Павел Микушев проиллюстрировал «Биармию» Каллистрата Жакова
16 сентября в Литературном музее им. Куратова открылась выставка работ художника Павла Микушева, посвященных поэме Каллистрата Жакова «Биармия». Сам художник рассказал, что это событие состоялось потому, что ему «просто некуда было деваться».
Фото Николая Антоновского
Мероприятие приурочено к юбилею Национального музея, которому в этом году исполняется 100 лет. Всего представлено 15 работ, из которых 14 являются иллюстрациями к знаменитой «поэме Севера». Под каждой из расположенных в хронологическом порядке работ – кусочек текста «Биармии». Он одновременно является пояснением к иллюстрации и своеобразной наживкой для потенциального читателя, еще не знакомого с одной из главных работ Каллистрата Жакова. Кстати, выставка отмечена еще одной некруглой датой. 18 сентября общественность отметит 124-летие со дня рождения ученого-энциклопедиста, писателя и просветителя, которого поклонники его творческой и научной деятельности называли «зырянским Фаустом».
Мероприятие открыла директор Национального музея Ирина Котылева:
- Сегодня здесь соединились легенда о Биармии, великолепный жаковский текст и картины Павла Микушева!
Ирина Котылева пояснила, что эта выставка предваряет «целую серию ключевых событий празднования 100-летия музея».
Ирина Котылева и Светлана Белорусова
- «Биармия» написана давно, но является современным произведением. Эта работа и по сей день интересна всем, в том числе и художникам. Картины Паши – это замечательный вклад в культуру республики. Выставка достойна того, чтобы представлять ее на межрегиональном и международном уровне, - отметила заместитель министра культуры республики Светлана Белорусова.
Отметив «высокое отношение к родине» автора иллюстраций, Светлана Белорусова передала слово представителю Финно-угорского культурного центра Лилии Чупрыне. Последняя не только похвалила художника, сказав, что все его творчество связано с коми культурой и мифологией, но и рассказала о возможности проведения подобной выставки в Карелии.
- У них «Калевала», у нас – «Биармия», покажем карелам! – радостно выкрикнул с места Павел Микушев.
- Меня всегда интересовала Биармия как мифическая страна, - рассказал Павел, - я много читал о ней, упоминания об этой стране есть даже в скандинавских сагах. В 1994 году я прочитал и поэму Каллистрата Жакова. В предисловии к этой книге мой однофамилец, профессор Анатолий Микушев, назвал поэму Жакова коми «Калевалой». Я удивлялся, почему «Калевалу» так много иллюстрируют, а «Биармию» - нет. Мне всегда хотелось это сделать, стать первопроходцем. Я не боялся, начиная работу, мне ведь пока не с кем себя сравнивать. Если ее будут иллюстрировать в дальнейшем, то другие художники будут сравнивать свои работы с моими.
По словам художника, работать над серией иллюстраций он начал прошлой весной, написал семь картин в прошлом году и столько же в этом.
- Перечитывая книгу, я искал сюжеты, которые смогу «увидеть». Трудность заключалась в том, что в одной теме вообще сложно находиться долго, это требует огромной концентрации. Но я уже заявился, договорился с музеем, и деваться мне было некуда, - признал Микушев.
В процессе работы автор иллюстраций дважды перечитывал «Биармию», второй раз, по его словам, более вдумчиво, потому что искал образы.
- По тексту видно, что Жаков прекрасно владел фольклорными, этнографическими материалами. Но, тем не менее, это не просто собрание обработанных мифов, это настоящее литературное произведение. К решению иллюстрировать его я пришел сам, никто мне такого заказа не делал. И надо сказать, что я работаю только когда мне хорошо. Когда отправляюсь в мастерскую, мне важно никого не встретить, ни с кем не общаться, чтобы не сбить настрой. Говорят, что в процессе написания работы художник передает ей часть своего настроения, энергетики, которую потом чувствует зритель. Надеюсь, что это так.
Комментарии (155)
"В 1994 году я прочитал и поэму Каллистрата Жакова." И нихера ты не понял Паша.
"Мне всегда хотелось это сделать, стать первопроходцем." Бээээ
"Если ее будут иллюстрировать в дальнейшем, то другие художники будут сравнивать свои работы с моими." Увы это так.
"- У них «Калевала», у нас – «Биармия», покажем карелам! – радостно выкрикнул с места Павел Микушев." Ага !!! Это называется - пиписками мерятся будем.
"автор иллюстраций дважды перечитывал «Биармию»" Паша бедолага, кагбы моск не опух от перенапряжения.
В этом году отмечают 145-летие со дня рождения.
Местные жители молились языческому божеству Йомалу, возводили из громадных камней загадочные постройки, занимались земледелием, охотились в сосновых лесах и торговали пушниной.
Удивленный купец приобрел у чужестранцев ценные товары и поспешил домой, чтобы рассказать королю о странных обитателях Беломорья.
С тех пор в скандинавских сагах стали часто упоминаться люди «беормас», населяющие земли Биармии (или Биармляндии).
В старинных книгах рассказывается, что эта северная страна полна сокровищ: стены языческих храмов инкрустированы золотом и алмазами, прекрасные девушки носят серебряные амулеты, а меховые шапки, в которых ходят все «беормас», расшиты самоцветами.
Безусловно, викинги завидовали богатству соседей и, как следствие, не раз нападали на Биармию. Но этот уникальный народ всегда успешно отражал набеги; сам он никогда не начинал кровопролитий.
Некоторое время спустя норвежцы прекратили безрезультатные походы на «беормас» и установили с ними честные торговые отношения.
Согласно скандинавским летописям, последний раз варяги закупали биармские меха в 1222 году. После этого Биармия ни разу не упоминается ни в одном историческом источнике.
Кстати , в Ватикане хранится карта, на которой "упоминается" Биармия ..............
http://rubsev.ru/2010/08/sergej-buxancev-kak-utaili-ot-nas-drevnyuyu-komi-istoriyu/
Почему это никто не хочет понимать?
Буханцева считают фантастом, однако лет через 50-100, фантастом считать перестанут.
Нынешняя территория Коми остаётся одной из немногих последних территорий обитания человека истинной северо-европейской расы.
http://sykt1945.noblogs.org/
Известны также рассказы о еще нескольких путешествиях в Биармию около 920, 1026 и 1090 гг. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, и расплачивались за них деньгами, после чего начали войну и ограбили святилище бога бьярмов Юмалы. Этот бог считается финским, но его описание в рассказах указывает скорее на сибирское происхождение культа.
Как сообщает Саксон Грамматик, в эпоху короля Гольтера Финляндией и Биармией правил некий Кузон. Норвежский король Харальд Харфагер совершил в Биармию военный поход. В летописи Снорре так рассказывается об этом [4]:
«Оттуда он (Гаральд Харфагер) поплыл по направлению к Финмаркену[5] на север до самой Биармии, где произошло сражение, из которого он вышел победителем, захватив богатую добычу»
В Средние века бьярмийцы считались великолепными колдунами. Олаф Магнус пишет:
«Жители Биармии искусны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки».
