14:14, 22.09.2014 / ПОЛИТИКА

Юлия Рыбакова лишилась поста руководителя Агентства Республики Коми по туризму

Глава региона Вячеслав Гайзер отправил в отставку Юлию Рыбакову, информацию об этом БНК подтвердила сама руководитель агентства. Вакантное место, скорее всего, займет ее заместитель Алексей Просужих. За девять месяцев работы на посту руководителя республиканского Агентства по туризму Юлия Рыбакова не раз становилась объектом внимания как представителей прессы и общественности, так и власти. Агентство БНК решило проанализировать, чем запомнилась экс-чиновница жителям республики и что успела сделать для развития туризма в регионе за время работы руководителем профильного ведомства.

KIR_9238.jpg

Юлия Рыбакова не смогла продержаться во главе агентства по туризму и года. Фото Кирилла Затрутина

Агентство Республики Коми по туризму, которое возглавила Юлия Рыбакова, начало свою работу 1 января 2014 года. Созданию профильного ведомства предшествовали следующие события: на заседании регионального правительства Вячеслав Гайзер признал работу всех служб, ответственных за развитие туризма в Коми, неудовлетворительной. Отрасль к тому времени давно курировала именно госпожа Рыбакова и по сути ей был дан последний шанс. Но спустя пять месяцев работы у главы республики возникла масса вопросов к руководству новоиспеченного агентства – все той же Юлии Рыбаковой. На встрече с главными редакторами СМИ, которая прошла в конце мая, Вячеслав Гайзер указал основные проблемы ведомства – в частности, на отсутствие внутреннего туризма в регионе, неважную работу в «полях», а также нехватку кадров. При этом глава не стал давать оценку деятельности Агентства по туризму, отметив, что ведомство было создано в конце года, когда республиканский бюджет был уже сверстан.

К тому моменту Юлия Рыбакова запомнилась лишь тем, что приобрела на бюджетные деньги палатки повышенной комфортности, не предназначенные для установки на открытой местности, и вводила главу Коми в заблуждение тем, что интерес к активному отдыху у мифических туристов настолько велик, что передвижной палаточный лагерь расписан на год вперед. В прошлом году Рыбакова установила этот лагерь на берегу реки Печора в селе Усть-Цильма в дни празднования традиционного старинного праздника «Горка». Руководству было отрапортовано о небывалом спросе, однако корреспондент БНК сколько ни заглядывал в палатки с лежаками, никого обнаружить там так и не смог. В последнюю ночь Юлия Рыбакова в буквальном смысле решила прикрыть маркетинговый провал своим телом и с подругой заселилась в одно из тентовых сооружений, но ночевать там они не стали, быстро переехав в более комфортные условия.

- Фактически Агентство по туризму работает лишь два месяца, но у нынешнего руководства структуры есть и минусовой подход к работе, потому что он ориентирован лишь на внешнее позиционирование региона, а внутреннего развития рынка так и нет. На 99 процентов у людей, занимающихся в Коми внутренним туризмом, нет понимания, что они делают. Кадров нет, поэтому нужно осознавать, что в туризме сегодня мы занимаемся самодеятельностью, но сразу ничего не бывает, - заявил Вячеслав Гайзер журналистам в мае этого года.

За отсутствие туризма в регионе с Юлии Рыбаковой спросили и общественники. Информационно-консультативная встреча с членами и экспертами Общественной палаты республики состоялась в конце августа. Как сообщило агентство «Комиинформ», весь смысл сказанного Рыбаковой на встрече свелся к тому, что она не усматривает актуальных турпродуктов в муниципалитетах, не видит смысла в активизации мероприятий на территории Финно-угорского этнопарка и не находит нужным вести учет туристов, привлекаемых по линии возглавляемого ею ведомства. Во время встречи Рыбакова говорила лишь о планах и перспективах, а не о достигнутых результатах.

- Вы нам предметно ответьте, пожалуйста: чем Коми может привлечь россиян и иностранцев? Чем мы отличаемся от других регионов, чтобы предложить отдыхающим какой-то оригинальный, эксклюзивный продукт? - спросил у Рыбаковой Павел Поташов.

На что чиновница ответила: «девственностью природы». Поташов, в свою очередь, отметил, что на природе людей надо развлекать и самый востребованный вид отдыха - рыбалка, но Агентство по туризму этот проект не реализует.

