content/news/images/138714/BOB_6597(1)_mainPhoto.jpg
15:40, 04.01.2022 / ОБЗОРЫ

Главные события в дорожной сфере Коми в 2021 году по версии БНК

Школьные маршруты, стратегически важный мост, объездная в Сыктывкаре, дорожная концессия и возможное возвращение лесосплава — редакция БНК выбрала наиболее значимые события в дорожной отрасли республики в прошедшем году.

Главные события в дорожной сфере Коми в 2021 году по версии БНК
Фото Виктора Бобыря и Григория Пиля из архива БНК

Школьные маршруты

Глава Коми Владимир Уйба в течение 2021 года несколько раз поднимал тему ремонта участков дорог, по которым ездят школьные автобусы. Он давал поручения на заседаниях правительству (например, о перераспределении средств дорожного фонда), рассказывал о работе в этом направлении во время видеообращений (например, о переводе маршрутов на региональный уровень), говорил о сроках ремонта (например, во время вручения школьных автобусов).

BOB_9847.jpg

Протяженность школьных дорог в Коми — 3,7 тыс. километров. По данным на июнь 2021 года, лишь 30% из них были в нормативном состоянии. Чтобы отремонтировать дороги, необходимо более 7 млрд рублей. Одномоментно выделить столько денег республика не может. В итоге решено, что практически все деньги дорожного фонда 2022 году (а это около 5 млрд рублей) пустят на школьные маршруты, еще 2 млрд будет выделено в 2023-м. Вот только этим проблема себя, скорее всего, не исчерпает — в республике есть бесхозные участки дорог, по которым ездят школьные автобусы. Их надо поставить на балансовый учет, а потом и отремонтировать.

Стратегический мост

Мост через реку Вычегду у Малой Слуды является частью дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар и имеет стратегическое значение, поскольку связывает северные и южные районы республики. Это самое большое в Коми мостовое сооружение: его длина составляет 542 метра, а длина пролетов превышает 100 метров. Мост был построен в 1961 году, он не рассчитан на современные нагрузки — из-за интенсивного движения крупногабаритного транспорта началось разрушение плиты проезжей части и опор конструкции.

В сентябре 2019 года правительство Коми объявило аукцион на проведение ремонтных работ. Но найти подрядчика удалось только со второй попытки, им стала компания «Ирмаст-Холдинг». Цена контракта составила 427 млн рублей.

BOB_6539.jpg

Ремонт начался в апреле 2020 года. Для проезда оставили только одну полосу, из-за чего в течение всего лета с двух сторон сооружения возникали многокилометровые пробки. Подрядчик график работ не соблюдал. Властям пришлось его поторопить. Кроме того, во время ремонта выявились дополнительные работы, что потребовало новой экспертизы и поиска субподрядчика (основной подрядчик отказался выполнять дополнительную работу).

К концу октября 2021 года основные работы были завершены. Полноценное двухстороннее движение по мосту открылось 22 октября. При этом ремонт сооружения продолжился, потому что подрядчик кое-что недоделал. В Минстрое этот контракт называли «интересным», так как в нем предусмотрены три даты завершения работ — 1 ноября, в декабре 2021 года и в январе 2022 года.

Малая объездная

За лето в Сыктывкаре отремонтировали участок Малой объездной протяженностью 3,3 километра. Деньги на это город получил по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Стоимость работ составила более 191 млн рублей, занималось ремонтом ООО «СПК «Темп-Дорстрой».

BOB_3290.jpg

Помимо асфальтирования, были заменены водопропускные трубы, сделаны водоотводные канавы, восстановлены смотровые колодцы подземных инженерных сетей, установлены бортовые камни, появились тротуары. Максимальная ширина проезжей части стала 20 метров, полос движение осталось, как и прежде, две (вот только в месте сопряжения с выездом у ТРЦ «Макси» стало четыре).

BOB_2829.jpg

Отдельным контрактом шло освещение участка дороги. Провели аукцион и выбрали подрядчика только в ноябре (задержка связана с тем, что долго шли федеральные деньги). Установлены 112 опор освещения со светодиодными светильниками. Это стоило бюджету еще 15 млн рублей.

