14:24, 12.04.2014 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре проходят премьерные показы спектакля «Truffaldino il servitore»

Разгар весны на подмостках Академического театра драмы имени Виктора Савина получился необычайно ярким. Накануне здесь состоялась премьера спектакля «Truffaldino il servitore» по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ». Увидеть дебют комедии дель арте можно сегодня, в День космонавтики, а также через две недели - 25 апреля. Корреспонденты БНК оценили новую постановку театра драмы.

RET_5932.jpg

Фото Андрея Ретанова

RET_5907.jpg

Французский режиссер Ролан Боннин, приехавший ставить «Truffaldino il servitore», комментируя свою работу, не раз отмечал, что всегда хотел поставить эксперимент и соединить стилистику комедии дель арте и традиции русского драматического театра. Задумка удалась: на сцене русские актеры играют венецианскую комедию масок. Истории про Труффальдино из Бергамо, который устроился в услужение сразу двум господам, оказавшимися далеко не простыми итальянцами, более 250 лет. Отвязаться от ассоциаций со знаменитым кинофильмом «Труффальдино из Бергамо» 1976 года, где блистательно сыграли Константин Райкин и Наталья Гундарева, чрезвычайно непросто. Но «Truffaldino il servitore» - спектакль-неожиданность, потому что труппе под руководством французского режиссера удалось создать по знакомому сюжету непривычный для Сыктывкара формат театрального действа.

RET_6048.jpg

На сцене в течение двух действий разворачивается пестрая и динамичная буффонада. Образы персонажей нарочито объемные, яркие и выпуклые. Одну маску не спутаешь с другой. Каждый герой «гнет» свою линию, слишком очевидную и понятную. Оно, может быть, и наскучило бы зрителю уже через сорок минут, если бы не динамика сюжета и талантливая игра актеров. Многие из участников труппы предстают в неожиданных амплуа, которые хочется рассматривать, крутить и вертеть, изучая, насколько артист вжился в свою маску. Перевоплощение Вадима Козлова в инфантильного нытика Сильвио вызывает бурю эмоций. Людмила Мелехина, исполняющая его возлюбленную Клариче, смотрится в своей маске «блондинки в розовых тапочках» более чем убедительно. Что важно – их персонажи не статичны, в рамках заданного образа они развиваются, находят новую глубину. Венецианский купец Панталоне, которого играет артист Игорь Янков, в удивительном головном уборе по-барски шествует сквозь весь спектакль, лишь на минутку присаживаясь в кресло-пуф, чтобы превратиться в уставшего от суеты главу семейства. Роль Панталоне в этом спектакле знаковая и имеет особый смысл. Именно этого персонажа в 1930-х годах играл заслуженный артист РСФСР Степан Ермолин, 100-летию со дня рождения которого и посвящен новый спектакль театра драмы. В этом списке нельзя не отметить и служанку Смеральдину, которую изящно играет Татьяна Михайлова.

RET_6042.jpg

Одно из главных открытий спектакля - роль Марии Коровиной, которая вновь раскрывается для публики с совершенно неожиданной стороны. Не успели заядлые театралы обсудить игру актрисы, покорившей зрителя в постановке «Вид в Гельдерланде», пронзительно и искренне сыграв главную героиню, мечущуюся молодую женщину на пороге выбора - как снова сюрприз. На фоне ее образа-трансформера Распони, который подразумевает одновременно мужскую и женскую роль, даже персонаж пройдохи Труффальдино в исполнении Константина Карманова немного меркнет. Хотя, безусловно, для самого артиста эта роль – большой подарок и испытание одновременно. Труффальдино по версии француза Боннина - мастер трюков и образец пластичности, он делает игрушки из надувных шаров и ест банан прямо на сцене, повесив на ухо табличку «Не беспокоить». Слуга двух господ существует в сценическом пространстве в приметах образа Арлекино, но кепка и фасон штанов выдают в нем завсегдатая современной жизни.

RET_6039.jpg

Сценография и костюмы – отдельная песня, которую подарила публике художница Валентина Серебренникова. Спектакль бушует красками и играючи обращается с пространством. Костюмы иронично сочетают в себе классические элементы нарядов персонажей комедии дель арте и современный крой. В деталях и аксессуарах многие зрители без труда узнают себя. Ход сюжета разбавляют хореографические зарисовки, автором которых стала балетмейстер Елена Ноткина. Она же почти месяц работала с актерами над сценическим движением. В результате – маски порой походят на марионеток, настолько выверены их движения, но даже эта гипертрофированность смотрится уместно, органично вписываясь в общую стилистику спектакля.

RET_6001.jpg

Комедия дель арте подразумевает немало импровизации. Вряд ли артисты театра драмы используют экспромты, но текст и мизансцены часто бывают далеки от классических. То тут, то там по ходу пьесы выстреливают шутки из наших дней. Актеры, словно сбившись, забывают о слоге венецианской комедии и вплетают словечки и обороты из сегодня. Все это не мешает, напротив, позволяет публике увидеть: вот они люди, какие они были и есть. Впрочем, режиссер позволяет себе немало вольностей, иногда балансируя на грани треша. В его спектакле найдется место и капле эротики и даже элементам триллера для любителей садизма.

2229

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • ххх
    12 апр. 2014 г., 15:05:35
    Ответить
    У нас комедиантов и в жизни хватает, например послушать тетю И.Фарион или тетю В.Новодворскую, хотя больше жалко их, чем смешно...
  • Ну-ну
    12 апр. 2014 г., 15:05:49
    Ответить
    "В его спектакле найдется место и капле эротики ..."
    Опять секс на рояле?
    • Легионер
      12 апр. 2014 г., 15:26:48
      Ответить
      секс на рояле - это не эротика.
    • мировой пуд
      12 апр. 2014 г., 15:57:26
      Ответить
      опять он,
      Александр Щегалев, лже борец за нравственность и политический импотент
      ждем иск по неосторожно задранной ноге балерины, оскорбившей вкус мецената
      • )))
        12 апр. 2014 г., 16:05:53
        Ответить
        А вот и не угадал!!!
  • изя шкипер сон
    13 апр. 2014 г., 0:35:37
    Ответить
    Машенька, те молодец!Радость,Солнышко ты наше! Пусть мечтают маньяки на острее Отаке....
    Отправлено из мобильной версии
  • Герцман М. Л.
    13 апр. 2014 г., 9:25:52
    Ответить
    Спектакль превосходный! От всей души поздравляю постановщиков и артистов. Это настоящая комедия del arte! Я получил ОГРОМНОЕ (что бывает не так уж часто) удовольствие. Ну, разве что, музыка могла быть подобрана и поярче. Но здесь, возможно, я придираюсь..
  • 08
    14 апр. 2014 г., 6:04:35
    Ответить
    Суперррр!!!
    Молодцы ребята!!!!!
    Отправлено из мобильной версии
  • Док
    15 апр. 2014 г., 18:29:18
    Ответить
    Спектакль отличный.М.Липин -лучший!