- Ну, так, конечно. Кто же захочет связываться, если рыбу ловить нельзя?! – заявила Юлия Рыбакова. - Я говорила с туроператорами. Они мне сказали, что пока не изменятся правила игры, инвестировать в проекты с рыбалкой деньги невыгодно.

Общественники напомнили Рыбаковой тезис, озвученный ею в самом начале встречи, - раскручивать бренд Коми как экореспублики, делая ставку на времяпрепровождение туристов на природе. Но, по словам Рыбаковой, она имела в виду посещение нацпарков и других природоохранных территорий. По мнению членов палаты, с этим прекрасно справляются сами парки и заповедники.

Раскручивать бренд Коми как экореспублики, в том числе и продвижение национальной гастрономии, Рыбаковой удалось на эко-этно-фестивале «Люди леса», который прошел в Сыктывкаре на праздновании Дня города 12 июня. Проект был представлен еще в декабре минувшего года. По задумке автора идеи, Юлии Рыбаковой, фестиваль должен стать главной площадкой презентации современных форм традиционной культуры, а также продвинуть коми культуру на международный рынок.

Однако, несмотря на обилие творческих площадок, приставка «эко» себя не вполне оправдала. Председатель Федерации туризма Республики Коми Геннадий Марковский высказался по этому поводу в своем блоге на платформе «БНК. Блоги». На одной из площадок фестиваля в деревья вбивали гвозди и вкручивали саморезы, чтобы подвесить гамаки.

- Когда утром 12 июня я проходил по площадкам, то увидел, как молодые люди вбивали гвозди в березы для крепления шезлонгов. Я спросил, зачем они это делают, ведь можно использовать мягкие веревки - и прочно, и надежнее. «Организаторы разрешили», - услышал ответ. Уже позднее, во второй половине дня, я увидел, гвозди вырваны (не выдержали нагрузки) и с помощью шуруповерта безжалостно вворачивались саморезы, - написал Марковский.

Фестиваль «Люди леса» предполагали сделать ежегодным, но о его востребованности судить трудно. На той же встрече с общественниками Рыбакова озвучила число гостей фестиваля - 15 тысяч человек, но не смогла подтвердить эту цифру официальными данными. Мероприятие проходило в общедоступном месте, к тому же, в День города, поэтому отделить обычных прохожих от тех, кто пришел именно на «Людей леса» невозможно. В качестве примера члены палаты привели мультифестиваль «Ыбица», который в этом году посетили свыше 19 тысяч человек, а объективность данных подтверждена программами, розданными на входе организаторами фестиваля.

В ответ общественникам Юлия Рыбакова отметила, что это не ее статистика. Это данные полиции, у них своя методика. «Я в это не вникаю», - заявила руководитель Агентства по туризму. Юлия Рыбакова не видит смысла устраивать подобные мероприятия вне Сыктывкара, например, в этнопарке.

- Не вижу смысла так далеко возить гостей. Подсчитывать же число туристов… А зачем? - недоумевала Рыбакова.

Все это противоречит информации, озвученной на первом заседании общественного совета при Агентстве по туризму, где было озвучено, что в планах агентства есть концепция развития этнопарка с привлечением близлежащих населенных пунктов.

- Сам парк уже готов, как ядро, теперь пора дополнить его вовлечением сопредельных территорий, - пояснил тогда заместитель руководителя Агентства Алексей Просужих, однако, как именно будет происходить вовлечение, не уточнил.

Член республиканской Общественной палаты Дарья Шучалина напомнила о мультифестивале «Ыбица», который проходит в этнопарке и стал визитной карточкой событийного туризма региона.

- Вот есть опыт «Ыбицы» по привлечению средств спонсоров, почему бы не перенять его, рассмотреть и растиражировать на другие проекты? – спросила Шучалина у Рыбаковой.

- Никаких вопросов. В августе, как вы знаете, Сыктывкар будет принимать полуфинал премии Russian Event Awards. На второй день к нам приедут все, кто попал в полуфинал, и можно представить семинар, а там презентацию проекта «Ыбица», - ответила Рыбакова.

Тем не менее, в плане мероприятий Агентства по туризму на 2014 год летний мультифестиваль «Ыбица» был отмечен, хотя еще неделей ранее в присланном общественникам плане фестиваль не упоминался.

