Актриса Светлана Крючкова показала сыктывкарцам озорную Ахматову
В понедельник на сцене Коми республиканской филармонии с программой, посвященной творчеству Анны Ахматовой, выступила народная артистка РСФСР Светлана Крючкова. За несколько часов до начала вечера стало известно, что актрисе в Сыктывкаре стало плохо, ночью в гостинице у нее поднялась высокая температура, были вызваны врачи, полдня любимица публики провела под капельницой. Тем не менее, свое выступление артистка не отменила, а лишь сократила. Выйдя к зрителям, Светлана Крючкова извинилась, если ее будет «пошатывать», и настойчиво попросила убрать фотоаппараты.
Фото culture.ru
- А вам кто разрешал фотографировать? Я вам разрешала? Нет. Поэтому давайте не будем меня снимать, иначе я вообще могу выступление остановить, – предупредила артистка, увидев камеру у зрителей на первых рядах.
Повторного предупреждения не потребовалось. Если кто-то и вел съемку в зале, то из-под полы. Фотографам местных СМИ и вовсе пришлось уйти несолоно хлебавши.
На сцене все было предельно просто. На фоне черного кабинета кулис были выставлены стол с лампой и стул. Рядом возвышалось нечто наподобие пюпитра. На него Крючкова то и дело ставила папки и, перелистывая страницы, читала. Иногда, заметно устав, она присаживалась за стол, папки перемещались вместе с ней. Что было на страницах – остается только гадать, скорее всего, подсказки, ключевые слова и фразы, помогающие выстроить огромное количество материала. Читая стихи, Крючкова всегда обращалась к залу.
- Иногда вам будет встречаться непривычный вариант стихотворений. И это нормально. У Ахматовой в некоторых случаях существует три-пять редакций. Специально для филологов и экспертов, которые всегда приходят на подобные поэтические вечера, говорю: я работаю с наследием Ахматовой досконально, советуясь и консультируясь со специалистами-исследователями. В частности, мы держим постоянный контакт с мемориальным музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, – отметила Светлана Крючкова.
В течение вечера она еще не раз обратила внимание публики на то, что в музей-квартиру на Фонтанке не пускают актеров читать стихи, а ее, напротив, даже просят об этом.
Свою программу актриса начала с произведений о блокаде, затем перешла к гражданской лирике поэта. Звучали и хорошо известные со школьной скамьи тексты, и незнакомые – в частности те, что стали доступны широкой публике спустя 25 лет после смерти Ахматовой. Крючкова озвучивала и немало интересных фактов из биографии поэта.
- Она взяла псевдоним, основанный на имени одного из ее древних предков хана Ахмата. И стала называться Анна Ахматова. Гумилев сказал: «Как красиво, пять «а». Сама она писала об этом имени так: «Татарское, дремучее, пришло из никуда, к любой беде липучее, само оно – беда». Гениально оценил псевдоним Иосиф Бродский, который говорил, что по существу это страстный крик, младенческий, прискорбный и смертельный.
При этом Крючкова вскинула руки и направила в зал беззвучное, но полное эмоции «а-а-а-а-а».
В ходе вечера звучали оценки критиков, воспоминания, прямая речь Анны Ахматовой, читала Крючкова и письма. В частности – письмо Ахматовой Иосифу Сталину, а позже – письмо сыну Левушке. Особое внимание уделила актриса взаимоотношениям поэта с сыном.
- Многие – особенно женщины – любят комментировать эти непростые отношения, возмущаются, как он мог так с матерью. Я вот считаю, что нам в это лезть не нужно. Потому что я сама – мама двух сыновей, и знаю, что мальчишки в сердцах, в горячности, многое могут сказать, – призналась актриса.
Как и предупреждала артистка, некоторые известные стихотворения звучали непривычно. Так, например, «Мне голос был. Он звал утешно», как знают многие, включает в себя три строфы. Крючкова прочитала ту редакцию произведения, где строф пять.
