01:26, 23.09.2011 / ЭКОНОМИКА

Дело пахнет бензином

С республиканских АЗС исчезает бензин марки АИ-80. Пока еще на некоторых заправках можно найти старые запасы этого топлива, а кое-где его продолжают привозить поставщики. Причина исчезновения АИ-80 в действии нового технического регламента «О требованиях к бензину», предусматривающего постепенный отказ от производства и использования неэкологичного топлива стандарта Евро-2. Документ вступил в силу еще в 2008 году, но для многих автовладельцев это оказалось неприятным сюрпризом. МС выяснила подробности «бензинового дела».

 

 KAB_5965.jpg

Фото МС

 

Первоначально было запланировано, что с 1 января 2010 года будет прекращено производство, а с 1 сентября 2010 года и продажа топлива класса Евро-2 - АИ-80. АИ-92 должен был исчезнуть к сентябрю 2011 года. По мнению руководства нефтеперерабатывающих компаний, вступление в силу этой нормы должно было вызвать серьезный дефицит бензина. Предсказания поставщиков автомобильного топлива стали реальностью нынешней весной, когда, закрывшись на модернизацию, нефтеперерабатывающие заводы серьезно снизили свои мощности. На АЗС выстроились очереди. В историю было вынуждено вмешаться правительство России. И уже к осени был готов пакет поправок, которые продлевают выпуск и продажу топлива Евро-2 - АИ-80 и АИ-92 до 31 декабря 2012 года. При этом 92-й бензин с 1 января 2013 года должен соответствовать стандарту Евро-3.

Принятые меры дают лишь дополнительное время тем автовладельцам, которые не успели переоснастить свои машины. В основном это касается обладателей отечественных авто, среди которых множество разной спецтехники - машины медиков, полицейских, почты, школ, фермеров. Одни приготовились заранее, помня о сроках, прописанных в первоначальной редакции технического регламента. Другим сейчас приходится нести серьезные финансовые затраты. Так, в МВД по Коми МС рассказали, что переделка служебных «УАЗиков» ведомству обошлась в стоимость переписки с заводом-изготовителем.

- Мы следовали рекомендациям завода-изготовителя. Нам эта переделка ничего не стоила, - отметил собеседник МС, уточнив, что отечественные «УАЗики» и «буханки» преобладают среди полицейских машин.

Другому ведомству - Минздраву Коми, дабы не испортить транспорт неподготовленным переходом на топливо с более высоким октановым числом, приходится проводить серьезные технические работы. Начальник автотранспортного управления Минздрава Николай Мазур рассказал, что модернизация каждой медицинской «буханки» обходится ведомству в 30 - 35 тыс. руб.

- У нас очень много техники работает на 80-м бензине. Нам приходится зажигание переделывать, чтобы не сгорели моторы. Мы опасаемся, что когда закончатся запасы АИ-80, на какое-то время нам придется встать. Такой переделке у нас подлежит 80% всего автопарка. Это и хозяйственные машины, и мусоровозы, и восемь автобусов. Мои «кулибины», конечно, пытаются что-то сделать, но если машина спроектирована для 80-го бензина, на другом она нормально ездить не будет, - рассказал Николай Мазур.

Более новые автомобили работают в автопарке Сыктывкарской станции скорой помощи. Замглавврача Владимир Цымбал отметил, что в последние годы автопарк обновлялся, в результате чего «любителей 80-го бензина» осталось немного - меньше десятка. Более того, вся новая техника, которая поступает в медицинские учреждения, будь то отечественные автомобили или иностранные, заранее подготовлена к использованию более экологичного, чем АИ-80, топлива. Так, переданные весной 2011 года в районные больницы «УАЗы», по словам начальника автотранспортного управления Минздрава Коми, в переделке под технический регламент «О требованиях к бензину» не нуждаются.

Часть медтранспорта будет переведена на газ. Очевидная экономия на разнице в цене бензина и газа, как уверяет Николай Мазур, скажется далеко не сразу - переделка стоит порядка 50 тыс. руб., а газовых заправок в Коми слишком мало.

- Попробуем, как наши восемь автобусов будут ездить на газе, и будет ли в этом какая-то экономия. А там видно будет, - заметил он.

Как отмечает начальник транспортного отдела Минздрава, предупреждение о прекращении поставок 80-го бензина в ведомстве получили только около месяца назад. Письмо пришло от поставщика АИ-80 - «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». На одноименных заправках, по словам представителей компании, этого вида топлива уже нет.