Ситуация с этнопарком непонятна еще и тем, что за текущий год в парке два раза сменилось руководство. В апреле директором был назначен Андрей Горбунов, сменив Эдуарда Гилибранда. А в сентябре Горбунов «перешел» на должность замдиректора, отдав свое место Андрею Тютюннику, ранее занимавшему пост советника руководителя Федерального агентства по туризму. По данным БНК Андрей Горбунов уже ищет новую работу и в ближайшее время также покинет этнопарк.

Стоит отметить, что на посту руководителя Агентства Коми по туризму Юлия Рыбакова заработала 2 миллиона 771 тысячу рублей, в 2012 году, работая в ООО «Корпорация по развитию туризма Республики Коми», она получила 2 миллиона 221 тысячу рублей.

Только в этом году на информационное обеспечение продвижения туристских продуктов РК на российском и международном туристских рынках Юлия Рыбакова должна была потратить из бюджета Коми 35 миллионов рублей. Деньги осваиваются, а туристов в Коми, привлеченных Рыбаковой, никто пока в глаза не видел.

Глава региона Вячеслав Гайзер проанализировал ситуацию и на днях вручил руководителю Агентства по туризму благодарственное письмо за сотрудничество. Фактически на языке чиновников это означает «черную метку» с прекращением всех отношений.

В настоящее время Юлия Рыбакова находится за пределами республики. Информацию о ее отъезде и отставке подтвердил ее заместитель Алексей Просужих.

- Это правда. Юлия Львовна выехала за пределы республики в субботу, - подтвердил Просужих, однако не стал говорить, кто займет вакантное место руководителя Агентства по туризму. - Пока рано давать такую информацию. Думаю, похожая ситуация сейчас творится во многих ведомствах.

- Это было обоюдное желание - мое и главы, - так прокомментировала по телефону агентству БНК свой уход Рыбакова. - У меня закончился срок действия контракта и поступило предложение из Санкт-Петербурга.

4175

Комментарии (57)