Саксон Грамматик так пишет о применении ими магического искусства в описании одной битвы:
«Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности»
Совершенно подобный рассказ мы находим у исландского летописца Стурлесона[6].
В 1217 году в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырех больших судах с сильным войском. Они опустошили Биармию огнем и мечом, вернувшись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов[2]. После этого Биармия перестала упоминаться в скандинавских источниках.
Разорение Биармии было завершено русскими, которые, начиная с 1236 года, под давлением монголо-татар начали массами переселяться в северные леса. Часть жителей Биармии ушла на кораб**х в Норвегию, где король Хакон в 1240 году выделил им для поселения земли в области Маланген в Холугаланде. В настоящее время долина реки Северная Двина заселена русскими и образует раздел между западными и восточными финно-угорскими народами Северной Европы (см. пермские языки, прибалтийско-финские языки, вепсы, меря, мурома), хотя в древности она также была заселена финно-уграми (чудь).
а Юмалы - сладкий чтоль, возможно разные понятия, раз не совсем наше божество ?
видимо скандинавы назвали новые земли открытые ими по своему как БЕР МИЯ (наши медведи или страна медведей, или медвежий род, народ), почуствуйте разницу с такими же почти их названиями: Берлин, Бельгия.
Если смотреть на некоторых коми можно увидеть в них викингов - светлокожие, рыжеволосые. Видимо наши девушки также тайно (или не тайно а с благословения старших) хаживали в вигвамы скандинавских пришельцев.
Но, откуда у коми столько золота и серебра. Ладно золото - можно самородки найти в реках и речушках, а серебро?
Это получается коми в потерее своей пассионарности должны винить викингов, они уничтожили цвет нации, а оставшиеся ушли ближе к Уралу. Может съездить в Норвегию и какому нибудь норвежцу высказать свои пртензии: " А понишь?", хотя может быть, что он тоже наших кровей, (блин может и Брейвик то же?), может наши и Америку первыми вместе с викингами открыли?
историк, ты где раньше был?
Судя по сохранившимся названиям, может быть возле Сторожевска - коми название села Шойнаты (в переводе захоронение у озера) и там как я слышал была какая- то "битва" и в последнее время были раскопки - что-то находили ?
Гы, Гы.
Авторы книги выдвигают и другие доводы в пользу того, что Биармия в скандинавских сагах отождествляется с Русью. Под этот знаменатель они умудряются подвести и имя главного божества биармийцев – Йомали, который не раз упоминается в скандинавских сагах. И это несмотря на то, что название до сих пор сохранилось во многих финно-угорских языках («Йома» – так называют чудищ и современные коми). Тем не менее авторы в этом слове находят некое табуированное название медведя и утверждают, что вторая составляющая слова «Йомали» – «malli» с индоарийского праязыка переводится как медведь. Значит, Йомали – бог-медведь. Отсюда же, по их мнению, произошло и русское слово «молиться».
В своей работе они объясняют труды архимандрита Макария о Стефане Пермском (1863 г.), в которых священнослужитель по-своему объяснял происхождение слова «Биармия». Он, к примеру, считал, что на зырянском языке Биармию называли Биарму, где «би» означает огонь, «ар» – год, а «му» – земля. Получалось, что Биармия – это страна годового огня.
Знают Биармию и древние западноевропейские источники. Норвежский мореход Отера, достигший в IX веке устья Северной Двины, со ссылкой на слова местных жителей, рассказывал, что народ биармский очень многочислен, а в древней истории Швеции Олафа Далина говорится, что Биармия управлялась собственными князьями.
Те же источники отмечают наличие в Биармии и каких-то крупных населенных пунктов. Рассказы о «подвигах» норманнов в стране биармов нередки и на страницах скандинавских саг, восходящих к X веку. В одной из них сообщается, например, что воины Торера «Собаки», направившиеся в Биармию, подошли к свободному от деревьев пространству с курганом, насыпанным из золота, серебра и земли, и с высокой окружающей его деревянной оградой, охраняемой по ночам местными жителями. Приблизившись к ограде, Торер и его спутники увидели, что стража ушла, а смена еще не заняла своих постов. Тогда Торер разрешил воинам подойти к кургану, запретив, однако, трогать бога биармов Иомаля. Когда же воины собрали около кургана «сколько можно больше денег, сложив их в свое платье», Торер приказал им удалиться, а сам «вернулся к Иомалю и похитил серебряную чашу, наполненную серебряными монетами, стоявшую у него на коленях».
Если скандинавский топоним тесно связан с этнонимом, то в случае с русским термином эта связь не очевидна. Русские топонимом «Пермь» обозначали достаточно значительную территорию от современной Удмуртии до Полярного Урала, заселенную культурно-близкими народами (удмурты и коми, относящиеся к пермской группе финно-угорских языков), лишь в центральной части (теперешняя территория проживания коми-пермяков) этот топоним сопровождается созвучным этнонимом. То есть, вероятно, скандинавский топоним возник из этнонима, а вот русский этноним, возможно, произошёл от топонима.
Общеизвестно, что финны во всем мире называются скандинавским этнонимом, абсолютно не имеющим никакого отношения к самоназванию этого народа; более того, в раннем Средневековье этот термин использовался викингами для обозначения саамов, а собственно финнов называли квенами, но с самоназваниями ни того, ни другого народа это никак не связано.
Между территориями, к которым относятся термины Биармия и Пермь (скандинавской Биармии, каким ее местонахождение представляется в наши дни, и Перми Великой) — огромные, в настоящее время практически непроходимые пространства. В то же время, в Средние века через притоки Северной Двины проходил торговый путь от Новгорода до Урала. С р. Вычегды новгородские купцы и ушкуйники волоком переправлялись на р. Колву, впадающую в р. Вишеру, откуда далее пути шли в южном направлении на Каму и Волгу, а также на восток — по Вишере — в Сибирь. На Колве близ ее впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор, с Х в. существовали укрепленные селения пермяков, Чердынь и Покча, считавшиеся центром всего края и местом сбора дани с местных жителей (полюдья). Как скандинавские, так и русские авторы XIX в. называют Чердынь столицей Великой Перми с двойным названием Пермь Великая — Чердынь. Вполне возможно, что скандинавы, как и русские связывали название страны с названием ее главного города, хотя не в каждом путешествии викинги могли его достичь.
В целом, вопрос о происхождении скандинавских топонима и этнонима, а также о их возможном соотношении с русскими топонимами и этнонимами, в настоящий момент является не решенным до конца.
Вроде не такой большой участок, но в этом месте реки очень извилисты, с протоками и нужно хорошо знать дорогу, чтобы попасть куда надо (без навигатора).
Раньше, видимо в 17 и 18 -м веке, местное наше население, зарабатывать ходили этими путями (через Усть-Куломский и Троицко-Печорский районы) на южный Урал.
- А знал ли Ломоносов коми язык?
