23:06, 04.06.2011 / ОБЩЕСТВО

Сыктывкарская утопия

Построить в Сыктывкаре набережную, тем самым прекратив постепенное сползание города в Сысолу, - такова несбыточная мечта сменяющих друг друга мэров столицы Коми. В последний раз разговоры об этом поднимались несколько лет назад, при Романе Зенищеве, когда в прилегающем к реке парке им. Кирова выкорчевали старые деревья и разрушили часть асфальтовой дорожки. На этом проект, к сожалению, и «заглох». О том, какие еще попытки укрепить берег Сыктывкара предпринимались в прошлом и насколько это реализуемо сейчас, попыталась выяснить "Молодежь Севера".

 

KAB_6365.JPG

Парк имени Кирова в столице Коми постепенно уничтожается водами Сысолы. Фото Юрия Кабанцева 

 

Родины становится все меньше

Кировский парк - место памятное, историческое. 300 лет назад отсюда начиналась нынешняя столица Коми, шло освоение северных территорий. И в основном по рекам (тогда других путей, кроме водных, не было, если не считать зимники). Скромный мемориал при входе в парк напоминает о времени, когда небольшому поселению российская императрица Екатерина II даровала статус города. На старом плане это место отмечено как «залив» - так назвали картографы речку Сысолу. А сама береговая линия обозначена неровной полосой, словно подчеркивая ее обрывистый характер. На берегу этого залива была возведена пристань, куда швартовались торговые суда, и ярмарочная площадь с Троицким собором. Однако река несла горожанам не только жизнь, но и проблемы (с каждым годом родной земли становилось все меньше - вода буквально «съедала» береговую полосу). И мелела.

Еще в середине 19 века городские власти попытались остановить обрушение берега: призвали вологодских специалистов, которые составили план работ по укреплению, однако предписанные работы проведены не были, как утверждают историки, по причине отсутствия средств. Тогда жители, не посоветовавшись со специалистами, решили самостоятельно спасать свои дома и начали ограждать берег при помощи деревянных свай. Эффект эти действия возымели обратный: берег вместе со вбитыми сваями начал сползать в реку еще быстрее. Впоследствии оползень пытались остановить, укрепляя берег песком и высаживая деревья, а вокруг расположенного на прибрежной территории Троицкого собора вырыли глубокую канаву и высадили молодые ивы.

Однако эти меры тоже не помогли, и в 1914 году на заседании усть-сысольской думы вновь заговорили о необходимости принять меры по сохранению храма: «…около Собора на поверхности грунт земли крепкий, сухой; нижний же слой подтачивается подпочвенными ключами, вследствие чего берег обрывается от оползней». В советское время Троицкий собор был разрушен - не оползнями и паводковыми водами, а воинствующими атеистами. А вот история с берегоукрепительными работами нашла свое продолжение и в наши дни.

Набережная мечты

Последние 3 - 4 десятилетия каждый из вновь приходящих на пост столичных градоначальников заявлял в числе прочих о намерении построить в Сыктывкаре набережную. Но ни один из них так и не исполнил свое заветное желание, которое совпадало с vox populi. Зато какова идея! Региональный столичный город, пусть и далекий от Москвы и Санкт-Петербурга с их европейским лоском, имеет все необходимые достоинства для собственной набережной - историческое место в центральной части, которое давно превратилось (помойку не считаем) в место отдыха горожан, парковую зону, требующую по этому случаю комфорта и благоустройства.
Однако мечта о набережной всегда натыкалась на оползень: недешевое это занятие - речные берега укреплять. Хотя попытки и предпринимались.

Прожекты и начальники

Во времена руководства Коми обкомом КПСС Иваном Морозовым и по его инициативе был проведен дренаж в том месте, где сегодня располагается детская площадка Кировского парка. Берегоукрепительным работам понадобился серьезный административный ресурс в лице республиканской власти потому, что городская такими финансами и возможностями никогда не обладала.

И тем не менее в начале 80-х годов прошлого века, соединив усилия республиканского и городского бюджетов, по проекту Коми отделения ГПИ «Ленгипроводхоз» были осуществлены локальные работы по устройству трубчатых дренажных систем, в нижней части парка сделаны пешеходные дорожки с асфальтовым покрытием, укреплен песком берег реки.

