10:45, 16.04.2014 / КУЛЬТУРА

Актриса Светлана Крючкова показала сыктывкарцам озорную Ахматову

В понедельник на сцене Коми республиканской филармонии с программой, посвященной творчеству Анны Ахматовой, выступила народная артистка РСФСР Светлана Крючкова. За несколько часов до начала вечера стало известно, что актрисе в Сыктывкаре стало плохо, ночью в гостинице у нее поднялась высокая температура, были вызваны врачи, полдня любимица публики провела под капельницой. Тем не менее, свое выступление артистка не отменила, а лишь сократила. Выйдя к зрителям, Светлана Крючкова извинилась, если ее будет «пошатывать», и настойчиво попросила убрать фотоаппараты.

aa1d58a2929f137c7ed65a156286a771c39a43e5.jpeg

Фото culture.ru

- А вам кто разрешал фотографировать? Я вам разрешала? Нет. Поэтому давайте не будем меня снимать, иначе я вообще могу выступление остановить, – предупредила артистка, увидев камеру у зрителей на первых рядах.

Повторного предупреждения не потребовалось. Если кто-то и вел съемку в зале, то из-под полы. Фотографам местных СМИ и вовсе пришлось уйти несолоно хлебавши.

На сцене все было предельно просто. На фоне черного кабинета кулис были выставлены стол с лампой и стул. Рядом возвышалось нечто наподобие пюпитра. На него Крючкова то и дело ставила папки и, перелистывая страницы, читала. Иногда, заметно устав, она присаживалась за стол, папки перемещались вместе с ней. Что было на страницах – остается только гадать, скорее всего, подсказки, ключевые слова и фразы, помогающие выстроить огромное количество материала. Читая стихи, Крючкова всегда обращалась к залу.

- Иногда вам будет встречаться непривычный вариант стихотворений. И это нормально. У Ахматовой в некоторых случаях существует три-пять редакций. Специально для филологов и экспертов, которые всегда приходят на подобные поэтические вечера, говорю: я работаю с наследием Ахматовой досконально, советуясь и консультируясь со специалистами-исследователями. В частности, мы держим постоянный контакт с мемориальным музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, – отметила Светлана Крючкова.

В течение вечера она еще не раз обратила внимание публики на то, что в музей-квартиру на Фонтанке не пускают актеров читать стихи, а ее, напротив, даже просят об этом.

Свою программу актриса начала с произведений о блокаде, затем перешла к гражданской лирике поэта. Звучали и хорошо известные со школьной скамьи тексты, и незнакомые – в частности те, что стали доступны широкой публике спустя 25 лет после смерти Ахматовой. Крючкова озвучивала и немало интересных фактов из биографии поэта.

- Она взяла псевдоним, основанный на имени одного из ее древних предков хана Ахмата. И стала называться Анна Ахматова. Гумилев сказал: «Как красиво, пять «а». Сама она писала об этом имени так: «Татарское, дремучее, пришло из никуда, к любой беде липучее, само оно – беда». Гениально оценил псевдоним Иосиф Бродский, который говорил, что по существу это страстный крик, младенческий, прискорбный и смертельный.

При этом Крючкова вскинула руки и направила в зал беззвучное, но полное эмоции «а-а-а-а-а».

В ходе вечера звучали оценки критиков, воспоминания, прямая речь Анны Ахматовой, читала Крючкова и письма. В частности – письмо Ахматовой Иосифу Сталину, а позже – письмо сыну Левушке. Особое внимание уделила актриса взаимоотношениям поэта с сыном.

- Многие – особенно женщины – любят комментировать эти непростые отношения, возмущаются, как он мог так с матерью. Я вот считаю, что нам в это лезть не нужно. Потому что я сама – мама двух сыновей, и знаю, что мальчишки в сердцах, в горячности, многое могут сказать, – призналась актриса.

Как и предупреждала артистка, некоторые известные стихотворения звучали непривычно. Так, например, «Мне голос был. Он звал утешно», как знают многие, включает в себя три строфы. Крючкова прочитала ту редакцию произведения, где строф пять.

- Мне хочется показать вам Ахматову живую, интересную, разную. Обычно ее воспринимают в двух образах. Либо декадентка – «Все мы бражники здесь, блудницы» – с картины Альтмана, либо занудная старуха. А она была женщиной, необычайно страстной. И у нее было потрясающее чувство юмора, невероятная ирония и самоирония. Иначе бы они не сдружились в 1943 году в Ташкенте с Фаиной Раневской, – пояснила Светлана Крючкова.

Актриса привела множество примеров озорной Ахматовой, рассказав о том, как «самая худая женщина Ленинграда», поэт сбегала из дому, проползая под запертыми воротами. Как она подначивала маленького сына перед публикой выдавать фразу о том, что «папа его – поэт, а мама – истеричка».