- Наверное, не ошибусь, если скажу, что Ломоносов знал зырянский язык, во всяком случае, основные слова. Поморы жили в тесном контакте с зырянами, которые вели торговлю на всех поморских ярмарках, участвовали в транспортировке рыбы (так называемые рыбные обозы).
Кстати, во времена Ломоносова на Северной Двине еще жила чудь, представители которой помнили о своем происхождении, но, как писал Ломоносов, «природный свой язык позабыли». Поморы в определенном смысле - это и есть обрусевшая чудь, во всяком случае, на генетическом уровне поморы - не славяне.
Но недавно российские генетики из Медико-генетического научного центра РАМН в сотрудничестве с эстонскими и британскими коллегами выявили существенную неоднородность так называемого «великорусского населения» нашей страны. И установили, что коренные русские северяне по крови вовсе не славяне, а прямые родственники финнов и скандинавов. Таким образом, выводы генетиков разрушают все прежние теории российских этнологов о едином происхождении восточных славян - великороссов и северных русских.
Пожалуй, было бы неверным называть Михаила Ломоносова коми, но вполне можно допустить, что финно-угром, как и большинство поморов, он был.
Создан между 17-м и 18-м веками, сторился 36 лет. Если у людей нужда была в этом канале, что они на болотах его построили, то об этом пути из Вычегды в Каму видимо знали давно до его постройки.
http://www.komi.com/republic/library/komi_hist_1995/komihist_1995.asp
Вот тут вы правы! Ой как необходимо ознакомиться. Например о Печорском уезде и его центре городе Пустозёрске. Кстати городу, которому подчинялась ВСЯ территория Печеры, Мезени,Выми до Усть-Выми,городу которому исполнилось бы 512 лет. Или об Усть-Цильме, которй 470 лет, и первом упоминании в истории России металлургическом производстве в ней.
http://uznaipravdu.narod.ru/viewtopic6453.html?t=755
Карты современной России составленные иностранцами(значит не предвзято).
http://www.kartap.narod.ru/
например: Генрих Хондиус - Карта России по оригиналу Исаака Массы 1634 г.
Гандвик – суровое море
Своеобразным апогеем развернувшихся на интернетовских сайтах дискуссий можно считать сообщение о том, что неверная трактовка происхождения и открытия Биармии может серьезно испортить... российско-норвежские отношения. Дескать, поездки скандинавов к биармам в Х-XI веках составляют славную страницу освоения норвежцами северных территорий. Но если возобладает мнение, что Биармия была лишь неким фантомом, такой страны вообще никогда не существовало, то тогда неминуемо возникнут серьезные разногласия не только между историками двух стран, но и политическими деятелями, которые затронут вектор наших взаимоотношений.
Россия и Норвегия в связи с происхождением Биармии в одной связке упоминаются не случайно. Между тем сведения о таинственной и загадочной стране, располагавшейся где-то на Европейском (Русском) Севере, ни в одной из древнейший русских летописей не содержатся. Самые древние и многочисленные свидетельства о существовании могущественной Биармии сохранились в Скандинавии. Одним из почтеннейших по возрасту документов, в котором упоминается эта страна, является написанная на пергаменте рунами в Х веке «История Хиалмара, царя Биармаландии и Тулемаркии». Из нее можно узнать, что Биармия располагалась между неведомой страной Тулемаркией и Гандвиком, за восточным склоном какого-то горного хребта, куда добраться можно было только морским путем. Как известно, Гандвик в древнескандинавских рукописях и сагах всегда отождествлялся с Белым морем. Известно и то, что именно по Белому морю проходили многочисленные маршруты скандинавских мореходов и походы викингов. С Х по XIII век неоднократно с привязкой к этой территории и упоминается Биармия.
В некоторых источниках первооткрывателям северных морей, а также и Биармии называется скандинавский мореход Оттар (Отер). Но часть исследователей, в том числе и норвежских, отвергают это, приводя в пример другие свидетельства, более ранние. Оказывается, уже до IX века норманны знали путь на Биармию. Об этом говорит и торговля рыбьими зубами, моржовыми клыками, которая еще с III века получила популярность в Норвегии. Откуда взяться моржовым клыкам в этой стране, как не из Биармии? Ведь Гренландия, Исландия и Шпицберген еще оставались «белыми пятнами» для норманнов. Отправляясь в свое путешествие, Оттар наверняка уже знал о существовании северной страны, где водились моржовые клыки, мамонтовая кость и другие привлекательные товары.
Кстати, этой точки зрения придерживался и знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен. Ученые также предполагают, что и лежбища моржей на севере раньше располагались на более обширных территориях. Археологические находки на Крайнем Севере тоже свидетельствуют о том, что на этих землях предки нынешних норвежцев бывали издавна. Значит, Оттар был не единственным первооткрывателем Биармии. Но именно вслед за ним к Белому морю устремились сотни его соотечественников, кто для добычи ценных материалов, кто для торговли, а многие – только для грабежей.
Скандинавские саги и другие материалы, в которых присутствует загадочная страна, изобилуют сказочными персонажами и всякого рода чудовищами типа людей с песьими головами. Чаще всего скандинавы наведывались в Биармию для торговли, хотя в этих походах непременным атрибутом было завоевание этой богатой территории. Но биармийцы всегда строили пришельцам какие-то козни. Однажды, к примеру, они завлекли заморских гостей в крепость мертвых, откуда смогли вырваться лишь единицы смельчаков. Но и скандинавы в поисках добычи пускались на всякие ухищрения. Однажды они оказались у загадочного берега Винского леса, с которым большинство исследователей соотносят берега Северной Двины, и здесь ограбили главное святилище биармийцев – Йомалы, откуда забрали и увезли несметные богатства, в том числе ожерелье верховного божества биармийцев.
Бьярмаланд упоминается в скандинавских сагах плоть до XIII века. В то время как этноним Русь в них не встречается ни разу. Во всех сочинениях, датируемых этим временем, в разные годы упоминаются лишь двенадцать из 400 имевшихся тогда на Руси городов. Эта загадка тоже продолжает будоражить умы и мысли сегодняшних исследователей.
В описаниях походов скандинавов зафиксировано и их последнее «свидание» с Биармией: оно предположительно произошло в 1222 году. С этого времени Биармия, бывшая до этого заманчивой, привлекательной, посещаемой страной, как бы перестает существовать. В одночасье прерываются и сношения с богатым краем.
«Был народ чудской сильный...»
Причину того, почему Биармия перестала интересовать скандинавов, некоторые ученые видят в изменившихся метеорологических условиях. В промежутках между основными ледниковыми периодами происходили не только потепления, но и так называемые малые ледниковые периоды. Так вот после 1250 года на север Европы пришел очередной малый ледниковый период, длившийся почти до конца XIV века. Вероятно, это же и остановило скандинавских мореходов от новых походов к берегам Белого моря и в Биармию.