Однако отдельные меры не могли в целом повлиять на ситуацию: земля по-прежнему уходила под воду, размывалась во время паводка, а прожекты по строительству набережной в столице Коми остались в головах только у самых стойких. Таким оказался Юрий Спиридонов, возглавивший в 80-е годы партийную власть в республике. Его идея заключалась в комплексном подходе, соединяющем поэтапно берегоукрепительные работы, строительство набережной и нового речного порта.

В 1987 году московским институтом «Гипрокоммунстрой» был предложен проект, согласно которому в районе парка должны быть построены укрепительные конструкции, в том числе дренажная завеса (стена) из ряда буровых колодцев и дренажная штольня. Но проект оказался дорогим, а самым затратным пунктом в нем было строительство штольни. Поэтому от него решили отказаться.

К тому же, по мнению специалистов, дорогая штольня не гарантирует укрепления береговой полосы, так как помогает отвести грунтовые воды, но не защищает от паводка. Начали, правда, строить речной порт, но так и не довели до ума - средств не хватило.

Дорогой вид на канавку

Генеральный директор «Научно-исследовательского проектно-изыскательского института «Комимелиоводхозпроект» Геннадий Ерцев легко ориентируется в этапах нелегкого пути проекта «Берегоукрепление - набережная». Во многом потому, что институт уже в наши дни получил задание создать новую проектно-сметную документацию. Пришлось основательно потрудиться над изучением истории планов и замыслов обустройства прибрежного пространства.

- Мы подготовили и выпустили наш проект с учетом высказанных замечаний в 2006 году, - объясняет он. - В начале мая нынешнего года на совещании в мэрии принято решение откорректировать документацию и к 2013 году начать строительство.

Авторы проекта предлагают укрепить берег при помощи строительства габионной (т.е. из камня и металлической армированной сетки) стены. По мнению специалистов, такая конструкция, которая широко используется при строительстве мостов и железнодорожных насыпей, устойчива к температурным перепадам и может выдержать любые морозы. В отличие от бетона, она не подвержена трещинам и разрушениям и способна пропускать воду.

 

KAB_6368.JPG

 

Последнее очень важно в связи с тем, что в районе парка проходит ливневая канализация - дорожные стоки со всего города стекаются в местный залив. Но на планах строительства набережной это никогда не отражалось - город-то не перенести в другое место, как и реку.

- В сточную канаву наш залив превратиться не сможет по причине скромных объемов таких стоков, - заверяют специалисты Минприроды. - Вот если бы нас было миллионов пять, тогда бы можно было задуматься.
Но все-таки в районе парка купаться не советуют: хотя река - организм и самоочищающийся, еще неизвестно, какую заразу можно подхватить в этой зоне отдыха.

Проект предусматривает устройство на всей парковой территории дренажных прорезей общей длиной почти в полтора километра, отсыпку песком и укрепление откосов. Комплекс инженерных сооружений должен защитить береговую полосу от ул. Пушкина до ул. Кутузова. И уже только потом на укрепленном берегу появятся асфальтированные дорожки, парковые аллеи, специальные ограждения, удобные скамейки, освещение. Планируется посадить молодые деревья взамен старых и гнилых. Обойдутся эти работы в ценах первого квартала 2011 года в 404 млн. 209 тыс. руб. с хвостиком. Кстати, в стоимость проекта не вошло строительство пешеходного моста шириной два метра, который помог бы разрешить давнюю проблему паромной переправы для жителей Заречья. Но это повлечет удорожание проекта, поэтому городские власти решили пока оставить все, как есть: паром - на реке, мост - в перспективе, когда средств будет больше.

- В 2007 - 2008 годах город уже вложил солидные средства - 16 миллионов рублей - в устройство дренажных прорезей и свода гнилого леса в районе парка, - настаивает главный архитектор Сыктывкара Александр Заборский. - Но в 2009 году из-за недостатка финансирования работы были остановлены.

Консолидация средств и усилий

Специалисты понимают: решать эту сложную задачу необходимо сообща - муниципальным и республиканским властям при поддержке федерального бюджета. То, что к этому проекту подключилось правительство РК, значительно усиливает административные и финансовые позиции будущей стройки. Несколько раз оно предоставляло в Федеральное агентство водных ресурсов заявки о включении этого объекта в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), но пока безуспешно - финансовую помощь регионам существенно скорректировал кризис.

