14:17, 22.04.2014

Солистка Театра оперы и балета Республики Коми Тамара Савченко: «Графиня – персонаж сложный и точно не пасхальный»

Сегодня в Сыктывкаре открывается XXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Восемь вечеров труппа Государственного театра оперы и балета Республики Коми и приглашенные солисты будут радовать любителей классической музыки балетными и оперными постановками. Начнется фестиваль премьерными показами балета «Жизель» и оперы «Травиата». Впрочем, будут и премьеры другого плана. Так, впервые в партии графини в опере «Пиковая дама» 24 апреля выйдет солистка театра Тамара Савченко. О подготовке к исполнению мистической роли, и не только, вокалистка рассказала в беседе с корреспондентом БНК.

_MG_2622.jpg

Фото Никиты Михайлова

- Тамара Александровна, для артиста ввод в спектакль сродни премьере. Как готовились к спектаклю?

- Любые вводы в спектакль – и для оперного артиста, и для драматического – это очень непростой процесс, это тяжелые роды. Все артисты, задействованные в постановке, знают материал, а ты, как инородное тело, пытаешься органично вписаться в действо. «Пиковая дама», к сожалению, у нас в театре идет нечасто. Последний раз на нашей сцене ее показывали три года назад, и сейчас все артисты вспоминают свои роли и мизансцены. Мне же «вспоминать» нечего, потому что эта партия для меня – премьера. Я все прохожу с чистого листа, слушаю, наблюдаю, советуюсь с режиссером, коллегами.

- Персонаж графини и в опере, и в тексте Пушкина - неоднозначен. Как к своей героине относитесь?

- Графиня – персонаж сложный, и точно не пасхальный. По преданию, она обрела свое могущество, когда однажды крупно проигралась и продала свою душу за «три карты». Я много читала об этом произведении. И была ведь такая княгиня Наталья Петровна Голицына, образ которой стал прототипом для персонажа Пушкина. Для того времени она прожила чрезвычайно много - более 95 лет, и это в эпоху, когда до 70-ти редко кто доживал. Возможно, что-то там и было мистическое. Интересен внутренний мир графини. Она одинока, в ее огромном дворце нет никого кроме приживалок и Лизы. Нет детей и внуков, она брошена. Она - в прошлом могущественный и значимый человек – к концу жизненного пути превратилась в раздражительную старуху, которой все опостылело. Она цепляется за воспоминания о своей молодости, даже мебель в комнатах не меняет, но это ничуть не красит ее жизнь. Ее все гнетет.

- Графиня – персонаж мистический. С вами во время подготовки к спектаклю загадочных историй не происходило?

- Когда только начала учить партию, я предполагала, что самым трудным будет выучить французский текст. Но мне очень помогла дочь – она закончила факультет иностранных языков, где как раз изучала французский язык. И этот фрагмент мне дался на удивление легко. Зато русский текст стал для меня каким-то заколдованным. Там простые слова и реплики, в них – ничего сложного, но я постоянно что-то забываю и путаю. Прямо мистика какая-то.

- На ваш взгляд, зачем фестиваль, подобный «Сыктывкарса тулыс», нужен в столице Коми?

_MG_2626.jpg

- Для Сыктывкара подобный фестиваль - роскошь. Но, к сожалению, не многие это ценят. У нас вообще жители города не всегда понимают, насколько они богаты. В небольшом северном городке – три театра! Это ж просто счастье какое-то. Я всегда поправляю тех, кто говорит о нашем театре как о музыкальном. У нас все-таки Театр оперы и балета Республики Коми. Это разные понятия. Что же до фестиваля – это превосходная площадка: к нам приезжают артисты и музыканты не только из других городов России, но даже из-за границы. В этом году у нас в гостях будут итальянцы и более десяти звезд из театров России и ближнего зарубежья. В «Пиковой даме», например, в партии Германа выйдет солист Большого театра Роман Муравицкий, роль Лизы исполнит солистка Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Наталья Мурадымова. Сложно было бы представить ситуацию, когда столько именитых артистов приехало бы к нам в медвежий угол, если б не было фестиваля. Это большое событие для города.

- А для артистов? Какую роль играет «Сыктывкарса тулыс»?

- Для музыкантов подобные встречи – это возможность увидеть, услышать, приобрести новый опыт. Конечно, сейчас очень многое можно без труда найти в Интернете. Есть аудио- и видеозаписи, но это совершенно уникальный момент, когда человек приезжает и выступает вживую. Мы ведь не просто смотрим на артистов, мы работаем вместе, существуем в одном сценическом пространстве и, естественно, перенимаем какие-то детали, мелочи, «фишки». Сами тоже делимся наработками.

- В рамках грядущего фестиваля впервые состоится мастер-класс для вокалистов. Чему певец может научить коллег за полтора-два часа общения?

- Проводить такие мероприятия – очень важно. Любые новые веяния, события, встречи – все это оживляет нашу жизнь и обогащает творческий багаж. И со стороны, возможно, кажется, что за час-два ничему научиться нельзя. Но на самом деле даже за этот небольшой срок можно передать много информации. У каждого исполнителя есть чему поучиться. Кроме того интересно узнать о традициях театров. Из-за нашей основной проблемы - текучки кадров – пока что этим традициям формироваться сложно. Другой момент – репертуар. Когда артист регулярно выходит в той или иной партии, он погружается в нее и исследует досконально. И когда такой солист приезжает на фестиваль, он в своей роли уверен и чувствует себя спокойно. Мы в этом случае им значительно уступаем. Потому что нередко нам приходится за месяц до фестиваля восстанавливать заново по нескольку огромных постановок. Прежде была практика, когда в афишу фестиваля попадали оперы, которые обязательно показывали зрителям в течение сезона. Сейчас политика немного изменилась. С одной стороны, это плюс для зрителя. Но для нас это огромная работа.

