Местные товаропроизводители за одним столом встретились с руководством торговых сетей
На рабочем совещании при фракции «Единой России» обсудили продвижение продукции местных сельхозпроизводителей в розничных торговых сетях республики. Заседание за одном столом собрало представителей профильных министерств, муниципалитетов, крупнейших аграриев и торговых сетей республики. Представители АПК жаловались на жесткие требования торговцев к упаковке товара, а также на сложности в нахождении контакта с руководством федеральных сетей.
Фото Юрия Кабанцева
Как сообщила заместитель министра сельского хозяйства Надежда Потапова, в рамках проекта «Выбирай наше!» регулярно проводятся различные мониторинги как со стороны производителей, так и со стороны торговых сетей. Сегодня на прилавках крупных торговых сетей доля местной продукции составляет 20-25%, однако работа по увеличению этой цифры не прекращается. Сейчас в рамках программы проводятся дополнительные маркетинговые разработки, которые покажут, сколько и какого товара может быть реализовано в республике, а также конкретную географию потребностей. Также в планах заняться разработкой дисконтных программ, для чего будут определены нижний предел цены и конкурентные преимущества. По словам заместителя министра, продукция местных производителей в любом случае будет позиционироваться за счет высокого качества и коротких сроков реализации.
Также Надежда Потапова отметила, что в целом по республике крупными сетями являются «Ассорти», «Магнит»» и несколько сетевых магазинов в Ухте, а федеральные сети представлены отдельными торговыми комплексами и влияют на ситуацию только в пределах Сыктывкара, но не всей республики.
Руководитель ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» Николай Черный рассказал, что через оптовых покупателей, в частности «Ассорти», реализуется лишь 15% их продукции. Налажена работа с «Лентой», с «О'КЕЙ» заключить договор о сотрудничестве пока не удалось. В этом году птицефабрика планирует заняться расширением торговых сетей самостоятельно: торговые точки появятся в Эжве, Сосногорске, недавно было куплено помещение в Воркуте, строится магазин в Усинске.
- Это не новость, что, кроме нас, аналогичную продукцию в охлажденном виде поставить никто не может. По ГОСТу срок реализации тушки пять суток. И чуда не бывает, чтобы срок вдруг стал семь суток, для этого надо что-то сделать: закрыть и упаковать газом, либо накачать тушку, а это дает и увеличение срока, и увеличение массы птицы, - описал технологии не республиканских производителей руководитель птицефабрики.
Генеральный директор ООО «Пригородный» Геннадий Низовцев поведал о собственном опыте работы с торговыми сетями, где реализуется чуть более половины продукции: наиболее активно они сотрудничают с «Ассорти», куда уходит 18% молока и 36% овощей. В целом по сетям – молочная продукция расходится на 30%, овощи – на 53%. Сейчас продукты «Пригородного» продаются в «О'КЕЙ», «Ленте». Сложности с реализацией молока и молочной продукции связаны с тем, что торговые сети требуют товар в твердой упаковке, для чего предприятию нужен новый цех.
- Наша молочная продукция котируется, уходит, ее даже не хватает, не хватает сырья. Но мы обречены на работу с сетями. А там очень жесткие договоры по поставкам, где все определено по минутам, по объемам, по упаковке - все очень четко, и мы видим над чем нужно работать, - добавил он.
Аналогичные сложности испытывает и предприятие по переработке рыбы «Путина».
- Требования торговых сетей идут впереди того, что мы можем на сегодняшний день дать. Надо подтягиваться, потому что с чужим самоваром в монастырь не идут. Основной момент, по которому сложно договориться, — это соответствие цены и качества. Но зачастую передовые технологии позволяют из одного килограмма семги сделать кило двести. Конечно, в данном случае цена будет заведомо ниже, и везти продукт можно хоть из Москвы, хоть из Санкт-Петербурга, - посетовал руководитель «Путины» Алексей Кретов, добавив, что в этом году они также собираются заняться развитием своей торговой сети.
Юрий Ермолаев, гендиректор компании по производству куриного яйца «Центр делового сотрудничества РК» обозначил свои претензии к представителям федеральных сетей, на полки которых яйцо от производителей из Коми, если и попадает, то по очень сложной схеме. Проблема в том, что логистические центры федералов, в частности «Магнита», находятся за пределами республики — в Казани и Ижевске. То есть товары из Коми должны проехать сотни километров, вернуться назад в Коми и только потом попасть на прилавки магазинов. Такая логистическая схема губительна для тех, кто производит продукты с коротким сроком годности, к примеру, диетические яйца. Кроме того, по словам Юрия Ермолаева, торговые сети долго согласовывают цены, особенно если это касается их повышения. Еще одна проблема: во время пиковых периодов — перед Новым годом или Пасхой - даже с учетом соблюдения требований гарантийных писем, где объемы поставок от местных производителей строго оговариваются, торговцы выставляют на продажу продукцию из соседних регионов.
