Вячеслав Майсерик: «Село было и остается островком духовности, на котором держится культура»
Ежегодно в начале июля в старинном коми селе – Выльгорте - проходит традиционный межрегиональный фестиваль исполнителей народной песни «Завалинка», на который съезжаются гости со всех уголков России и других стран. В этом году «Завалинка» станет седьмой по счету. Участники фестиваля - коллективы из Марий Эл, Татарстана, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Коми, Ярославской, Саратовской, Кировской, Липецкой, Вологодской, Ленинградской областей, Польши и Финляндии. В преддверии фестиваля БНКоми представляет интервью с директором Коми республиканской филармонии Вячеславом Майсериком, в котором он представил свой профессиональный взгляд на музыкальный праздник.
Вячеслав Майсерик. Фото Юрия Кабанцева
- Вячеслав Степанович, фестиваль подобного уровня, где участвуют коллективы не только из России, но и из других стран, на ваш взгляд, имеет какие-либо особенности?
- Безусловно. Во-первых, я не могу вспомнить ни одного подобного мероприятия, проходящего в нашей республике. И потом «Завалинка» - это международный фестиваль. Подобного не было и раньше, даже в былые годы, когда таким вещам уделялось гораздо больше внимания.
Во-вторых, с каждым годом расширяется не только география участников, но и их число. Стало быть, это становится неким нашим республиканским брендом. В этом году, насколько мне известно, приедут 40 коллективов и более 700 артистов. Для многих гостей участие в «Завалинке» - это не только способ донести свое творчество до новых слушателей и зрителей. Это еще и прекрасная возможность познакомиться с нашей республикой. Узнать ее историю, обычаи, полюбоваться нашими красотами и пообщаться со своими коллегами. Зачастую мнение о нашем крае у гостей складывается как раз из таких вот коротких, но запоминающихся поездок. Насколько я знаю, впечатления самые хорошие. Людям есть что вспомнить и рассказать у себя дома о Коми. И не только потому, что подобных конкурсов сегодня очень мало. А еще и потому, что «Завалинка» прекрасно организована в профессиональном плане. Продуманный сценарий, хороший звук на сцене, возможность подготовиться к выступлению, отсутствие суеты, гостеприимство сыктывдинцев. Все это повод для гордости.
- Вы были в числе одного из первых организаторов «Завалинки»...
- Нет, это не совсем так. Организатор и инициатор этого фестиваля - глава Сыктывдинского района Артур Рудольф. Он придумал провести этот новый для республики музыкальный праздник, и именно он положил начало набирающему свою мощь творческому проекту, в котором теперь участвуют и иностранные коллективы. Я помогал в организационном плане при проведении первого конкурса. Тогда многие с недоверием отнеслись к тому, что в будущем это может стать заметным событием в культурной жизни Коми. Но Рудольф опять оказался прав...
- Можно ли рассматривать Выльгорт как пример для подражания в плане культурного возрождения села?
- Конечно! Без всякой натяжки и громких слов. Да, сегодня это сложно, так как на такие замыслы и их воплощение нужны деньги. Но раз это делают в Выльгорте, значит, это можно провести и в любом другом селе или городе. Стало быть, помимо денег, необходимо и желание тех, от кого зависит принятие подобных решений.
Село было и остается тем островком духовности, на котором держится культура большой страны. Не случайно творчество многих композиторов - и классиков, и новаторов, берет свое начало в первую очередь в народных мотивах и сюжетах и в большинстве случаев обращено к фольклору. Оно в той или иной мере является производным от народной культуры. Вспомните музыку Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, песни Шаляпина – это именно то, о чем мы сейчас говорим. Фестивали народной песни, независимо от их статуса - редкая возможность в наше время вспомнить о своих истоках и подумать о будущем страны. Не случайно глава Сыктывдина в центре Выльгорта установил памятник коми мастеру народных музыкальных инструментов Семену Налимову. Это все взаимосвязано.
- Как бы вы оценили профессиональную подготовку артистов, 99 процентов которых вовсе не профессионалы?