Добавить комментарий
  • 1
    22 сент. 2014 г., 14:19:25
    Ответить
    не Алексей а Александр Просужих
    • все правильно
      22 сент. 2014 г., 14:46:26
      Ответить
      Алексей Просужих - зам.рук. Агентства, а тот что Александр руководит в другом месте.
  • ура!
    22 сент. 2014 г., 14:20:34
    Ответить
    Давно пора было гнать!
    Отправлено из мобильной версии
    • проблем
      22 сент. 2014 г., 15:17:35
      Ответить
      в том, что гнать надо больше половины таких "руко"-водителей. Получает больше 200 тысяч в месяц, ездит по конференциям, вся работа - говорильня ни о чем, результата (прибыли Республике, хоть бы и небольшой, хоть процентов на 10 больше, чем на содержание этой конторы) - нет. Тупо деньги расходуются на содержание дур, чьих-то жен, любовниц, знакомых.
  • егор
    22 сент. 2014 г., 14:28:52
    Ответить
    Зашебись. Просто получила 2 211 мульта за 9 месяцев. За что?
    Отправлено из мобильной версии
    • Вася
      22 сент. 2014 г., 14:44:19
      Ответить
      За то, что чья-то знакомая. За что еще миллионы и миллиарды из бюджета получают бездельники?
    • Нервный потолог
      22 сент. 2014 г., 19:46:48
      Ответить
      Оштрафовать такого рукойводителя. На сумму зарплаты.
    • тяжела жизнь варяга среди местного чма
      22 сент. 2014 г., 20:14:16
      Ответить
      а ты прикинь какие расходы.. каждую пятницу улетать домой в питер надо? надо...каждый понедельник возвращаться самолетом в эту дыру надо? надо... плюс дармовое служебное жилье надо обставить... да еще каждый вечер в ресторане отдохнуть.. ведь приходится весь день смотреть на эти гнусные местные рожи...
  • Вася
    22 сент. 2014 г., 14:29:01
    Ответить
    А Просужих, это тот который помогал Самойлову предприятия отжимать?
  • КОМИкадзе
    22 сент. 2014 г., 14:33:50
    Ответить
    У меня закончился срок действия контракта и поступило предложение из Санкт-Петербурга. - будет теперь в Питере "развивать" туризм....)))))
    • Гость
      22 сент. 2014 г., 17:12:13
      Ответить
      какой там туризм?
      во-первых, она в этом ничего не смыслит
      во-вторых, лохов в России по провинциям ещё много.
      Похождения продолжатся.
  • ижма
    22 сент. 2014 г., 14:33:52
    Ответить
    А Норкин???
    Отправлено из мобильной версии
  • НАРОД
    22 сент. 2014 г., 14:34:47
    Ответить
    Туризм развивать в КР не рентабельно,это задумки не сбывшиеся мечты,где в КР можно отдохнуть с комфортом,летом одни насекомые,хватит тратить деньги попусту,лучше помогли бы пенсионерам в поселках и деревнях,а отдыхать северянам любо на юге
    • Да все рентабельно
      22 сент. 2014 г., 15:01:47
      Ответить
      только делать надо с умом. И с местными сотрудничать, а не поучать
    • Более чем рентабельно
      22 сент. 2014 г., 16:22:04
      Ответить
      Только Коми - это не Питер и пятизвездочных отелей в парме не будет (хотя тоже, конечно, вариант, но отель тогда должен быть ну очень специфическим и ооочень дорогим) На Ольхоне безо всякой инфраструктуры от японцев отбоя нет.
  • Трак
    22 сент. 2014 г., 14:53:53
    Ответить
    Туризм
    Отмодерировано
    • тор
      22 сент. 2014 г., 14:56:48
      Ответить
      чо, серьезно?
      Если так, то вообще грустно.
      • так чья она родственница,раз так
        22 сент. 2014 г., 15:11:41
        Ответить
        Долго лапшу Главе вешала?
        Отправлено из мобильной версии
  • опытный турист
    22 сент. 2014 г., 14:55:05
    Ответить
    сколько себя помню, столько правительство Коми развивает внутренний и въездной турист, или по крайней мере пытается развивать или делает вид, что развивает! Ну что же непонятно, если нет спроса на турпродукт изначально, так и не будет его, как не крути, какие деньги не вкладывай - все на ветер!
    Лучше бы оплачивали проезд на юг из бюджета всем жителям (а не только бюджетникам), и толку от потраченных денег было бы больше, и народ любил бы свое правительство больше!
    Обидно, что есть такие дыры, куда утекают "наши республиканские деньги"!!!
  • Ирина
    22 сент. 2014 г., 14:56:30
    Ответить
    Верните Горбунова А.А. в этнопарк.Этнопарк только начал вставать с "колен",а наше руководство каких-то москвичей на работу зовет.Маразм.Ваш приглашенный "москвич"в парке несколько раз появился.Не стыдно?
    • Семен
      22 сент. 2014 г., 17:08:28
      Ответить
      Верните Гилю!
  • 12345
    22 сент. 2014 г., 15:00:47
    Ответить
    "корреспондент БНК сколько ни заглядывал в палатки с лежаками, никого обнаружить там так и не смог. В последнюю ночь Юлия Рыбакова в буквальном смысле решила прикрыть маркетинговый провал своим телом и с подругой заселилась в одно из тентовых сооружений, но ночевать там они не стали, быстро переехав в более комфортные условия".