Заместитель министра экономического развития Галина Жукова сообщила, что практически всю торговлю в республике по закону можно считать торговой сетью, поскольку по нынешнему законодательству торговой сетью считается любая компания, имеющая более двух торговых точек. Разумеется, не приходится и говорить о единых правилах игры для всех продавцов, кроме того, каждая крупная торговая сеть работает с учетом своей политики под определенный сегмент покупателей.
По словам исполнительного директора ЗАО «Ассорти» Максима Маркушева, у компании есть потребность в недешевом качественном продукте. Сейчас в магазинах пересматривается внутренняя навигация, которая позволит покупателю более четко видеть товары местного производителя, помеченные логотипом «Выбирай наше!», однако если будет введена программа, предусматривающая взимание денег за использование этого знака, исполнительный директор пообещал убрать с прилавков все наклейки.
- Если в рамках программы «Выбирай наше!» вы хотите презентовать качественных, прогрессивных производителей на наших полках, то стимулы могут быть применены совершенно иные, - заключил он.
Директор торгового комплекса «О'КЕЙ» Александр Сидненко отметил, что работают они в Сыктывкаре всего три месяца, и, так как сеть заинтересована в продуктах качества ультра-фреш, сотрудничество с местными производителями налаживаться будет.
Менеджер отдела закупок сыктывкарского филиала ЗАО «Тандер» («Магнит») пояснила, что их сеть позиционируется как магазин шаговой доступности с низкими ценами. Все поставки сухого ассортимента, в том числе и яйца, согласовываются в центральном офисе. Прийти к консенсусу с местными производителями можно, но только в том случае, если будет найден компромисс в цене. В качестве удачного примера она привела ситуацию с птицефабрикой «Зеленецкая» — после долгих согласований головная компания разрешила в тестовом режиме торговать колбасой местного производителя. Относительно ассортимента менеджер также отметила, что в сети существует определенный лимит позиций, которые могут быть одновременно выставлены на полки.
Депутат Госсовета Людмила Афанасьева решила поделиться своими соображениями с позиции рядового потребителя, отметив, что проекту не хватает политической воли и патриотизма, а продавцам - желания работать для жителей той республики, в которой мы живем.
- Вы должны учитывать интересы людей, для которых вы работаете. К примеру, на встречах с депутатами люди просят открыть ярмарку выходного дня в Орбите и отстоять рынок. Я сама 30 лет живу по одному адресу, а с тех пор как вместо прежних магазинов появились «Ассорти» и «Магнит», я не могу найти того, что нужно. Нашу продукцию купить очень трудно. Вот, к примеру, Юрий Владимирович («Центр делового сотрудничества РК»), очень трудно купить ваше яйцо. То яйцо, что в «Магните» продается, можно положить разве что в тесто, оно какое-то не очень живое, - пожаловалась депутат.
Идейные пути повышения продаж местной продукции чисто экономическим аспектом развеял Максим Маркушев.
- Рынок расставляет приоритеты. Патриотизмом здесь ничего не решишь. Покупатель выбирает рублем. Если мы хотим видеть местного производителя на полке, то мы должны совершенно четко понимать, что это не может и не должен быть дешевый товар. Это сегмент цены «средний» или «средний плюс», потому что у местных производителей сложные условия производства. К примеру, наш покупатель — это женщина от 33-35 лет, у нее не так все плохо в жизни, то есть она кроме постоянного приобретения может позволить себе, условно говоря, раз в месяц купить пылесос. Не самый бедный покупатель. А в республике покупатель все-таки голосует рублем. У нас доля акционных товаров очень велика, а фермерские товары, товары категории «фрэш» не могут стоить дешево, - заключил исполнительный директор.
Комментарии (43)
правительство Медведева ДА в отставку !
А теперь про ассорти серьезно. Вся местная продукция в Ассорти стоит дороже процентов на 15 и выше чем у конкурентов. Достаточно зайти и сравнить. В Ассорти бываю каждый день и вижу это безобразие!!!
Банка! шо ж ты с людями делаешь?!! пацсталом!!! ))))))))))))) до утра вылезти! фильтруй депутатов-то! базар их в смысле.