content/news/images/138670/PSV_7141-1_mainPhoto.jpg
13:38, 03.01.2022 / ОБЗОРЫ

Главные события в экономике Коми в 2021 году по версии БНК

План диверсификации, особая экономическая зона, арктические резиденты и очередное спасение «Комиавиатранса» — редакция БНК выбрала наиболее значимые события в экономике республики в прошедшем году.

Главные события в экономике Коми в 2021 году по версии БНК
Фото БНК

Диверсификация экономики

Все началось еще в августе 2019 года, когда Сергей Гапликов принял участие в совещании Владимира Путина с руководителями угледобывающих регионов. Глава республики доложил президенту о ситуации в Воркуте и Инте и попросил оказать региону дополнительную поддержку. По итогам совещания появилось поручение правительству России разработать совместно с правительством Коми план дальнейшего развития Воркуты и Инты. В обсуждении этого плана участвовали ученые, промышленники, общественники и простые жители. В числе основных мероприятий плана были развитие автомобильного и авиасообщения с городами, оптимизация и модернизация коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, разработка новых месторождений полезных ископаемых, развитие социальной сферы (реконструкция учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, оснащение оборудованием), развитие туризма.

YUR_0433-1.jpg

После подготовки плана его начали согласовывать с федеральными структурами. Одни ведомства его согласовали, другие — нет. В итоге этот план так и не утвердили. В марте этого года на заседании Госсовета России было дано новое поручение — по развитию и принятию отдельного плана по диверсификации экономики Коми с упором на Инту и Воркуту. После этого слово «диверсификация» звучало практически на каждом совещании, заседании, встрече. План по диверсификации экономики включал 50 инвестпроектов, инвестиции в 150 млрд рублей, трудоустройство 6 тыс. человек в отраслях, не связанных с добычей угля.

В конце декабря правительственная комиссия по региональному развитию одобрила доработанный план, рассчитанный на 2021-2026 годы. На самом деле план уже реализуется: на 1 декабря 2021 года было вложено 14 млрд рублей инвестиций и создано 259 рабочих мест. По 10 проектам из плана диверсификации инвестиционная стадия была завершена или была близка к завершению.

Особая экономическая зона «Север»

В феврале 2021 года Минпромторг России поддержал предложение региональных властей о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Коми, нацеленной на деревообработку. Для управления ОЭЗ было создано акционерное общество, принадлежащее республике. По словам главы Коми Владимира Уйба, якорным резидентом будет компания «Лузалес», которая разместит там производство МДФ мощностью 1 млн кубометров в год. Инвестиции оцениваются в 32 млрд рублей, будет создано более 1200 рабочих мест. Второй резидент — это компания «Аскона», которая планирует выпуск бюджетной мебели. Вложения составят 5 млрд рублей, будут созданы 700 новых рабочих мест. Уже выбрана площадка под размещение производств в Сыктывдинском районе, подписаны соглашения. Генеральным директором АО «ОЭЗ «Север» назначили директора автономной некоммерческой организации Республики Коми «Центр развития предпринимательства» (Центр «Мой бизнес») Сергея Жеребцова.

BOB_8251.jpg

Арктические резиденты

В состав Арктической зоны в Коми входят Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район. Региональные власти вслед за федералами приняли собственную систему льгот и преференций, и она оказалась одной из самых выгодных в стране. В течение 2021 года арктическими резидентами стали 13 компаний и предпринимателей из Воркуты, Инты и Усинска, своей участи ожидают еще более 40 проектов — они находятся на рассмотрении правительственной комиссии. Первоначально в перечень попадали производственные проекты (завод карбидов и ферросплавов, золотодобывающая компания, предприятие по утилизации отходов), затем их разбавили общепит и торговля продуктами питания. Некоторые из них уже работают и иногда — испытывают трудности.

Кочующий миллиард

В апреле 2021 года Государственный совет Коми по предложению регионального правительства одобрил выделение 1 млрд рублей на инвестпроекты. Эти деньги зарезервировали на возмещение предприятиям расходов на создание инженерной, энергетической и дорожной инфраструктуры. И выплатить их собирались только после того, как созданные объекты будут введены в строй. Министерство экономического развития и промышленности Коми ожидало от этих расходов отложенного эффекта, так как реализация многих проектов было только в начальной стадии. По прогнозу, планировалось создать 763 новых рабочих места, ввести инфраструктуры на 950 млн рублей, привлечь инвестиции в 9,3 млрд.

На тот момент речь шла о пяти инвестпроектах, один из которых решило реализовать московское ООО «Консалтинговая компания «Мани Бридж». Предполагалось создание комплексного производства по извлечению, переработке и утилизации нефтешламов с последующей рекультивацией загрязненных территорий стоимостью 975 млн рублей. Но осенью оказалось, что «Мани Бридж» куда-то потерялся.

Другие компании никакой инфраструктуры еще не ввели, поэтому и возмещать было нечего. Зарезервированный миллиард решено было направить на создание инфраструктуры особой экономической зоны «Север». Республике пришлось договариваться о переносе реализации инвестпроектов на следующий год. Приказом Минэконоразвития России в сводный перечень включены уже девять новых инвестиционных проектов от Коми. Деньги снова зарезервировали в бюджете.

Спасение «Комиавиатранса»

Некогда более-менее успешная региональная авиакомпания, которая выполняла рейсы даже за границу, в 2018-2020 годы пришла в упадок. «Эмбраеры» сломались, аэропортовое хозяйство требовало все больше денег, реорганизация затягивалась, получаемых от правительства сотен миллионов рублей не хватало расплатиться по долгам.