Легендарную страну изображали и на географических картах, она фигурировала в трактатах путешественников и писателей. Не преминул упомянуть о славной Биармии известный шведский писатель и картограф Олаус Магнус, который в своей всемирно известной «Морской карте» поместил Биармию на Кольском полуострове. Другой известный картограф Герард Меркатор тоже изобразил Биармию на карте Европы. Последнее картографическое изображение Биармии датируется 1579 годом. С этого времени название Бьярмаланд исчезает как из произведений западно-европейских путешественников и писателей, так и перестает заноситься на карты.
Эпоха умолчания Биармии завершается в XVII веке, когда в мире вновь пробуждается интерес к загадочной стране. С этого же времени Биармию начинают активно отождествлять с Пермью. Появляется версия, что Биармия – это переиначенное на западно-европейский лад слово «Пермь». В древнегерманских языках существовал так называемый «закон преломления», когда звукосочетаниям «еа» (iа) в скандинавских языках и «ео» (iо) в англо-саксонских языках предшествовала прагерманское «е». Из корня «bеrm» с помощью действия перебоя получается основа «bherm». Полученное слово напоминает «Пермь». Но это лишь одна из получивших распространение версий относительно происхождения этих двух названий.
Кстати, существование легендарной страны Биармии активно поддерживали многие российские ученые. Известный русский историк Василий Татищев тоже придерживался мнения, что современная Пермия является продолжательницей северной страны Биармии. Границы этой страны к тому времени помещали не только на Северной Двине и Кольском полуострове, но и в Карелии, а ее столицей назывались и Холмогоры, и Чердынь. Татищев рубежи этой страны расширил от Финляндии до Уральских гор, включив в нее помимо Карелии и Лапландии обширные русские территории, а также Поморье с Пермью. Не обошел вниманием легендарную Биармию и великий русский историк, автор двенадцатитомной «Истории государства Российского» Николай Карамзин. В своем капитальном труде он тоже привел описание ее границ и стран, соседствовавших с нею, также безоговорочно высказываясь за отождествление Биармии с Пермью.
Биармию и Пермь отождествлял и знаменитый русский ученый Михайло Ломоносов. «Был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и другими нормандцами... Народ почитал идола Йомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит», – писал он.
К XVIII веку ученый мир признавал, что Биармию населяли не какие-то чудища, а одна из народностей финно-угорской языковой группы. Чуть позже, в XIX веке, в трудах историков стали все чаще появляться версии и о том, что аборигенами Биармии могли быть коми-зыряне и коми-пермяки. Правда, чуть позже, после Октябрьской революции, право на эту версию было изрядно поколеблено. Всякое упоминание Биармии как центра или колыбели финно-угорских народов, рассматривалось как проявление национализма, а ее носители обвинялись в пособничестве «белой Финляндии», которая якобы планировала расширить свои границы до Уральских гор. Призрак Биармии незримо присутствовал и на политических процессах 30-х годов, жертвами которых стал цвет финно-угорской интеллигенции.
Арабский след
Новый импульс дискуссиям о существовании и локализации Биармии дали археологические находки на севере Европы. Кстати, первое известие о кладе с арабскими монетами, найденном в России, относится к 1785 году.
К сожалению, в России того периода обращали мало внимания на местонахождение и содержание кладов, они частенько переплавлялись в слитки, не оставляя никакого следа в истории. Хотя в это же время, к примеру, в Швеции государство полностью присвоило себе право на все клады, найденные на ее территории, сохраняя при этом их для науки.
Обнаруженные позже на севере России арабские, так называемые куфические монеты вновь заставили заговорить о торговых городищах древней Биармии, куда наряду со скандинавами якобы приезжали и восточные купцы. Тогда же еще раз в орбиту внимания исследователей попал и Коми край. Ведь по его территории проходили несколько волоков, соединяющих центр России и Азию с Северным Ледовитым океаном. К слову, свидетельства о торговле мехами на Крайнем Севере между аборигенами этих мест и арабскими купцами содержатся и в произведениях арабских летописцев и писателей. Они косвенно как бы тоже указывают и на существование Биармии.
С конца XVIII по ХХ век апологетами существования легендарной Биармии становятся и российские ученые финно-угорского происхождения. Как, например, Иоганн Андреас Шёгрен, финн, ставший академиком Российской императорской академии наук. Великую Пермь с Биармией соотносил и его земляк, известный финский ученый, лингвист и путешественник Матиас Александр Кастрен, предпринявший ряд экспедиций по северу Европы, побывавший и на территории Коми края. Правда, население Биармии он относил к чуди. От архангельских старожилов Кастрен записал предания, в которых говорилось о несметных чудских богатствах, которые хранились зарытыми в земле. Кстати, об этой привычке биармийцев – прятать свои сокровища в земле – остались свидетельства и в скандинавских сагах.
Солидарность со своим коллегой Кастреном в 1863 году в книге «Северно-русские народо-правства» высказал и историк, писатель, член-корреспондент Академии наук России Николай Костомаров. Он вновь подтвердил, что название Биармия – это испорченное название слова «Пермь». В своей работе он еще раз уточнил и то, что главными обитателями территорий, в пределах которых могла находиться Биармия, являются пермяки и зыряне.
Биармия породила как многочисленных сторонников, так и противников. Хотя почти никто даже из оппонентов не сомневался в существовании Биармии. Некоторые исследователи подвергали сомнению лишь тождество Биармии и Перми. А также высказывали сомнения по поводу высокой культуры финских народов, в частности пермяцко-зырянских, о чем повествовали скандинавские саги. Больше всего разногласий вызывало, как всегда, месторасположение легендарной страны. Нашлись исследователи, которые утверждали, что Биармия не имеет ничего общего ни с Беломорским побережьем, ни с Кольским полуостровом. Так возникла теория о местонахождении Биармии на побережье Рижского залива в устье Западной Двины. Первым эту идею выдвинул в середине 70-х годов ХХ века московский историк А.Никитин. Хотя в первоисточниках, какими являются скандинавские саги, Биармия и Балтийское побережье всегда дистанцировались. Более того, в сагах имеется немало упоминаний и о Рижском заливе, но оно никогда не соотносится с Биармией.
«Там Русью пахнет...»
Интерес к Биармии в Коми крае, можно сказать, пережил два пика. Как уже отмечалось выше, в 20-30-е годы прошлого столетия за это многие деятели коми культуры жестоко поплатились – попали в лагеря или погибли. С началом перестройки этот интерес возобновился с новой силой. В республиканской печати в 90-е годы появилась серия публикаций о легендарной стране, имевшей отношение и к Коми. Тогда же из плена времени была извлечена поэма одного из патриархов коми культуры Каллистрата Жакова о Биармии, вышедшая отдельной книгой. Со временем страсти по Биармии поутихли, хотя нет-нет да и промелькнет в разговоре или в прессе название легендарной страны.