Однако ситуация меняется, и в этом году пакет документов вновь будет направлен на рассмотрение в Росводоресурсы: республиканское правительство рассчитывает в 2012 - 2013 годах получить средства из федерального бюджета на реализацию данного проекта. При этом доля финансирования со стороны Республики Коми (муниципальный и республиканский бюджеты) составит не менее 30% от общей стоимости строительства. Поэтому вполне возможно, что через 3 - 4 года столичный город, наконец, получит свою набережную на укрепленном берегу - воплощение мечты двух столетий.

747

Комментарии (21)

Добавить комментарий
  • 1
    04 июня 2011 г., 23:58:43
    Ответить
    Самый простой путь, поменяйте русло реки, к примеру постойте канал за Заречьем. Правда этот участок речки Сысолы может обмелеть. Или выравните русло реки, опять за счет Заречья.
    • 1
      06 июня 2011 г., 21:55:38
      Ответить
      Река сама уже строит себе русло в обход сывы и в итоге останется город с полагающимся ему болотом у парка
  • )))
    05 июня 2011 г., 9:55:00
    Ответить
    столько денег прос-...ли. уже давно можно было все сделать...Вот например не покупать эти мусорные баки для Полинки)))
  • хм
    05 июня 2011 г., 12:03:37
    Ответить
    отдайте берег в аренду эффективным собственникам - они вам все и построят - и деньги в казну а не из казны - и народу радость
  • Сыктывкарец
    05 июня 2011 г., 13:44:58
    Ответить
    нужен результат-поручить дело специалисту
    Господину Ерцеву и его ЗАО "Комимелиоводхоз" громадное недоверие как проектировщику всего, что связано с русловыми процессами и инженерной защитой инфраструктуры городских поселений на том основании, что профи по этой теме в этом институте отстутствуют напрочь. Есть у него специалисты, и результативные, - по распилу бюджетных денег на проектные работы, ведущие в никуда.
  • Zerg
    05 июня 2011 г., 14:36:35
    Ответить
    Непонятно! Ещё недавно в этой-же банке была статья, что река уходит от города и сидор-полой станет основным руслом. А теперь обратная информация, что город смывает в реку!
  • логичный
    05 июня 2011 г., 14:41:55
    Ответить
    Постоянная мечта едросов основана на следующем
    - сотни миллионов капитальных затрат и все затраты на технику бетон и щебень, которые (техника бетон и щебень) принадлежат едросовским структурам.
    А фонд оплаты труда (не путать с платежами подрядчикам) на котором трудно украсть - копейки
  • бесполезно
    05 июня 2011 г., 15:23:51
    Ответить
    При СССР аэропорт не смог сдержать натиска реки на свой дальний привод, бабла вбухали вагон, а в результате его все равно перенесли. Администрация не смогла ничего сделать с парком в то время, сейчас тем более ничего не будет.
    Если в Заречье собираются делать бизнес-центр, то проще изменить устье Сысолы, а в этом месте на мост тратиться не нужно будет. Пляж перенести выше и/или ниже по течению.
  • клиника...
    05 июня 2011 г., 16:56:53
    Ответить
    У Зени, видимо, пунктик по поводу деревьев. Видимо, заблудился в детстве. Весь город повырубал, видимо, мерещилось все что-то
  • 34
    05 июня 2011 г., 18:12:23
    Ответить
    да пусть уходит!!!! уйдет, переселимся дальше, в чем проблема?
  • Эжвинец
    05 июня 2011 г., 22:00:36
    Ответить
    Построить набережную в Эжве. И пусть городские едут в Эжву
    • рр
      06 июня 2011 г., 9:40:23
      Ответить
      у вас лпк воняет фууууу
      • эжвинец
        06 июня 2011 г., 18:56:21
        Ответить
        вот приезжайте и нюхайте как пахнут деньги. которые, между прочим, вы и хотите потратить на городскую набережную
  • ллл
    06 июня 2011 г., 10:40:20
    Ответить
    Авторы проекта предлагают укрепить берег при помощи строительства габионной (т.е. из камня и металлической армированной сетки) стены
    Сетка со временем заржавеет и каменюки рассыплются - опять же работа по новому будет
  • 222
    06 июня 2011 г., 11:58:48
    Ответить
    Для чего было убирать деревья, гнилых там не было, и кустарники вдоль реки. Ничего там катастрофически в реку не сползало, да и сейчас не сползает. Как наверху в парке стояли деревья, еще ни одно не упало и не сползло вниз. Да видно внизу немного идет сползание если судить по провалам на асфальтовой дорожке. Но чтобы её отремонтировать нужны копейки по сравнению с озвученными цифрами затрат, якобы для избежания катастрофы. Кто нибудь может какие-то цифры привести сколько метров сползло берега и т.д. и сколько столетий надо, чтобы сползание дошло до ул. Кирова. Все это выбивания средств для их "пиления".
  • умник.
    06 июня 2011 г., 13:03:34
    Ответить
    Есть такое понятие - опорная (железобетонная) стена. Так вот, строится такая опорная стена (высотой в данном случае метра 2 - 3) вдоль линии "съезда" парка в Сысолу и все.. А ниже этой опорной стенки выстраивайте какую хотите инфраструктуру и все! Как это делается, гляньте в СОчи - там такой рельеф - мама не горюй!! так огромные 30 этажные дома строят на жутких уклонах и ничего никуда не съезжает ))) Цена вопроса правда, не хилая будет... Зато 100% решение проблемы ))
  • Артём
    06 июня 2011 г., 13:14:39
    Ответить
    набережная нужна
  • мнение
    06 июня 2011 г., 19:25:52
    Ответить
    С сайта http://www.meteo.parma.ru/art002.shtml :