- Завод нам не отгружает АИ-80 уже с 15 августа. На заправках его нет давно, причем юридическим лицам мы перестали поставлять АИ-80 еще раньше, чем частным автовладельцам на АЗС, - рассказали МС в отделе розничной торговли компании.

Пока что в Сыктывкаре неэкологичный и ставший дефицитом АИ-80 можно найти на заправках «Компании 2000». По словам директора сети АЗС Николая Романовского, топливо им поставляет Киришский нефтеперерабатывающий завод. Нашелся 80-й и на АЗС «Пилот». Впрочем, представители компании говорят, что распродают старые запасы.

Отсрочка, предоставленная государством нефтеперерабатывающим заводам для перехода на производство топлива класса Евро-3, Евро-4 и Евро-5, активно используется и другими автовладельцами. Министр сельского хозяйства и продовольствия Коми Сергей Чечеткин рассказал МС, что фермеры свой транспорт модернизируют без особой спешки и с государственной поддержкой.

- Мы делали ставки в первую очередь на молоковозы и транспорт, который вывозит сельхозпродукцию. Разработана и действует республиканская программа поддержки сельхозпроизводителей, по которой мы возмещаем до 70% от стоимости такой модернизации. Как правило, это замена двигателя с бензинового на дизельный. Кое-где, конечно, переходят и на газ, но весьма редко, так как газовых заправок очень мало. На сегодня проблемы нет, мы всех постарались предупредить заранее. Те заявки, которые к нам поступили, удовлетворены, - рассказал Сергей Чечеткин.

По его мнению, отказ от использования «грязного топлива» назрел давно.

- Проблему, - сказал министр, - надо решать, и мы давно должны были к этому переходу подготовиться. Все прекрасно понимают, что АИ-80 для природы очень вреден.

Такую заботу об экологии среди собеседников МС проявил только Сергей Чечеткин. Директор «Альфа-Транс» Сергей Ситников, напротив, заявил, что на АИ-80 продолжают ездить все «ПАЗы», имеющиеся в хозяйстве предприятия.

- Пока наш поставщик поставляет АИ-80, мы будем на нем ездить. Когда же заводы перестанут его производить, будем переходить на другое топливо. Для этого необходимо просто провести регулировку зажигания, и хотя есть кое-какие вопросы и опасения, все решаемо, - отметил транспортник.

Глобальные планы правительства, прописанные в техническом регламенте, предусматривают после принятия поправок введение следующих классов топлива: Евро-4 в 2015 году и Евро-5 - в 2016-м. Постепенно, по замыслу авторов документа «О требованиях к бензину», дымящие авто станут редкостью, а урон экологии снизится до европейского минимума.

Однако еще до того, как вступили в силу первые запреты, автовладельцы узнали о том, что такое бензиновый кризис. И если в апреле очереди на АЗС объяснялись просто перебоями с поставками бензина самых ходовых марок, то в сентябре Республика Коми столкнулась с ограничением продажи бензина марки АИ-92. В среду на лукойловских АЗС появилось объявление о том, что до 01.11.2011 для частных лиц объем одноразово отпускаемого топлива ограничен 10 литрами. Причин такого ограничения никто объяснять не захотел. Эксперты уверены, что дело в перестройке НПЗ: производить АИ-80 перестали, объем выпуска АИ-92, на который перешли обладатели некоторых отечественных авто, не увеличили, создав тем самым дефицит топлива. Кстати, говоря о плановом переходе нефтеперерабатывающих заводов на производство топлива более высоких классов, эксперты замечают, что следующим явлением, с которым придется столкнуться автовладельцам, станет рост цен на бензин: свое дело сделают инфляция и вложения заводов в модернизацию производства.