А недавно писатели-историки из Поморья Александр и Марина Леонтьевы издали книгу «Биармия: северная колыбель Руси». Уже из названия этого исследования видно, с каким этносом они отождествляют легендарную страну. Авторы в книге выдвигают свою версию происхождения названия «Биармия». Так вот, по их мнению, биармийцы – это русские. Поэтому же, мол, и в скандинавских сагах долгое время не содержалось никакого упоминания о Руси. По-своему они расшифровывают и название Биармия. Корень этого слова «bear» они находят едва ли не во всех европейских языках. И везде он означает имя одного зверя – медведя, который у многих народов был тотемом. Значит, по версии архангельских исследователей, «Биармия» переводится как «страна земли медведя». Но и это не все. Историки слово «медведь» путем взаимных перестановок звуков и слогов реконструируют и выводят из нее новую основу: «rus». Отсюда приходят к выводу, что медведь в архаичные времена назывался русом, а значит, русские – медвежий народ.
Авторы книги выдвигают и другие не очень убедительные доводы в пользу того, что Биармия в скандинавских сагах отождествляется с Русью. Под этот знаменатель они умудряются подвести и имя главного божества биармийцев – Йомали, который не раз упоминается в скандинавских сагах. И это несмотря на то, что название до сих пор сохранилось во многих финно-угорских языках («Йома» – так называют чудищ и современные коми). Тем не менее авторы в этом слове находят некое табуированное название медведя и утверждают, что вторая составляющая слова «Йомали» – «malli» с индоарийского праязыка переводится как медведь. Значит, Йомали – бог-медведь. Отсюда же, по их мнению, произошло и русское слово «молиться».
Даже не очень сведущему в исторических коллизиях человеку очевидно, что при всей новизне идеи Леонтьевых все же, образно говоря, притянуты за уши. Тенденциозность их исследования проявляется хотя бы даже в том, что в конечном итоге они игнорируют как основополагающий финно-угорский элемент в заселении Европейского Севера. Сбрасывают со счетов и законы финно-угорской лингвистики. Поэтому же в своей работе они, как наивные, объясняют труды архимандрита Макария о Стефане Пермском (1863 г.), в которых священнослужитель по-своему объяснял происхождение слова «Биармия». Он, к примеру, считал, что на зырянском языке Биармию называли Биарму, где «би» означает огонь, «ар» – год, а «му» – земля. Получалось, что Биармия – это страна годового огня. Такое объяснение, обсмеянное Леонтьевыми, как представляется, не такое уж голословное и безосновательное, во всяком случае оно гораздо объективнее их гипотез.
Пока молчит земля
А что думают о Биармии, а также о дискуссиях вокруг легендарной страны наши ученые? Вот что ответила известный в республике археолог, доктор исторических наук Элеонора Савельева:
– Биармию называют легендарной страной не случайно. Это означает прежде всего то, что нет прямых археологических свидетельств существования этой страны. Хотя следы пребывания любого народа в любые времена в земле обязательно остаются. Мы пока этих следов не нашли. Легенды о Биармии основаны на скандинавских сагах. Это значит, такая земля существовала и была заселена финно-угорским населением. Все культовые памятники, упоминаемые в сагах, удивительным образом напоминают финно-угорские святилища, места жертвоприношений. Европейский Север в целом – это древняя, исконная земля финно-угров. Колонизация славянами этих территорий началась гораздо позднее. Мы много говорим о влиянии древнерусской культуры на финно-угорскую, в том числе и на коми-зырянскую, и это правильно, это справедливо. Но в то же время до сих пор недостаточно уделяется внимания вкладу финно-угров в русскую культуру, что тоже немаловажно.
Я разделяю опасения по поводу появления многочисленной литературы, касающейся Биармии и напрочь отвергающей связь этой страны с финно-уграми. Если такая земля существовала, то ее безоговорочно населяли финно-угорские племена. Входила ли в территорию Биармии Коми земля? Вопрос спорный. Археологи следов пребывания скандинавов на нашей территории пока не обнаружили. Поэтому непосредственно нашу территорию описывать в сагах они не могли. Хотя я не исключаю, что Коми земля могла входить в так называемый ареал Биармии.
Публикацию подготовила
Анна СИВКОВА.
2) из ваших же источников, что у нас было еще раньше (не 10-11 века):
"Важное событие в жизни народов Приуралья происходит в середине I тыс. н.э. В IV-V вв. н.э. мирная жизнь местного населения была нарушена в связи с появлением пришлых кочевых скотоводческих воинственных племен, проделавших огромный путь от Центральной Азии через степные просторы Южного Урала вплоть до Рима. Это были гунны. Они вовлекли в свое движение по пути своего продвижения многочисленные племена, положив тем самым начало эпохе, получившей название эпохи великого переселения народов. События этой эпохи коснулись не только южных территорий, но и соседнего с нами Прикамья и даже Европейского Северо-Востока. В Прикамье, а затем и в Северном Приуралье в бассейне Вычегды в V-VI вв. появляются воинственные скотоводы-кочевники, следы пребывания которых остались в виде курганных могильников. Первый такой могильник был открыт в 1961 г. Э.А.Савельевой на Выми возле д.Весляна. Вещи, которые были найдены при раскопках, поразили воображение не только студентов университета, проходящих полевую практику в экспедиции, но и маститых московских и ленинградских археологов. Погребения отличались исключительным богатством. Было найдено никогда ранее не встречавшееся здесь оружие - мечи и кинжалы в ножнах, серебряные и золотые наглазники и наротники (остатки погребальных масок), богатейшие поясные наборы ожерелья из стеклянных, сердоликовых и янтарных бус, фигурки коней и медведей, отливки из бронзы и многое другое".
Пока ученые спорят о Биармии, эта легендарная страна стала в Карелии уже своего рода брендом национальной масс-культуры. В карельском национальном театре поставили рок-оперу «Бьярмия» по пьесе С.Пронина. Музыку написал выпускник Петрозаводской консерватории В.Панченко. Как сообщается на официальном сайте театра, наряду с карельскими актерами в спектакле заняты солисты Финского национального театра.
· 4 августа 1979 года в местечке Кухмо, на древнем торговом пути биармов, был открыт памятник коробейникам – древним торговцам. Торжественную речь на открытии произнес известный финский историк Х.Киркинен, который подчеркнул, что культурный обмен и сотрудничество между СССР и Финляндией истоками своими уходят в далекое прошлое, в те времена, когда существовали традиции Биармии.
Кстати почему коми СМИ не сотрудничают с карельскими сми ?
У них было бы так много общих тем - о прошлом и построении будущего!!! у двух родственных народов .
Гледен- первоначальное название Великого Устюга. Великий Устюг основан в 1147 году. И до основания города Гледен оказывал культурное влияние на земли бассейнов Вычегды и Выми. Соглашусь, что предки коми и предки Гледена_один народ.
Кстати здание Национального музея- Духовное училище в Усть-Сысольске построили за одно лето мастера из Великого Устюга. Что местные коми-эыряне не смогли бы сами сделать? Не могли, не обладали знаниями изготовления кирпича и знанием строительства. До сих пор в сыктывкаре строят дома приезжие(чуваши вологодские, кировские).
Такие деревянные керки строили и удмурты , мари , карелы , поморы .........