    "...По ходу развития русловых процессов прорыв р. Сысолы в р. Вычегду по протоке Сидор-полой сдерживается только импровизированной дамбой (затопленная баржа и бетонные блоки), что увеличивает вероятность прорыва в верхней части пос. Сидор-полой (в районе дальнего приводного радиомаркера аэропорта Сыктывкар). В последние годы на этом участке происходит интенсивное сближение излучин рек, причем основную роль играет размыв левого берега р. Вычегда. Ширина перешейка в этом месте составляет менее 300м, причем в месте возможного прорыва расположены две ложбины стока (остатки старых смещений русел), открытые в р. Сысолу и отделенные от Вычегды перешейкам в 20-30 м. Вскрытие этих ложбин со стороны Вычегды может произойти в ближайшие 2-3 года и в дальнейшем уже будет происходить их разработка в период весеннего половодья и дождевых паводков.
    Данный вариант развития русловых процессов обусловит уход основных русел рек Вычегды и Сысолы на 1,5-2 км. от города, в результате чего р. Сысола от пос. Сидор-полой до современного устья и р. Вычегда от входа в протоку Шарда-полой до устья протоки трансформируются вначале во второстепенные протоки (рукава), а затем в староречья, действующие только в период весеннего половодья. В таком случае лишение города рекреационной зоны будет не самой большой проблемой, значительно серьезней станет резкое ухудшение экологической обстановки. Уменьшение стока воды по отмирающим участкам русел обусловит их активное загрязнение как поверхностными стоками с территории города и существующими локальными сбросами сточных вод , так и сбросами грунтовых вод, загрязненных в результате эксплуатации инженерных сетей города и пос.Заречье...".
    ...Где эта баржа и бетонные блоки?Вот бы корреспонденты провели расследование...и сделали бы фотки этого места...
    • 1
      06 июня 2011 г., 22:00:34
      Ответить
      На яндекс карту глянь да смотайся сюда http://maps.yandex.ru/-/CBQCZQjG
  • Единоросс
    27 июня 2011 г., 16:14:40
    Ответить
    коррупция
    Есть идея! Нужно отнять у Вовы Торлопова виллу на Рублевке,продать ее - вот вам и деньги для строительства набережной в Сыктывкаре.Даже можно будет назвать ее (есть мнение) "Набережная имени Вовы Торлопова"!Хоть память об этом г**е останется...
  • Мдаа
    17 окт. 2011 г., 22:07:25
    Ответить
    Не верится
    Новый мэр-новая идея возрождения. Не получится ли как всегда-денежки тю-тю, и вновь горожане в з... це. Как это было с новым аэропортом.