    ВРАНЬЕ!!! Постояльцы в палаточном лагере были! Юлия Рыбакова ночевала в палатках с первого по последний день заезда. А корр Банки в лагере даже не отсвечивал!
    • 555
      22 сент. 2014 г., 16:01:50
      Ответить
      Ну за 2 500 000 я бы тоже недельку переночевал.
  • ужас
    22 сент. 2014 г., 15:02:32
    Ответить
    выброшенные на ветре деньги, потерянное время, сведенные на 0 усилия других людей. которые до этого развивали туризм
  • Фас!
    22 сент. 2014 г., 15:05:00
    Ответить
    Молодец банка, хорошо прошлась по чиновнице.
    Вот только хозяева забывают главное правило - никакой критики начальства!
    Потому как у читателя может возникнуть естественный вопрос: а остальные руководители министерств, ведомств, агентств, служб и учреждений чем лучше г-жи Рыбаковой?
    Так ведь по каждому можно пройтись и не найти никаких результатов кроме полученной миллионной зарплаты. А когда кончатся все чиновники вопросы могут возникнуть и к самому главе. Как же он расставляет руководителей? Одни на нарах, другие в бегах, третьим "поступило предложение из Санкт-Петербурга".
    Политика как и деньги любят тишину.
  • согласен с фас
    22 сент. 2014 г., 15:14:10
    Ответить
    У каждого руководителя есть плюсы и минусы в работе. Запустить туризм за год -полтора в РК не реально. Рыбакова сделала много для развития туризма. Самое основное показала простые решения при реализации проектов.
    • Реально совершенно
      22 сент. 2014 г., 16:25:05
      Ответить
      только не чиновнице от туризма. По крайней мере не этой.Ну не смогла она, не смогла (всё как в анекдоте)
    • не согласен
      22 сент. 2014 г., 22:32:08
      Ответить
      Рыбакова сделала много для развития туризма. Самое основное показала простые решения при реализации проектов.
      покажите или хотя бы расскажите ЧТО она "сделала много для развития туризма" и ЧТО и ГДЕ "показала простые решения при реализации проектов" КАКИХ?
  • по парку
    22 сент. 2014 г., 15:16:11
    Ответить
    Горбунову в парке не место - обманывать работников нельзя.
  • Следующий
    22 сент. 2014 г., 15:20:48
    Ответить
    Следующий тоже покинет свой пост точно так же. Тут подход надо менять. Чобы было понятно, то до основания, а затем.
  • Зритель
    22 сент. 2014 г., 16:01:25
    Ответить
    Просужих - это не родственник этой Просужих,что на телевидении отсвечивала долгие годы? Если да,то все понятно не будет работы никкакой.
  • -=
    22 сент. 2014 г., 16:52:08
    Ответить
    надеюсь, эту смешную структуру в агентстве будут менять?
  • везде все через одно место
    22 сент. 2014 г., 17:16:36
    Ответить
    а Арнаутова и Прокудина за какие такие заслуги стали министрами???
  • Конь
    22 сент. 2014 г., 17:35:42
    Ответить
    Попрыгунья-стрекоза!...
  • Неравнодушный
    22 сент. 2014 г., 18:33:33
    Ответить
    какая Арнаутова и каким министром
  • Ыбица
    22 сент. 2014 г., 19:29:33
    Ответить
    Что-то про Ыбицу написано больше, чем про Рыбакову))) Одна желчь исходит от автора сей писанины, противно!
  • Мм.....
    22 сент. 2014 г., 19:39:49
    Ответить
    Одного министра о....ли(с/х), теперь за другого взялись.
  • УЖОС
    22 сент. 2014 г., 19:49:35
    Ответить
    Больше профессионализма, Господа!
    Алексей Анатольевич, наконец-то прорвался во Власть. Давно рвался. В культуре не пропустили, а здесь получилось. Молодец. Дай Бог, чтобы с 2015 года в нашей республике не протолкнуться от туристов было, а вдруг у него получится? Вот только что мешало с Рыбаковой воплотить мечту в реальность? Не бывает так, чтобы один был виноват, а вокруг все всё знали, да молчали стыдливо... Тоже повод задуматься. Про новых министров из коментов выше. Да не дай Бог! Ну не бывает же так, чтобы медсёстры из гостиничного бизнеса управляли культурой! Да ведь это просто будет плевок в лицо всем профессионалам в отрасли! Ну почему Минздрав возглавит главврач, а Минкульт возглавит медсестра?? Тогда давайте меняться! Пусть массовик затейник возглавит медицину...баш на баш, мы самого талантливого отдадим! Уверен, Глвва этого не допустит. Поставит у руля отрасли профессионала, уж настрадались... Хочется жить в республике, где руководят мыслящие и умные профессионалы. Во всех отраслях! Вот тогда и будет у нас республика мечты из которой молодёжь уезжать за лучшей долей никуда не станет.
    • Интересант
      22 сент. 2014 г., 20:09:42
      Ответить
      Алексей Анатольевич, наконец-то прорвался во Власть.
      типа копил, копил денежку и наконец накопил сколько нужно для данной должности?