А "Духовное училище" = это действительно "другая" культура для финноугров ))
Ну не выгодно немытой Европе или Америке(история которой меньше чем Сыктывкара) чтобы знали правду.Не могут же они признать, что они мене полноценны, чем мы. И Расприи на национальной почве будут ими только поощряться. А мы один народ уже 7520 лет. Вы можете привести пример народа с такой летописью?
тун Пам ответил отказом. И вовсе не оттого, что испугался, как пишет церковь,
а по причине того , что для коми огонь , как и солнечный свет , были проявлением Божественного , священными ....
Огонь почитался и нельзя было надругаться над огнем,.........
Это традиция осталась у коми до сих пор......
А может наоборот. В фины и скандинавы прямые потомки прарусских? Почитал комментарии и пришел к выводу никто не знает наследия коми предков, так как его нет. У Жеребцова исследования узко направленные, освещается только то_ что можно отнести к коми. Ну не было у коми писменности, все дошло в виде преданий и фольклера.Даже летоисчисления не было. То что самосознание народа поднимается, что нужно знать свою историю, это хорошо. И не из комментарий на БНкоми. И не на уровне Паши Микушева, который "В процессе работы иллюстраций дважды перечитывал «Биармию»,-Вообще-то он перед работой её должен был выучить на зубок. Тенденция в изучении прошлого не должна уходить на исскусттвенное разделение народов, так как этого и добиваются "кукловоды-исТОРики". А изучать наследие в контексте совместного проживания народов.
XXXVII
Сильный Ошпи, наш кузнец он,
С ним же вместе Туриморт мой
Быстро съездили, далеко —
До пределов Биармии —
И скорехонько вернулись.
Живы оба, рассказали
Чудо чудное на Джеджим :
"Племя Роч (русское) идет все ближе
И грозит уж Биармии;
Через год, другой и третий
К нам нагрянет это племя... "
XXXIX
Яур, князь рыжебородый,
Тут промолвил слово правды
"Сын мой милый, ты мой Югыд,
Будь начальником отныне
Всей страны по синей Эжве.
В тереме отдельно буду
Жить я в парме, а со мною —
Райда, светлая супруга.
А Вэрморт, игрок великий,
Он отправится обратно
К Вишере, в свою избушку.
Защити ты, милый Югыд,
Биармию и все пармы".
И ответил Югыдморт тут:
"Туриморта я отправил
В устье Выми старшиною,
В Княжпогост же — Явыльморта,
А Кэртморт — он в устье Эжвы
Соберется для защиты
Биармии знаменитой.
С сильным войском мы поедем
В Биармию и отгоним
Племя Роч на юг, обратно.
К Устюгу мы отодвинем
Это племя постепенно,
Сохраним мы Биармию...
прим. В 13 веке под давлением русских (которые заселяли северные леса и долину Северной Двины во время нашествия татаро-монгол) многие жители Биармии уплыли на кораб**х на северо-запад в Карелию и в Норвегию. Образовался раздел между восточными и западными финно-угорскими народами Северной Европы. Единая Биармия прекратила существование. Вики
Не тиражируйте глупостей из-ТОРиков с вики.
У вас сохранился источник древнее Торы ? )
Этим и попытались воспользоваться южные соседи – аримы, жители Аримии, так в те времена древние расичи называли Древний Китай. Война была тяжёлая и неравная, но, тем не менее, Великая Рассения одержала победу над Древним Китаем – Аримией. Это событие произошло 7520 лет назад. Победа была столь значительной и тяжёлой, что День Сотворения Мира (заключение мирного договора) 22 сентября по христианскому календарю, наши предки избрали новой, поворотной точкой отсчёта своей истории. По этому славянскому календарю, сейчас – лето, год 7520 от С.М. (Сотворения Мира).
Так вот, русская история имеет более семи с половиной тысяч лет новой эры, наступившей после победы в тяжёлой войне с Древним Китаем. И символом этой победы стал русский воин, пронзающий копьём змея, известный, в настоящее время, как Георгий Победоносец. Смысл этого символа никогда не объяснялся, по крайней мере, мне не приходилось сталкиваться с каким-либо объяснением этого знака в «официальной» истории. И только после прочтения Славяно-Арийских Вед всё встало на свои места.
Я посмотрела в поиске про И.Л.Жеребцова.Есть его биография.Указано,что он учился в СГУ на историческом факультете.Можете более подробно в поиске посмотреть.До приятной вечерней встречи.И у меня, как у 05 еще свекла не убрана и по работе надо бежать.Но новую встречу жду с нетерпением.Очень хочется, чтобы подключились к обсуждению темы и другие. Вот Ижма дала о себе знать.А там такая богатая история, такие неординарные и замечательные люди живут.Ранее и Ухтинский и Сосногорские районы были Ижемскими.
Древний промысловый календарь коми
Страленберг первый предложил провести границу м.Европой и Азией по Уральскомухребту, что впоследствии было принято всеми гёографами. Он же исправил некоторые заблуждения прежних исследователей: убрал с карты несуществующее Лукоморье, опроверг утверждения о заселении Северной Азии лишь одними татарами, дал классификацию некоторых народностей.
Однако, наряду с достоинствами, книга Страленберга содержала необоснованные попытки установить происхождение и историю отдельных народов. Страленбергу принадлежит теория о существовании в прошлом богатой и многолюдной страны Биармии с высоко развитой культурой, расположенной якобы м.Финляндией и Северным Уралом. Эта теория во второй пол.XVIII в. возбудила любопытство в широких кругах русского общества и вызвала интерес в Европе к изучению Севера нашей страны. И вот уже два с половиной столетия продолжает быть предметом спора м.учеными. Некоторые из них отождествили Биармию с Древней Пермью на Каме и Вычегде. Одной из причин такого отождествления послужило то обстоятельство, что м.названиями Биармия и Пермь имеется звуковое сходство.
На Верхней Каме, являющейся прародиной народа коми, по археологическим, этнографическим и историческим изысканиям с достаточным основанием можно предполагать наличие древней, относительно развитой культуры. Здесь, а также в области р.Вычегды найдено большое количество монет и изделий иранского, среднеазиатского и причерноморского происхождения, а также предметов местного искусства, т.н. "пермского звериного стиля", установлено развитое производство железных и медеплавильных изделий, наличие в далёком прошлом развитой торговли Древней Перми с южными и западными странами. В немецком издании "Повести временных лет" историка Шлёцера А. (1735-1809) содержатся сведения: "некогда самостоятельный и долгое время свободный, не очень некультурный народ... благословенная страна, богатая не только солеварнями, но и хлебом, пастбищами, дичью и рыбой". Сам Шлецер А. сомневался в тождестве Биармии с Древней Пермью и помещал Биармию в области Северной Двины и Вычегды в её нижнем течении. Первым, кто высказал мысль считать Верхнюю Каму центром Биармии, был русский учёный и путешественник Рычков Н.П.
Приведем краткие исторические и легендарные сведения, послужившие Страленбергу и последующим исследователям основой для гипотез о местоположении Биармии и ее загадочной роли в истории Северной Европы.