- Ахматова мудро относилась к эпиграммам в свой адрес. И собирала лучшие образцы, – отметила Крючкова, процитировав одну из любимых эпиграмм, написанных в адрес Ахматовой Буниным: «Свиданье с Анною Ахматовой всегда кончается тоской: как эту даму ни обхватывай — доска останется доской».

Крючкова, которая хорошо знакома российскому зрителю по фильмам «Большая перемена», «Старые клячи», «Похороните меня за плинтусом», в 2007 году снялась в четрехсерийном игровом фильме об Анне Ахматовой Дмитрия Томашпольского «Луна в зените». Играть поэта, ставшего «эпохой», актриса долго не могла набраться храбрости, но потом ее убедили, что она будет играть не саму Ахматову, а всего лишь актрису, которая играет Анну Андреевну в последние годы жизни. Крючкова согласилась и настолько погрузилась в работу, что по окончании фильма уже не могла не работать над произведениями Ахматовой. Более того, выяснилось, что у актрисы и поэта много общего. Обе по гороскопу – раки, у обеих дома – на Фонтанке.

- Анна Ахматова родилась 23 июня, а я – 22-го. Ракам свойственно быть пророками. Ахматова однозначно была пророчицей, себе, кстати, множество бед предрекла. Я вот тоже иногда что-то такое могу сказать, – отметила Светлана Крючкова.

За фильм «Луна в зените» актриса была удостоена приза за лучшую женскую роль на Киевском международном кинофестивале. Режиссер Кшиштоф Занусси, бывший председателем жюри, признался, что он не видел в картине актрис, но видел, как ходит живой поэт. Для артистки столь высокая оценка была во многом определяющей.

- К вам очень тяжело добираться. Поэтому я привезла всего 22 книги и 39 дисков – по 13 на каждую мою поэтическую программу, – рассказала зрителям Светлана Крючкова, напомнив, что ею созданы программы по творчеству не только Ахматовой, но также Марины Цветаевой и Марии Петровых.

В ходе вечера Крючкова то и дело проводила параллели между Ахматовой и Цветаевой.

- Ахматова была вне быта. В отличие от Марины. Та могла и дров наколоть, и воду ведрами носила, – в одном из моментов сравнила Крючкова.

При этом казалось, что говорит актриса вовсе не о великих поэтах ушедшего века, а о хорошо знакомых, почти родных людях.

Под занавес вечера Светлана Крючкова прочла окончательную редакцию «Реквиема». В финале многие зрительницы не могли сдержать слез.

- У вас очень теплый город. Во всех смыслах. Теперь, надеюсь, я к вам буду выбираться чаще, – поблагодарила публику артистка.

Напоследок она призналась, что руководство республиканской филармонии два года уговаривало ее дать концерт в столице Коми. В качестве финального аккорда вечера Светлана Крючкова еще раз сказала «спасибо» сыктывкарским врачам, которые меньше чем за сутки смогли поставить ее на ноги.

807

Комментарии (6)

Добавить комментарий


  • нг
    16 апр. 2014 г., 10:49:18
    Ответить
    Будем надеяться, что заедет еще. Не попали на концерт - цейтнот(. Дай ей Бог здоровья!
  • 2
    16 апр. 2014 г., 11:36:26
    Ответить
    Вызывали врачей из скорой помощи? Полагаю, теперь по Сыктывкару они ездят с выключенными спецсигналами, и на красный свет пропускают всех, у кого есть дела поважнее, чтобы на повторилось:
    "Станция скорой помощи заплатит 25 тысяч рублей родителям девочки за спешку своего водителя" (БНК, 15.04.2014).
  • зритель
    16 апр. 2014 г., 15:39:14
    Ответить
    Концерт был потрясающий. Вот только на сцене мы видели никак не озорную Ахматову. Крючкова в том своём состоянии даже если бы ставила цель, не смогла бы показать поэтессу озорной. Кстати, слово "озорная", по моему, ни разу не прозвучало. Чаще всего "страстная", "трагическая", что актрисе удалось в полной мере.
  • Алекс
    16 апр. 2014 г., 15:45:11
    Ответить
    Почему нельзя фотографировать?
    Если уж ты артист и вышел на сцену, то, будь добр, умей себя показать. Люди пришли не радио слушать, а еще и глазами посмотреть. Если же твое лицо тебе самому не нравится, то что-то надо делать, или пластику, или заявление написать о выходе на пенсию.
    • Анна
      16 апр. 2014 г., 16:09:18
      Ответить
      Пишем всякую пошлую бредятину, иного видно не дано по определению.
  • Отличный концерт!
    16 апр. 2014 г., 22:16:47
    Ответить
    Неужели, мы, сыктывкарцы так избалованы такими вечерами? относитесь с уважением к народному артисту. С большой любовью и трепетом отношусь к Ахматовой. Спасибо Крючковой за то, что несет ее творчество в народ. Обязательно побываю в фонтанном доме и еще раз послушаю Крючкову.