- В вашем репертуаре – больше десятка ролей второго плана. Играть второстепенного персонажа легче, чем быть главным?

_MG_2641.jpg

- Не бывает простых ролей. Даже маленькую роль нужно сыграть качественно, передать характер, эмоцию. К тому же второстепенные персонажи нередко выполняют очень много действий: надо подать, занести, сто раз выйти из-за кулис. Очень многое нужно держать в голове, знать всю музыку, каждую партию, быть готовым к своей фразе. Самое сложное – в течение всего спектакля быть в голосе. У персонажей второго плана, как правило, небольшие реплики, у нас меньше возможностей распеться во время спектакля. Взять ту же роль Сузуки в опере «Чио-Чио-сан». У моей героини множество реплик, состоящих из одной-двух нот. А спеть их нужно всегда чисто, вовремя, без грязи. Или роль Берты в «Севильском цирюльнике». Все уже распелись, а ты стоишь за кулисами и ждешь третьего акта, когда нужно выйти и «на-гора выдать» очень подвижную арию.

- Чем интересна, на ваш взгляд, программа нынешнего фестиваля «Сыктывкарса тулыс»? Может, чего-то не хватает?

- Изюминка этого фестиваля – премьеры. На открытии будет балетный спектакль «Жизель». Он уже был в нашем репертуаре, но сейчас это будет совершенно новая постановка. То же самое можно сказать и об опере «Травиата». Этот спектакль уже шел в театре, но никогда мы не исполняли его на итальянском. Кроме того, в этой постановке – новые костюмы и сценография, интересные режиссерские решения. Оперу «Кармен» наш зритель не слышал прежде на французском. Жаль только, нет в афише оперы «Снегурочка», премьера которой состоялась на прошлом «Сыктывкарса тулыс». Ее еще посмотрели далеко не все любители оперного искусства. И сам по себе спектакль получился очень красивый, яркий, зрелищный. Его хочется рассматривать. Кто-то назвал эту постановку оперой с эффектом 3D. И это правда, в сценографии несколько слоев и много объема.

- Балетные спектакли любите смотреть?

- Во время фестиваля, как правило, на это нет времени. Хотя, если есть такая возможность, обязательно смотрим. А если премьера или интересная постановка случается в сезоне, как не прийти и не посмотреть? Это же всегда событие.

- В Сыктывкаре в последнее время все чаще стали устраивать гастроли известных театральных проектов, артисты привозят свои постановки или выступают сольно. На такие концерты ходите?

- Пару лет назад я была под большим впечатлением от выступления Сергея Безрукова. На мой взгляд, он высококлассный актер. Его можно не любить, но нельзя не признавать его актерского таланта. Он вышел на сцену и два отделения держал внимание всего зала. Это огромный труд. И для нас, артистов, это тоже своего рода пример, демонстрация навыков. Стараюсь не пропускать, когда приезжают с концертами оркестры или музыканты, выступающие сольно. Послушать качественную классическую музыку живьем – невероятная радость.

- Помимо работы в театре, вы занимаетесь преподаванием вокала. Откуда такая потребность?

- В какой-то момент я поняла, что мне хочется делиться своим умением и знаниями, мне показалось, что это может быть кому-то интересным. Сейчас я преподаю вокал, занимаюсь с учениками индивидуально. И интересная тенденция: в последнее время ко мне приходят люди, у которых нет музыкального образования, но они очень хотят научиться петь. Причем, это не молодежь, а взрослые, состоявшиеся люди. И бывает, в начале занятий мои ученики и двух нот подряд спеть не могут. А потом со временем ситуация меняется в лучшую сторону.

_MG_2609.jpg

- А как к караоке относитесь?

- Хорошо, я и сама могу спеть. Если душа человека просит песню, пусть поет, не нужно запрещать или смеяться. Это же тоже творчество и самовыражение.

- Очень много сегодня говорят о засилье так называемой «попсы» и эстрады. С этим нужно бороться?

- Бороться – нет. А вот предлагать альтернативу, пропагандировать хорошую музыку – да. Нужно больше вечеров камерной музыки, романсов, симфонических концертов. Когда это происходит не раз в полгода, то больше шанса, что придет новый зритель. Многие уверены, что молодежь не способна слушать классический репертуар. А я смотрю на своего 15-летнего сына. Он не занимается музыкой, не ходит в музыкальную школу, но, например, Моцарт ему интересен. Во многом потому, что это необычно и ярко. Классика – это музыкальная основа, а значит, не может быть чужда тем, кто умеет слушать.

2230

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • ролдэ
    22 апр. 2014 г., 20:17:11
    Ответить
    Зачем столько одинаковых фотографий?
  • Краспедия
    24 апр. 2014 г., 14:48:34
    Ответить
    Браво!!!!!!
  • Киричук Нина
    02 мая 2014 г., 1:51:36
    Ответить
    Прекрасное интервью!
    Тамарочка, ты не только великолепная актриса. но и превосходный собеседник: такой грамотный стиль изложения. простота в общении. эрудиция. профессионализм. культура речи. ЛЮБОВЬ к театру и... КРАСОТА внешняя и внутренняя!
  • владимир
    07 нояб. 2016 г., 12:09:31
    Ответить
    супер
    великолепный человек и артист