      или как у нас ещё прорываются во власть, просвяти мил человек...
    • Ветераны спорта.
      22 сент. 2014 г., 23:17:28
      Ответить
      ВЕРНИТЕ ГОРДЕЕВА РЕСПУБЛИКЕ
      А спорте та же канитель.Профессионала,фаната спорта,порядочного и честного человека меняют на какого то кренделя из Скалы. Ни опыта,ни знаний,ни ума...понты одни и бла бла бла. Прощай спорт в РК.
  • Азъ
    22 сент. 2014 г., 22:57:17
    Ответить
    Она заведовала туризмом до агенства.
    Работа её получила отвратную оценку.
    Но агенство туризма почему-то доверили.
    Однако ж толку никакого не получилось.
    М.б., у Гайзера всё так? - без толку!
  • Бывалый Турыст
    22 сент. 2014 г., 22:57:49
    Ответить
    Пара наблюдений о лёлике... Закомплексованный, мстительный, гниловатый чиновник, угождающий начальству, улыбающийся невпопад, изображая глубокое понимание вопроса. Любит втихоря принимать "единственно верное" решение, исходя из личных весьма скудных жешартскийх представлений о любой проблеме. Регулярно бегает во дворец засвидетельствовать почтение любому встречному клерку, при первой возможности сливает как подчинённых, так и своих руководителей. Говорят, был изгнан из культуры за длинный язык и попытки комбинировать исключительно в свою пользу за спиной руководства. Продолжил развивать специфические навыки в туризме. Туризм развить не удалось, зато удалось расчистить дорожку в мягкое кресло. Намечается очередной кадровый косяк. Никакой туризм развивать он не будет, все усилия будут направлены на красивые отчёты перед минфином, куда, собственно, юноша и мечтает трудоустроиться.
    Отправлено из мобильной версии
    • туристу
      23 сент. 2014 г., 11:39:47
      Ответить
      руководство в минкульте друг друга стоит
  • медалька
    22 сент. 2014 г., 23:12:58
    Ответить
    А за что наградили? За развал и провал?
  • У истоков
    23 сент. 2014 г., 7:16:34
    Ответить
    туризма Коми стояла еще одна дама - Конакова, тоже "большая" любительница туризма!! Ее тоже не мешало бы - вслед за Рыбаковой1 Деятельницы!!!
  • спортагенство
    23 сент. 2014 г., 8:49:41
    Ответить
    Гордеева в спорт? Умом тронулись батенька? миллион на мазь лыжную только потратил!
    • лыжи
      24 сент. 2014 г., 14:45:40
      Ответить
      не подмажешь - не поедут
  • 11
    23 сент. 2014 г., 9:23:52
    Ответить
    никогда в Коми туризма не будет, дорог нет, самолёты не летают, инфраструктуры нет,погодные условия оставляют желать лучшего
    • ?
      24 сент. 2014 г., 14:37:59
      Ответить
      цитата из конаковой? ну ну
  • Ироничный :/
    24 сент. 2014 г., 0:00:08
    Ответить
    Мерзко и грустно.
    Мерзко - от обилия грязи.
    Грустно - от безысходности.
    Даже иронизировать не хочется...
  • хххх
    24 сент. 2014 г., 2:10:00
    Ответить
    Хватит менять руководство в этнопарке! Невозможно работать! Только войдешь в колею, опять новый директор с новой метлой! И летят работники со своих мест, только держись!
    Отправлено из мобильной версии
  • Лев Толстой
    24 сент. 2014 г., 9:18:29
    Ответить
    говорил: Если вы стали для кого-то плохим, значит вы делали для него слишком много хорошего
  • турист
    24 сент. 2014 г., 15:48:26
    Ответить
    хотелось бы увидеть не желчь "писателя" и не рассуждения некомпетентных "общественников", а отчетец Рыбаковой, какой - никакой - может и сложится картина, почему при относительно развитом пулусамодеятельном туризме в Коми у Гайзера складывается интересное мнение
  • взято с
    03 нояб. 2015 г., 18:39:21
    Ответить
    http://tur.rkomi.ru/left/agency_news/news/34360/
    "6. Информационное обеспечение продвижения туристских продуктов Республики Коми на российских и международных туристских рынках."

    Интересно , что надо сюда предложить чтоб тебя услышали/увидели. 2 года назад, добившись личного приема, с одним из ныне действующих чиновников одного министерства было высказано предложение по созданию материалов на нескольких языках (английский, немецкий, французский , русский). Выслушав, материалы, объясняющие видение проекта, были отложены в сторону. Было получено утвердительное заверение – с документами поработают и выскажут свое видение . в итоге прошло уже 3 года думаю труд будет не менее чем собрание работ Ленина…. А Вы говорите развитие.. инициатива..
    PS пока министерство думает, единицы, которым это интересно стараются работать по мере возможности и поток желающих у них почему то вырос, даже если сравнить с прошлым годом…