770

Комментарии (18)

Добавить комментарий
  • мих
    23 сент. 2011 г., 2:06:15
    Ответить
    чивоже типерь нюхат?
    • Алексс
      23 сент. 2011 г., 7:39:48
      Ответить
      Переходите на более элитные сорта
  • патриот
    23 сент. 2011 г., 8:12:27
    Ответить
    бензин
    государство опять решило заработать немножко денег. Всем ясно,что так называемый Евро-3 бензин будет дороже АИ-80,но это пол дела. Будет ли он реально соответствовать по качеству?????-конечно же нет!
  • 245
    23 сент. 2011 г., 8:33:29
    Ответить
    что за страна, на каждом углу стараются отжать денег прикрываясь благими намерениями
  • Житель
    23 сент. 2011 г., 8:57:26
    Ответить
    А вонючие машине на соляре так и будут ездить?:))
    • .
      23 сент. 2011 г., 21:04:14
      Ответить
      дизель более экологичен
  • Дело пахнет бензином
    23 сент. 2011 г., 9:04:32
    Ответить
    А если наоборот?
    как лучше?
  • ?!
    23 сент. 2011 г., 10:56:34
    Ответить
    бензин
    А кто -нибудь подумал,что будет с двигателями,которые приспособлены к АИ-80.
  • Из деревни
    23 сент. 2011 г., 11:05:21
    Ответить
    Деревенских всех кинули: лодочные моторы, пилы, бураны
    • Деревня
      23 сент. 2011 г., 13:50:02
      Ответить
      владельцев снегоходов тоже кинули
  • К
    23 сент. 2011 г., 13:56:21
    Ответить
    Как надоел этот бардак
  • АЗС
    23 сент. 2011 г., 14:13:37
    Ответить
    ЕВРО-2
    Разрешение на выпуск "Евро-2" может быть продлено до конца 2012 года

    Нефть России
    [26 июля 2011 года]

    Российский топливный союз рассчитывает, что разрешение на выпуск топлива класса "Евро-2" может быть продлено до конца следующего года, заявил на пресс-конференции во вторник глава союза Евгений Аркуша.

    Накануне замглавы ФАС Павел Субботин заявил, что правительство РФ намерено продлить разрешение на выпуск топлива стандарта "Евро-2" с 5 сентября текущего как минимум до середины 2012 года.

    По словам Аркуши, Минпромторг одобрил предложения по возврату на рынок топлива класса "Евро-2" до конца следующего года. Кроме того, российский топливный союз внес предложение по исключению из технического регламента требований к октановому числу, так как данный показатель не является индикатором безопасности топлива.

    "Есть стратегические решение и есть локальные тактические. Правительство идет по пути тактического решения проблемы. Один из таких путей - это возврат на рынок топлива второго класса. ("Евро-2" - ред.)", - заявил Аркуша.

    Аркуша отметил, что эта одна их необходимых мер для насыщения рынка достаточным количеством топлива. Также, по мнению главы Российского топливного союза, действие повышенных экспортных пошлин на нефтепродукты должно быть продлено до момента полного насыщения внутреннего рынка.

    Стандарт "Евро-3" запрещает производство топлива с октановым числом ниже 95. Ранее правительство РФ планировало с 2012 года запретить производство бензинов стандарта ниже "Евро-3". Однако представители нефтеперерабатывающих компаний заявили, что страна не готова начать избавляться от "Евро-2", на котором ездит большинство автомобилей в России.

    Они просили продлить на два года (до 2013 года) оборот топлива "Евро-2". Переход на стандарт "Евро-3", первоначально запланированный с 1 января 2009 года, также был перенесен - на 1 января 2011 года. Предлагалось отсрочить и введение стандарта "Евро-4" - на два года, до 2014 года.

    Стандарт "Евро-3" заработал с начала этого года, при этом было разрешено до 5 сентября выпускать в оборот в РФ бензины с октановыми числами 80 и 92 при условии соответствия остальных характеристик требованиям регламента. Таким образом, согласно действующему техрегламенту, запрет на оборот в РФ низкооктановых бензинов должен был наступить 5 сентября, а теперь, в соответствии с заключенным с нефтекомпаниями соглашением, он будет отсрочен как минимум до середины следующего года.

    При этом Минэкономразвития РФ считает возможным отложить переход на стандарт топлива "Евро-4" максимум на полтора года, а не до 2014 года. В свою очередь, министр энергетики РФ поддерживает позицию нефтяных компаний о том, чтобы отложить переход на "Евро-4" до 2014 года, а на "Евро-5" - до 2015 года.
  • АЗС
    23 сент. 2011 г., 14:21:35
    Ответить
    Моторное топливо стандарта Евро-2 будет производиться в России еще целый год, до 31 декабря 2012-го. Кроме того, не будет прекращен выпуск бензина марки АИ-92. Эти и другие изменения внесены в технический регламент О требованиях к моторному топливу.
    Прежняя версия документа содержала требования к нефтеперерабатывающим заводам провести модернизацию оборудования и повысить экологический класс производимого топлива до Евро-3 уже с 1 января 2011 года. Однако большинство предприятий к этому оказались не готовы.
    Поправки в Техрегламент снимают запрет на производство в России бензина с октановым числом 92. Прежняя версия требовала прекратить производство этой марки. Новые экологические требования к 92-му бензину установлены общие для всех видов топлива: с 1 января 2013 года его экологический класс не должен быть ниже Евро-3.
    Об экологическом классе производимого и продаваемого топлива нефтеперерабатывающие заводы и розничные продавцы теперь обязаны информировать потребителей. В частности, автолюбители смогут узнать такую информацию из кассового чека, который выдает автозаправка