Древнейшее сообщение о Биармии - рассказ норвежского мореплавателя Отера англосаксонскому королю Альфреду Великому в 880-890-х. Этот рассказ английский король записал в виде добавления к переводу "Всемирной истории" римского писателя Павла Орозия (ок.380-420 н.э.). У русского историка Тиандера К. рассказ кратко передан так: "Отер, проживавший в Норвегии севернее всех Норманнов, однажды в охоте за китами решил исследовать протяжённость земли к северу. При плавании он постоянно придерживался видимости берега с правой стороны. Сначала он плыл на север, потом берег повернул на восток, а затем на юг и после пятнадцати дней плавания вошёл в устье неизвестной большой реки, берег которой с одной стороны был густо заселён. Жителей Отер назвал биармийцами. Они много рассказывали Отеру как о своей стране, так и о соседних. Язык их был очень близок к финскому. Подняться по реке вглубь страны он побоялся и вернулся назад. Вскоре он ещё раз плавал туда, интересуясь природой, а также из-за моржей, зубы которых представляют драгоценную кость, а кожа - прекрасный материал для корабельных канатов".
В "Истории Дании" Саксона Грамматика (1140-1208), изданной в 1514 в Париже, содержатся некоторые случайные рассказы о Биармии. Приведём содержание некоторых из них в кратких отрывках: "...биармийцы во главе с Тунингом напали на Гадинга, норвежского короля, но потерпели поражение..."; "Король Халоголанда Гельго вздумал посвататься за Тору, дочь военачальника финнов и биармийцев, но получил отказ..."; "Датчанин Арнгрем пошёл войною на оставшиеся еще не покорёнными датскому владычеству Финляндию и Биармию. Короли Биармии и Финмарка Эггер и Тенгель выступили против. После долгого сопротивления Тенгель покорился Арнгрему (в изложении рассказа Тиандер высказывает мысль, что Швеция является посредником между Данией и Биармией, а также сообщает о существующем сухопутном пути из Швеции в Биармию)".
Много рассказов о поездках скандинавских викингов в Биармию содержатся в исландских сагах, передаваемых из поколения в поколение. Часть из них записал в летопись под названием "Круг земной" Снорри Стурлусон (1178-1241). Передаем некоторые отрывки из рассказов о походах викингов в Биармию: "Летом 965 года конунг Гаральд Серая Шкура совершил набег в страну Бьярма и одержал победу в большой битве на берегах реки Вины". В песне Глумра Гейрисона говорится: "В славном восточном походе мечи воинов обагрились кровью. Пылают селения на Севере. Вижу, как бирмы спасаются бегством. В метели стрел и копий одержана победа на Вине. Молодой вождь отвагой и мужеством стяжал добрую славу". В с.X в. в Биармию отправился халоголандец Орвард Одд, его младший брат Гудмунд и племянник Сигурд. По пути Гудмунд грабил землянки в Финмарке. В Биармаланде пришли к большой реке и отправились по ней вверх. Мореплаватели сначала торговали с биармийцами, а затем ограбили курган у языческого храма с золотыми и серебряными монетами. В плен был захвачен норвежец, проживавший вместе с биармийцами семь лет, но тот сумел убежать обратно к биармийцам".
Между 920-930 в Биармию за добычей отправились братья Гунстейн и Карли. К ним пристал со своим кораблём и людьми Торир Собака. После торговли с биармийцами викинги ограбили храм божества биармийцев Йомалы, где хранились деньги и сокровища. Биармийцы прибежали на шум, но задержать викингов не сумели. В море на обратном пути грабители поссорились. Торир убил Карли, а затем отнял добычу у Гунстейна. В 1217 поездку в Биармию совершили Одмунд, Свейн и Андреас на одном корабле и Хельге Бонгрансен со своей дружиной на другом. Свейн и Андреас осенью на своем корабле возвратились домой, а Одмунд направился на Волгу через Суздальское княжество. Хельге с дружиной остался в Биармии. После ссоры с биармийцами у него произошло столкновение. Дружина Хельги была побита. Одмунду лишь по прошествии нескольких лет удалось вернуться в Норвегию через Чёрное море. В 1222 викинги решили отомстить биармийцам за поражение Хельге. В поход отправились четыре кораб**. Викинги победили биармийцев и увезли много добычи, но при возвращении один из коораблей погиб в водовороте.
К к.XIII в. прекратились поездки скандинавов в Биармию, и само понятие Биармии исчезает из истории. Лишь в 1539 шведский писатель и картограф Олаус Магнус (1490-1557) в книге "История северных народов" и на составленной им карте дал сведения о Биармии. Биармию он поместил севернее Финляндии и в области северной Карелии и Кольского п-ва. Опираясь на сведения Саксона Грамматика, он выделил две Биармии: Ближнюю и Дальнюю. Первая покрыта высокими горами и вечными снегами; она не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют племена, занимающиеся оленеводством и рыболовством. Земля там плодородная, но земледелием жители не занимаются.
Рычков Н.П., участник академической экспедиции 1770-1771, отмечал: судя по современному состоянию Пермского края, никак нельзя предположить существование на данной территории высокоразвитой и культурной страны. Но по остаткам древних укреплений городищ, находкам большого количества монет из южных стран (некоторые исследователи утверждают, что таких находок на Верхней Каме имеются больше, чем где бы то ни было на других территориях России) и др.предметам южного происхождения, а также по сохранившимся следам древних путей с Камы на Печору и Вычегду, Рычков пришёл к выводу, что именно здесь находился центр Биармии. У деревни Губиной (на берегу Камы м.городами Чердынью и Соликамском) он наткнулся на древнее городище с тремя надёжно укрепленными валами, сложенными из каменных плит. Валы были окружены тремя рвами, один из которых сохранил ещё прежнюю глубину. Старожилы села рассказывали, что следы городских строений тянулись на четыре версты. "Не сия ль была главная столица Чюдьской земли, и не тут ли была славная пристань азиатических судов, которую Страленберг полагает на берегу реки Камы?" - вопрошал Рычков.
После образования на территории Вычегодской Перми в 1383 году Пермской епархии, фактически ставшей сателлитом Московского княжества, Пермь Великая на Каме стала искать способ защиты от захватнической политики Москвы. Для этого намечалась попытка заключения союза с Казанским ханством, что зафиксировано в Вычегодско-Вымской летописи под 1471 и 1472. Однако Великий князь Иван III опередил события, послав в 147? войско в Пермь Великую под водительством князя Фёдора Пёстрого, придав ему в товарищи воеводу Гаврило Нелидова, и оно нанесло поражение пермскому войску в сражении у р.Колвы. Пермские города-крепости были захвачены, пермский князь Михаил (тот это имя получил при крещении его в 1462) взят в плен и вместе с др.пермскими военачальниками направлен в Москву. Иван III возвратил его в Пермь править страной от своего имени.