Дорожная концессия

В 2015 году республика заключила концессионное соглашение на строительство участков дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар. В 2017 году завершилась реконструкция 34-километрового участка трассы между сосногорскими поселками Малая Пера и Ираель, а в 2018-м построили 45-километровый участок от Ираеля до печорского поселка Каджером. Деньги за это республика должна была выплачивать частями в течение десяти лет, последняя выплата была запланирована на 2025 год. По концессионному соглашению итоговая сумма составляла примерно 10 млрд рублей, хотя стоимость реконструкции и строительства участков обошлась вдвое меньше. В ноябре 2021 года правительство решило досрочно завершить концессию, Государственный совет поддержал эту идею, разрешив потратить 3,4 млрд рублей из бюджета на выплаты концессионеру. По расчетам, выгода от такого шага составит 1,3 млрд рублей за счет экономии. Но есть и еще один потенциальный плюс — можно будет ускорить передачу дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар в федеральную собственность и больше не платить за ее содержание из регионального бюджета.

Весовой контроль

Автоматический весогабаритный контроль на дорогах Коми запустили в декабре 2018 года, но водители большегрузов быстро нашли лазейки для обхода системы — стали снижать скорость ниже 20 километров в час, чтобы им невозможно было выписать штраф. Госконтракт на аренду автоматической системы весогабаритного контроля был заключен на пять лет на сумму 467 млн рублей. По нему республика должна была платить в рассрочку деньги за ввод системы в эксплуатацию и ее обслуживание. Но в договоре есть условие, что если хотя бы один из шести постов не работает в течение 120 часов, то вся система признается неработающей, поэтому обязательства по внесению платежей прекращаются.

BOB_5711.jpg

Посты выходили из строя постепенно. В Усинске в 2019 году неустановленные лица повредили датчики системы в полотне дороги. В 2020 году четыре пункта — в Ухте, Эжве, Зеленце и Краснозатонском — были признаны непригодными. Среди причин — неудовлетворительное состояние дорожного полотна в местах установки пунктов. Республика судится с подрядчиком, и это продолжается уже больше года. А система так и не работает. В свое время правительство очень рассчитывало на то, что удастся собрать с большегрузов миллиарды рублей (называлась сумма в 4 млрд рублей в год), чтобы направить их на ремонт дорог.

Больше ремонта

Изначально у республики хватало денег на ремонт только 20,4 километра дорог, но благодаря федералам и соцпартнерам объем удалось увеличить втрое. Общий объем финансирования за счет всех источников в 2021 году составил 1,13 млрд рублей, что дало возможность привести в нормативное состояние 64,4 километра региональных дорог и 14 километров дорог и улиц в Сыктывкаре, а также позволит завершить в 2022 году работы по капремонту 10 километров региональных дорог, начатые ранее.

В августе республика получила 583,5 млн рублей из федерального бюджета, деньги были выделены из резервного фонда правительства России. Сразу же начался поиск подрядчиков, способных в сжатые сроки (исполнить контракты надо было до конца года) и в непростых условиях (ремонтировать тогда, когда фактически наступила осень). Аукционы состоялись в сентябре.

Лес вне дорог

Еще в ноябре 2020 года в Коми начали рассматривать возможность вернуться к сплаву леса по рекам. Это произошло после того, как в сентябре жители усть-куломского поселка Зимстан перекрыли дорогу лесовозам, из-за которых дорога приходила в негодность. Комментируя ситуацию, глава Коми Владимир Уйба в видеообраащении сообщил, что в Коми ради дорог могут запретить вывоз леса летом. Транспортировать древесину в таком случае предполагалось только в холодное время года.

PIL_5954.jpg

Эта идея продолжала жить весь 2021 год (отчасти еще и потому, что проблема с дорогой в Зимстане не решилась, и население снова перекрыло движение большегрузам). О лесосплаве глава Коми говорил в январе, а в июле дал поручение правительству проработать вопрос о запрете о движении лесовозов по дорогам в весенне-летний период. Проект документа с ограничениями появился в августе, но вызвал критику — например у Госсовета.

У инициативы по лесосплаву есть несколько сдерживающих факторов: первое — сплавом сможет заниматься только крупный бизнес, так как лишь у него будет необходимый объем сырья для формирования плотов, второе — надо углубить реки, а это очень дорого и непонятно, кто будет за это платить.

БНК

922

Материалы по теме:

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • зритель
    04 янв. 2022 г., 15:44:54
    Ответить
    главное событие (по версии читателей) попытка подъема стоимости проезда на автобусах;)
  • хотели
    04 янв. 2022 г., 15:56:23
    Ответить
    содрать
    4 ярда с лесовозов? Ну кто этот математик?
  • выфвфыыфвфв
    04 янв. 2022 г., 16:21:13
    Ответить
    Что там с Промышленной?
  • к
    04 янв. 2022 г., 16:27:12
    Ответить
    По Промышленной Глава и мер не ездят.Эта дорога для веселья
    • Пенсионер
      04 янв. 2022 г., 16:43:17
      Ответить
      Дороги
      Дорога Визинга койгородок зашибись как весело