- Должен заметить, что отсутствие диплома выпускника консерватории - это вовсе не повод, чтобы усомниться в творческих способностях человека. Примеров тому масса. А потом, на «Завалинку» приезжают не просто те, кто вдруг решил участвовать в ней. Все коллективы проходят предварительный строгий творческий отбор. Они же ведь представляют какую-то область страны. Так что кто попало сюда не приедет. Да, по статусу эти коллективы не являются профессиональными, но, поверьте мне, энергии и таланта там зачастую не меньше, чем у тех, кто считается «профи». Люди готовятся заранее, для них такие конкурсы – это, как я уже сказал, не только творческое состязание, но и редкая возможность самовыражения. Для творческого человека эта возможность может быть даже важнее. И потом не забывайте, что многие настоящие и известные нам артисты вышли как раз из коллективов городских и районных домов культуры.
- Почему на ваш взгляд сегодня утрачивается интерес к народному творчеству?
- Нет какой-то одной причины. Возможность интерактивного общения внесла изменения и в привычные для нас области нашего быта и сознания. И потом, слабое финансирование нашей культуры, которое мы имеем сегодня, не может не сказаться безболезненно. Мы забываем о воспитании нашего подрастающего и уже подросшего поколения. Всё это отодвигает интерес к народному творчеству на задний план.
Эта проблема и ее надо решать. Сегодня об этом много говорят, но, к сожалению, гораздо меньше делают. А сыктывдинская «Завалинка» - яркий и убедительный пример того, что мы помним о своих истоках. Помним и пропагандируем. Это, кстати сказать, еще и эффективный воспитательный момент. Поколение, которое с детства слышит народную музыку и песни, не может вырасти духовно пустым. И наоборот. Кто сегодня может похвастаться подобными проектами? Уверяю вас, даже в крупных и благополучных регионах нашей страны подобные мероприятия единичны. Насколько я знаю, даже финансирование «Завалинки» лишь частично проводится из федерального бюджета, да и то только с прошлого года. Все средства поступали и поступают от спонсоров. Хороший пример меценатства.
А если вспомнить, что «Завалинка» появилась не по указке сверху, а благодаря главе района Артуру Рудольфу, то это приобретает еще более глубокий смысл. Вот перед нами простой пример того, когда чиновник сам делает то, что он делать в принципе и не должен. Не должен, но делает. Это идет из глубины души. Мне кажется, что здесь не только понимание необходимости, но и искреннее желание достучаться до наших с вами сердец. В финансовом плане фестиваль не приносит никакой прибыли, наоборот - лишние заботы для администрации района и для тех, кто его проводит. Но есть вещи, которые не надо мерить деньгами. И «Завалинка» - именно этот случай. Повторюсь, случай, к сожалению сегодня редкий.
- Артур Рудольф не перестает повторять, что народная культура первична. И никакие суперсовременные информационные технологии общения и развлечений никогда не заменят народное творчество и потребность в этом самовыражении...
- Абсолютно согласен с этим высказыванием! Если мы сохраним свою культуру, свой фольклор, мы сможем жить и, самое главное, мы сможем развиваться как нация. Мы сможем жить наполненной и осмысленной жизнью. Сыктывдинская «Завалинка» - одна из тех опорных точек нашего развития. И если подобных точек в нашей жизни будет больше, то и надежд на наше будущее, и самое главное - на будущее наших детей - тоже будет больше.
Вадим Гранитов
Комментарии (10)
а вот город, особенно ваш Сыктывкар - центр бездуховности, коррупции, П Е Д О Р А С Т И И и стяжательства.
они не понимают, что все это отразится на их детях. да и на них самих, конечно, тоже.
ментовско-прокурорско-судейских шаромыг к ответу перед народом.
"завалинка" - действительно - уникальная вещь. Уважение людям, которые её организуют и проводят. Больше бы таких энтузиастов- глядишь, меньше бы пьющих было. Кстати, кто не верит в это - сходите на "завалинку", посмотрите. Так здорово!
Знаю Майсерика, скромный интелегентный мужчина.
А Вам бы следовало у него поучится.