    Между тем, по оценкам экспертов сегодня около трети продаваемого в России автомобильного топлива не соответствует даже стандарту Евро-2. На бензин Евро-2 приходится примерно 54% от общего объема выпуска автомобильного топлива, на Евро-3 - около 9%, на Евро-4 - немногим более 2%. В то же время в Европе уже несколько лет назад было запрещено использование бензина ниже класса Евро-4
  • Корычева
    23 сент. 2011 г., 16:38:27
    Ответить
    Какая спешка
    Такие реформы нецелесообразно проводить в такие кратчайшие сроки. Типа воздух чище будет. Да-да, лапша на уши. Тоды лес меньше вырубайте, больше пользы всем будет.
  • бензонасос единая россия
    23 сент. 2011 г., 19:20:44
    Ответить
    седня съезд правящей партии. я бы их всех облил бензином.зачем они нужны.парламент не место для дискуссий. а для чего тогда нужон этот парламент. напринимают законов а потом как людям жить не думают идиоты маразматики конченные их жечь надо каленным железом а они туда же лезут законы принимать. путин сволочьраз а-80 запретил. его бы на наш газ 52 в колхозе посадить. че бы он тогда запел. б***ь достали сволочи единоросы пора их на вилы ох пора
    • из Ижмы
      24 сент. 2011 г., 14:17:33
      Ответить
      Депутаты в Москве на 98м ездят,какое им дело , что вся остальная Рассея на 80м . Сижу вот и думаю что со своим Уазиком делать, может поджечь возле администрации , или всем Уазистам собраться да трассу перекрыть, да только с Москвы нашу Ижму не видать,как впрочем и все что за МКАДом находится.
  • Усть-Цильма!!
    24 сент. 2011 г., 12:03:12
    Ответить
    В Усть-Цильме давно нет 80 бензина и вся техника встала и в старые уазы заливают 92 бензин!!!
  • ухтинец
    24 сент. 2011 г., 16:26:09
    Ответить
    реконструкция установки- это примерно 2 лярда.
    вспомним сверхдоходы нефтяников и штрафы ФАС. Сама реконструкция занимает 1,5-2 года. при этом глубина переработки увеличивается. значит и выход светлых нефтепродуктов возрастает. подорожает? может быть, но я готов платить за качество, нежели просто за аи-80.
    что касатеся дизеля и его экологичности -то это в наших условиях заблуждение. чтобы дизель был чист, необходим сажевый фильтр, система дожига отработавших газов. Так вот все эти системы на нашей соляре работают 10-15 тыс. км. потом кирдык. при этом ввезти в страну авто класса ниже евро 4 невозможно. производители не торопятся внедрять чудеса инженерной мысли, тем более что их и нет. вот и ездим мы на уазах с движками конструкции 70-х годов, которые не то что пьют бензин, а жрут его.А дизелей своих в россии для легковушек я вообще не встречал.
    про снегоходы. это вы обращайтесь в ЗАО русская механика, которая вам впаривает рыси, бураны и тайги с карбюраторными движками. Хотя тот же викинг 540 на карбюраторе пьет 92 и не чихает. Вся остальная техника только 92-95. купили вчерашний день? бывает.....
    вообще понятно, что старый уазик сдохнет на высокооктановом топливе, но также должно быть понятно, что старый уазик-это сигарета в ваших легких. вам же не нравится дышать никотином? тогда же почему вы готовы дышать другим гамном?

    дрючить надо было нещадно ВертикальноИнтегрированныеНефтяныеКомпании(ВИНК). тогда бы и в срок запутились. а потом вздрючить УАЗ, ГАЗ,(ВМЗ, ЯМЗ) и прочая хрень. знали? почему не сделали?
    только вот как? олигархи мать этить....друзья, партийцы.....