Но Великая Пермь не сразу подчинилась полностью Москве. Несогласные с новой религией и политикой Москвы жители Вычегодской и Великой Перми совместно с восточными соседями - вогулами, встревоженные экспансией Москвы, стали нападать на "владычный город" Пермской епархии, Усть-Вымь и на города Перми Великой. Поэтому в 1505 "князь великий" Василий Иванович разгневан бысть и свел с перми Великой вотчича своего князя Матфея и родню и братию его и велел быть наместником Василью Ондреевичу Ковру". В крае стали возводить крепости и размещать в них русские гарнизоны. Местное пермское население в той части, где находились главные пермские укрепленные города Изкар, Покча, Чердынь и Урос с местопребыванием правителей Перми Великой, по-видимому, уже в XV в. полностью исчезло и заменилось русскими поселенцами.
Идея соединения бассейна реки Камы и Северной Двины зародилась ещё при Петре Первом, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы. Но болезнь и смерть императора, череда дворцовых переворотов оставили донесение без движения.
Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.
В 1786 г. на будущем «Екатерининском канале» приступили к земляным работам. Проходили они в трудных условиях.
Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Зимы крайне суровые, продолжительностью от 6 до 7 месяцев. Лето короткое и дождливое. Летом местами этот край совершенно недоступен.
Разразившаяся через два года война с Турцией и Швецией заставила на 15 лет прекратить работы. Возобновили их только в 1803 г., но уже в царствование Александра Первого.
Отечественная война 1812 г. вновь заставила остановить работу до 1818 г. За это время была завершена выемка грунта, но за 6 лет вынужденного простоя канал подвергся сильным естественным разрушениям.
Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для плавания судов. Таким образом его строили 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Кто строил, как и какими силами пока неизвестно. Мы очень мало знаем.
Длина его составила 18 км., ширина по дну 8 метров, действовали 3 деревянных шлюза.
Первоначально, особенно в первые 6 лет, грузопоток через канал бойко развивался. Но после открытия новых водных путей, развития шоссийных и железных дорог на северо-западе страны, грузооборот через канал стал уменьшаться, в 1831 г. — заметно, а в 1833 г. резко пал и постепенно утратил значение.
Ненадлежащий уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств — всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднён, просуществовав всего 16 лет.
Вопрос о необходимости работы поднимался не раз. Через правительство его будировали в 70-е, 80-е, 90-е гг. 19 века, однако положительных результатов не было. Наконец, в 1915 г. Вологодский губернатор, осмотрев весь водный путь, отметил исключительно военное значение канала (шла первая мировая война). За возрождение канала выступили земские собрания, в том числе и Пермская губерния. И сдвиг произошёл. Изыскали денежные средства, к восстановительным работам решено было приступить в 1916 г. К сожалению события октября 1917 г. прервали начавшийся процесс. Но канал существует до сих пор. Начинается он в д. Канава и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму.
И сегодня он поражает своим величием и красотой тех, кто оказался здесь, вызывая любовь и восхищение рукотворным творением наших предков.
Рюрик - питерский матрос!
Княз Олег, со слов тусовки,
был вообще - единоросс..."
(Трофим)
В I тыс. до. н. э. (железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки зырян. В IV—VIII вв. н. э. на Северо-Востоке Европейской части России (территория современного расселения коми) известна ванвиздинская культура, носители которой предположительно говорили на финно-пермских языках. Кроме того, в первой половине I тыс. н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделяется на предков коми и удмуртов. Центром обитания общности коми было Прикамье. В последней четверти I тыс. н. э. произошёл распад этой общности. Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды, где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцы из Прикамья. В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV века), соотносимая с летописной Пермью Вычегодской.
Дискутивным среди учёных остаётся вопрос существования в VI—XI веках на этнических землях коми исторического раннегосударственного образования Биарма (в скандинавской огласовке, иначе — Пермь, Перума).
В результате дальнейшего развития племен прото-коми сформировалась вымская культура (IX—XIV века), которая имела связи с родановской культурой. Население Биармы (Пермь) имело устойчивы торговые и культурные связи с финно-уграми Прибалтики, волжскими булгарами и на юге с Киевской Русью и иранскими народами. В последний период существования Вимском культуры на неё оказали значительное влияние именно южные соседи. В последнее время её существования происходит мощное воздействие культуры восточных славян.
С усилением славянского влияния, в XII веке Биарма подпадает под власть новгородских князей. Появляются первые смешанные русско-коми семьи. С XIII века начинается значительная славянская (новгородская и северо-русская, то есть суздальская) колонизация Перуми, которая, несмотря на обложение данью местного населения, имела положительное культурное значение. Об этом чётко сигнализирует археология — именно в это время курганный способ захоронения заменяется христианским погребением, многобожие как господствующие до сих пор верования среди зырян уступает православию, а в быту зырян появляются немало новаций.
В XV—XVI веках под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки, на Пинеге, нижней Вычегде, Виледи, Яренге, нижней Лузе.
С этого времени вплоть до начала ХХ в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму.
Группа селян коми-зырян, начало XX века
В процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов, русских, ненцев и манси. Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп. В XVI—XVII вв. на территории коми известно несколько административных образований — волостей и земель: Удорская волость, Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля, Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредоточивались в Сольвычегодском, Яренском и Пустозёрском уездах.
В XVII—XIX веках происходит переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.
http://vkontakte.ru/id51296212
Потому, что был великий народ населяющий сегодняшнюю Россию, и несмотря на внутренние споры, он БЫЛ ЕДИН! Как победить такой народ? Уничтожить его историю!
Предлагаю вниманию следующий материал.
http://www.liveinternet.ru/users/orhideya6868/post166534995
Милой Костроме: я тоже отличаюсь скромностью (советское воспитание), но жажда к познаниям, такт,которыми пронизаны Ваши комментарии,указывают на Вас как на человека с большой,прекрасной душой.Таких людей к счастью не так уж мало (чем человек умнее, тем проще) и поэтому мы говорим о себе,что "такая же как все", "я обычный человек".Нас воспитывали так, что хвалебные слова мы слышали только в адрес вождей и читали в никрологах.Сейчас модно всех выводить на чистую воду и критиковать.А давайте посмотрим и на другую сторону нашей жизни - на хорошую.Улыбнемся, хорошим людям скажем, что они хорошие.Поблагодарим Бога за то,что у нас есть.Можно бесконечно писать на эту тему.Но мы все все знаем, все понимаем, но...
Дай Вам Бог здоровья и счастья чудесная женщина из Костромы.
Я вот тоже пытаюсь укрепиться в своей вере.Помню в школьные годы много читала.Брала и антирелигиозную литературу с библиотеки.И не раз.И чем объяснить,что ни одну из них не открывала и не прочла.Сейчас то я знаю этому объяснение.А была крайне любопытной до всего.То я про Арктику ничего не знаю.И помню набрала в библиотеке нужную литературу и (странно, но это так), на каникулах с бабушкой поехали к тете в Кострому и у нее сидя на балконе в жару (лето же) читала эти книги.Зато нишу заполнила на всю жизнь.