смерти узнала, что он бережно собирал и хранил детские и юношеские публикации внучки и завещал жене и дочерям «беречь и помогать Лене», предвидя ее большую писательскую судьбу.

KAB_7611.JPG

Вечер памяти открылся медиа-презентацией, составленной из уникальных фотоархивов, хранящихся в музее на протяжении тридцати лет. Четвертая дочь писателя, Эльвира Непомилуева рассказала о периоде, когда отец был дважды подвергнут аресту. Впервые оказавшись в сталинских застенках в 1937 году, о рождении спустя полгода дочери он узнал лишь через несколько лет. После освобождения семья переехала к нему в поселок Ярега под Ухтой. Семилетняя Эльвира, ни разу не видевшая отца, приняла 45-летнего Жугыля за «старика». К тому времени его друг, первый коми драматург Виктор Савин уже погиб в лагерях. Отбывали срок и Василий Лыткин, писатели Иван Коюшев, Александр Надеев.

KAB_7592.JPG

По данным исследовательницы Валентины Бызовой, Жугыль после ареста подвергался пыткам.

KAB_7622.JPG

- Из него выбивали признание в контрреволюционной деятельности - по двое суток держали в кабинете следователя, избивали, не давали сидеть и спать, - уточнила директор Литературного музея Диана Холопова.

Второй арест последовал в 1951 году.

KAB_7594.JPG

- Мама с сестрой и братом уехали в Сыктывкар, меня встретила знакомая и сказала, что отца увезли. Дома было перевернуто все, вспороты подушки, опрокинуты ящики с овощами, раскидано белье и книги, от папы на столе записка, что он уезжает далеко, а я должна дать телеграмму маме. Жугыля отправили на вечное поселение в Красноярский край, но после смерти Сталина в 1953 году вернули на родину, а в 1955 - реабилитировали. Несмотря на все страдания, перенесенные в заключении и голодное существование большой семьи, которую кормила 15-летняя старшая дочь - мать выгнали с работы, - Жугыль до конца жизни оставался ярым коммунистом и приверженцем советского строя, - рассказала Эльвира Непомилуева.

На встрече вспоминали, что Жугыль вместе с Савиным играл на сцене, как начал писать, вернувшись с фронтов гражданской войны, обеспокоенный тем, что в Коми нет книг и детям молодой советской республики нечего читать.

KAB_7613.JPG

После реабилитации Николай Попов снова оказывается в центре литературной жизни Коми АССР. По воспоминаниям дочерей, в доме часто собирались шумные писательские компании, в которых были и начинающие писатели
Геннадий Юшков и Серафим Попов. По признанию народного поэта Коми Владимира Тимина, прочитавшего на встрече стихотворение, посвященное Жугылю и Илля Васю, Николай Попов возлагал на него большие надежды, как
на «брата по литературе».

KAB_7614.JPG

Коми поэтесса Анжелика Елфимова задала дочери писателя вопрос, на каком языке говорил отец с детьми.

KAB_7647.JPG

- Отец говорил с нами только по-русски. По-коми - с коллегами и матерью, особенно когда хотел что-то скрыть от нас. Но мы все понимали. В Ухте мы и вовсе оказались в русскоязычной среде ссыльных и бывших политзаключенных. В советской школе коми язык не изучали, - рассказала Эльвира Николаевна.

KAB_7646.JPG

Именно по этой причине не все младшие потомки Жугыля владеют родным языком. На вечере выступил и муж внучки Жугыля, писатель Петр Столповский. По его словам, для него было большим счастьем стать почти сорок лет назад членом большой семьи коми литератора.

KAB_7670.JPG

Председатель Союза писателей Коми Елена Козлова посоветовала родным писателя подумать об издании воспоминаний о Жугыле. Часть из них уже написана. В книгу также могут войти рассказы Елены Габовой о семье деда.

KAB_7634.JPG

Сегодня в Сыктывкаре живут более сорока прямых потомков Николая Попова. В Карелии и Коми живут его 11 внуков, 19 правнуков и 14 праправнуков.

1428

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Коми морт
    06 дек. 2011 г., 23:01:52
    Ответить
    Непонятно
    почему его дети не знали коми язык? Он сам писал на русском языке?
  • музей
    06 дек. 2011 г., 23:11:27
    Ответить
    Его дети как раз знали коми в совершенстве. Внуки - хуже. Правнуки - соответственно. Жугыль писал только по-коми. Ни одно его произведение на русский не переведено. А надо бы.
  • сыктывкарец
    06 дек. 2011 г., 23:23:34
    Ответить
    Мы совершенно не знам собственной истории и культуры. Не только места, где живем, но зачастую и своей семьи. Счастье, когда семья держится вместе и гордится своими корнями!
  • Наталья
    07 дек. 2011 г., 0:36:54
    Ответить
    память рода
    в одной семье-история страны. А главное таланты-то множатся!
  • ой
    07 дек. 2011 г., 1:30:38
    Ответить
    боюсь показаться бескультурным
    но что значит по коми "Жигуль", не его ли печальную судьбу предопределило название?
  • 34
    07 дек. 2011 г., 10:09:17
    Ответить
    Люблю Советскую Литературу!
    • нг
      07 дек. 2011 г., 10:45:36
      Ответить
      ага, павка корчагин, нагульнов с разметновым))))
  • Хе-хе
    11 дек. 2011 г., 10:26:17
    Ответить
    На первой фоте
    Колегофф во времена своей колхозной учёбы.