- Мне хочется показать вам Ахматову живую, интересную, разную. Обычно ее воспринимают в двух образах. Либо декадентка – «Все мы бражники здесь, блудницы» – с картины Альтмана, либо занудная старуха. А она была женщиной, необычайно страстной. И у нее было потрясающее чувство юмора, невероятная ирония и самоирония. Иначе бы они не сдружились в 1943 году в Ташкенте с Фаиной Раневской, – пояснила Светлана Крючкова.
Актриса привела множество примеров озорной Ахматовой, рассказав о том, как «самая худая женщина Ленинграда», поэт сбегала из дому, проползая под запертыми воротами. Как она подначивала маленького сына перед публикой выдавать фразу о том, что «папа его – поэт, а мама – истеричка».
- Ахматова мудро относилась к эпиграммам в свой адрес. И собирала лучшие образцы, – отметила Крючкова, процитировав одну из любимых эпиграмм, написанных в адрес Ахматовой Буниным: «Свиданье с Анною Ахматовой всегда кончается тоской: как эту даму ни обхватывай — доска останется доской».
Крючкова, которая хорошо знакома российскому зрителю по фильмам «Большая перемена», «Старые клячи», «Похороните меня за плинтусом», в 2007 году снялась в четрехсерийном игровом фильме об Анне Ахматовой Дмитрия Томашпольского «Луна в зените». Играть поэта, ставшего «эпохой», актриса долго не могла набраться храбрости, но потом ее убедили, что она будет играть не саму Ахматову, а всего лишь актрису, которая играет Анну Андреевну в последние годы жизни. Крючкова согласилась и настолько погрузилась в работу, что по окончании фильма уже не могла не работать над произведениями Ахматовой. Более того, выяснилось, что у актрисы и поэта много общего. Обе по гороскопу – раки, у обеих дома – на Фонтанке.
- Анна Ахматова родилась 23 июня, а я – 22-го. Ракам свойственно быть пророками. Ахматова однозначно была пророчицей, себе, кстати, множество бед предрекла. Я вот тоже иногда что-то такое могу сказать, – отметила Светлана Крючкова.
За фильм «Луна в зените» актриса была удостоена приза за лучшую женскую роль на Киевском международном кинофестивале. Режиссер Кшиштоф Занусси, бывший председателем жюри, признался, что он не видел в картине актрис, но видел, как ходит живой поэт. Для артистки столь высокая оценка была во многом определяющей.
- К вам очень тяжело добираться. Поэтому я привезла всего 22 книги и 39 дисков – по 13 на каждую мою поэтическую программу, – рассказала зрителям Светлана Крючкова, напомнив, что ею созданы программы по творчеству не только Ахматовой, но также Марины Цветаевой и Марии Петровых.
В ходе вечера Крючкова то и дело проводила параллели между Ахматовой и Цветаевой.
- Ахматова была вне быта. В отличие от Марины. Та могла и дров наколоть, и воду ведрами носила, – в одном из моментов сравнила Крючкова.
При этом казалось, что говорит актриса вовсе не о великих поэтах ушедшего века, а о хорошо знакомых, почти родных людях.
Под занавес вечера Светлана Крючкова прочла окончательную редакцию «Реквиема». В финале многие зрительницы не могли сдержать слез.
- У вас очень теплый город. Во всех смыслах. Теперь, надеюсь, я к вам буду выбираться чаще, – поблагодарила публику артистка.
Напоследок она призналась, что руководство республиканской филармонии два года уговаривало ее дать концерт в столице Коми. В качестве финального аккорда вечера Светлана Крючкова еще раз сказала «спасибо» сыктывкарским врачам, которые меньше чем за сутки смогли поставить ее на ноги.




Комментарии (6)
"Станция скорой помощи заплатит 25 тысяч рублей родителям девочки за спешку своего водителя" (БНК, 15.04.2014).