В 2019 году ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» обратилось в Арбитражный суд Коми с заявлением о признании АО «Комиавиатранс» банкротом из-за задолженности в 143,2 млн рублей. В октябре 2020 года суд прекратил дело, утвердив мировое соглашение. После этого чиновники высшего ранга стали говорить, что компания встанет на крыло после погашения долгов. Но суммы только накапливались. При этом «Комиавиатранс» безальтернативно победил в конкурсе на перелеты из Сыктывкара в северные города, приобрел два самолета Ан-24 для этих целей и один Ан-26 для санавиации. Заявлялось, что в будущем парк пополнят самолеты Ил-114 и «Байкал».

KBV_054.jpg

К осени 2021 года «Комиавиатранс» имел миллиарды рублей долгов по лизинговым платежам, по займам, по налогам, по зарплате, по оказанным другими компаниями услугам. Нехватка средств не позволяла ремонтировать парк воздушной техники, что не давало возможности выполнять контракты, а это приводило к еще большей потере денег. Для стабилизации ситуации компании требовалось 5 млрд рублей. Финансовую ситуацию руководство предприятия называло критической. При этом банкротство привело бы к потере лицензий на выполнение полетов в труднодоступные населенные пункты. По предложению правительства Госсовет в октябре 2021 года одобрил выделение 1,8 млрд рублей «Комиавиатрансу» для его финансового оздоровления и предотвращения банкротства.

Продажа «Воркутаугля»

Согласно генеральному плану города и планам «Воркутауголь», в 2037 году ожидается закрытие первой шахты (сейчас в состав предприятия входят четыре шахты и один угольный разрез). Но этот процесс может ускориться из-за перевода местных ТЭЦ на газ — действительно, «Северсталь» заявляла, что в 2035-2037 годы будут закрыты все предприятия.

В начале декабря 2021 года ПАО «Северсталь» объявило о том, что подписало обязывающее соглашение c ООО «Русская энергия»» о продаже АО «Воркутауголь». Сумма сделки составляет 15 млрд рублей. Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2022 года после получения одобрения федеральной антимонопольной службы.

MASH_-7.jpg

«Северсталь» объяснила продажу реализацией стратегии «металлургии будущего» и последовательным снижением углеродного следа. Программа декарбонизация подразумевает применение новейших технологий и снижение потребления угля (его заменит водородное топливо). При этом в среднесрочной перспективе уголь останется неотъемлемым компонентом металлургического производства.

Смену собственника поддержало руководство Коми. По словам главы республики Владимира Уйбы, смена собственника градообразующего предприятия Воркуты не отразится на его стабильной работе. Напротив, компания выйдет на новый уровень развития.

Энергопереход

Перевод энергообъектов Воркуты на газ начался в 2016 году по поручению президента России. В реализации проекта участвовали компании «Т Плюс», «Газпром» при содействии администрация города и правительства Коми. В сентябре 2020 года с мазута на газ была переведена Центральная водогрейная котельная, снабжающая теплом и горячей водой центральную часть города. В декабре 2021 года завершился перевод ТЭЦ-2 Воркуты с угля на газовое топливо. ТЭЦ-2 обеспечивает электроэнергией весь Воркутинский энергоузел, часть Инты и пригородные поселки. Заявлено, что это повысит надежность энергоснабжения и улучшит экологическую обстановку на севере региона.

Освоение Пижемского месторождения

Пижемское месторождение титана в Коми является крупнейшим в мире и составляет 50% всех титановых запасов России. Его ресурсы — более 2,5 млрд тонн, не считая сопутствующих полезных ископаемых. В 2020 году Роснедра утвердили протокол об открытии нового месторождения титана и попутных полезных ископаемых АО «Руститан». Было заявлено, что компания построит вертикально интегрированный горно-металлургический комплекс по переработке титановых руд и кварцевых песчаников, а совместно с правительством Коми — создаст на базе проекта национальный горнопромышленный кластер. Кроме того, этот проект вошел в стратегию развития Арктики.

В феврале 2021 года «РУСТИТАН» получил свидетельство об установлении факта открытия Пижемского месторождения, а в декабре «РУСТИТАН», «Дирекция Морской порт «Индига» (ИК «АЕОН») и АО «ИнфраВЭБ» (группа ВЭБ) подписали документы о подготовке к проектному финансированию мегапроекта по созданию национального горнопромышленного кластера, в состав которого войдут масштабные инфраструктурные проекты строительства горно-металлургического комплекса на базе Пижемского месторождения, железнодорожной магистрали Сосногорск – Индига и глубоководного морского порта Индига. Под самый конец 2021 года «РУСТИТАН» получил положительное экспертное заключение на проект проведения разведочных работ на Пижемском месторождении, который предусматривает опытно-промышленную эксплуатацию месторождения

825

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Главное событие
    03 янв. 2022 г., 14:15:01
    Ответить
    Провал Уйбы
  • Надежда в доме
    03 янв. 2022 г., 15:34:33
    Ответить
    Главней всего.
    Сертификаты.
    Переселение-
    Главнее всего.
  • 13й
    03 янв. 2022 г., 16:30:06
    Ответить
    главное событие
    солярка по 64.
  • 13й
    03 янв. 2022 г., 16:30:08
    Ответить
    главное событие
    солярка по 64.
  • Маша
    04 янв. 2022 г., 6:36:55
    Ответить
    Фу
    Хотят вырубить весь лес Прилузского района.
  • Не стыдно писать
    04 янв. 2022 г., 11:15:42
    Ответить
    какая экономика в 21 году.одна разруха и в 22 году будет будет еще хуже
  • зритель
    04 янв. 2022 г., 13:44:53
    Ответить
    Инфекционку не делают почему? Стальные конструкции подорожали. Северсталь делает сталь. Сталь из угля. Уголь-Воркутауголь. У себя же берем сырье, взвинчиваем цены, и сами построить ничего по этим ценам не можем((