content/news/images/79970/IMG_7385_mainPhoto_mainPhoto.jpg
11:00, 10.06.2018 / ОБЩЕСТВО

«Сыщики земли Зырянской»: «Следы вели в подвал»

Агентство БНК совместно с автором не имеющего аналогов в России издания «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым к 100-летию уголовного розыска представляет живые истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в Коми. Каждое воскресенье БНК публикует по одной истории «Сыщиков», как изданных, так и готовящихся к выходу в свет. Сегодня мы представляем историю о том, как новичок угрозыска раскрыл преступление в течение часа.

«Сыщики земли Зырянской»: «Следы вели в подвал»
Фото Марии Шумейко

В октябре 1974 года в Сыктывкарское отделение уголовного розыска поступил на службу лейтенант Иван Шевченко. В Коми он прибыл после окончания Саратовской школы мили­ции. Сегодняшняя публикация – о его первом лично раскрытом преступлении.

Гарант спокойствия

Уже через два месяца Шевченко получил прозвище Тихий: так повелось, что смены, на которые приходилось его дежурство, оказывались спокойными. Преступления в такие дни если и были, то уже на следующее утро раскрывались. Сыщики шутили: если дежурит Тихий, город спит спокойно.

В середине декабря 1976 года инспектор уголовного розыска Иван Шевченко заступил на дежурство в оперативную группу. За смену наряды патрульно-постовой службы несколько раз выезжали по семейным вызовам, в одном из автобусов пассажиры задержали карманного вора, ранее судимый гражданин пытался вынести из магазина две плитки шоколада. Как говорится, ничего из ряда вон выходящего, обычное «тихое» дежурство.

После полуночи Шевченко прилёг у себя в кабинете на трёх приставленных стульях и сразу заснул. Разбудил его телефонный звонок: дежурный сообщил, что совершена кража из магазина, нужно выехать. Опер взглянул на часы: было пять часов утра, за окном – кро­мешная тьма. В дежурке сыщика уже ждали следователь, кинолог со служебной собакой и эксперт-криминалист. Дежурный рассказал, что позвонил мужчина, который сообщил, что во время утренней пробежки увидел во дворе открытые нараспашку двери за­пасного входа в магазин «Дары природы» (сейчас магазин «Инструмент», что на углу улиц Советской и Куратова). Подойдя ближе, заметил, что и вторые двери, ведущие непосредственно в торговый зал, тоже открыты.

1.png

Заречный след

В считанные минуты оперативно-следственная группа была на месте происшествия – магазин находился в одном квартале от отдела милиции. Перед милиционерами предстала следующая картина: в торговом зале по всему полу валялись бутылки с лимонадом и мине­ральной водой, коробки с конфетами, тут же – пустые ящики из-под спиртного. Через пол­часа в магазин были доставлены заведующая и два продавца. По их словам, из зала были похищены два ящика коньяка, четыре коробки шоколада, различные конфеты россыпью, лимонад «Буратино», минеральная вода. Складывалось впечатление, что кража – дело рук несовершеннолетних.

Служебно-розыскная собака по кличке Дон взяла след, и Шевченко вслед за кинологом выбежал из магазина. Дон уверенно шёл по следу, вначале выведя милиционеров на улицу Куратова, после чего устремился на улицу Кирова, спустился к речному вокзалу на Сысоле, а затем привёл милиционеров к ледовой переправе в посёлок Заречье. Здесь собака след по­теряла, что было немудрено: по переправе день и ночь ездил автотранспорт, ходили люди.

На пройденном маршруте милиционеры нашли плитку шоколада и несколько конфет. Сыщик с кинологом сделали вывод: преступники с похищенным ушли в сторону Заречья. Все обстоятельства указывали на то, что воров нужно искать именно там. Шевченко отпу­стил кинолога и отправился в магазин.

По логике преступников

Поднимаясь в гору от реки, опер подумал, что они с кинологом могли пойти по ложному следу. Ведь если кражу совершили подростки, то они вряд ли пошли бы пешком в Заречье с ящиками на плечах. А если бы у них был транспорт, то у магазина остались бы следы про­текторов автомобиля или мотоцикла.

Подходя к перекрёстку улиц Кирова и Куратова, Шевченко остановился возле деревян­ного здания судебно-медицинской экспертизы. Здесь подумал: а что сделал бы он, окажись на месте преступников? Стал осматриваться, поискал место, где можно было бы на время спрятать ящики. Взгляд упал на дом № 46 по улице Кирова – это была новая кирпичная пятиэтажка. Мелькнула мысль: подвалы дома – идеальное место для сокрытия ворованного!

Обходя здание со стороны улицы Кирова, Шевченко заметил, что все слуховые окна под­вала заколочены и запорошены снегом, но одно открыто и к нему ведёт цепочка следов. Опер заглянул внутрь, но ничего не увидел: было темно. Сыщик решил подвал осмотреть.

С трудом протиснувшись в окно (оперативник был худощавого телосложения, ро­стом всего метр шестьдесят), лейтенант оказался в кромешной темноте, луч фонарика с тру­дом пробивал её.

«Смотрящий» по подвалу

Schevchenko_sledy-vedut-v-podval.png

На всякий случай сыщик вынул пистолет, дослал патрон в патронник и стал осматривать подвал. В глубине его он разглядел столик, возле него стояли бочки, валялись ящики, хлам. Он направился к ящикам, но что-то привлекло его внимание чуть в стороне, где угадывалась ниша, куда свет от фонарика не попадал. Лейтенант уже почти подо­шёл к ней, как вдруг что-то подсказало ему: стой! Стараясь не шуметь, опер боком двинулся к нише.

Луч фонарика выхватил из тьмы бородатого мужика под два метра ростом, в руках у него был топор. Свет ослепил громилу, и тот несколько секунд жмурился, пытаясь разглядеть об­ладателя фонарика. Увидев наведённый на него пистолет, бородач тихо вымолвил: «Ты кто?» «Смерть твоя!» – так же негромко ответил опер.

Их разделяло метра два, сыщик понял, что выстрелит он быстрее, чем незнакомец под­нимет топор. «Брось топор: уголовный розыск!» – почти шёпотом приказал опер. Бородач аккуратно опустил топор на землю и поднял руки вверх: «Не стреляй, мент, сдаюсь!». Сыщик понял, что перед ним обыкновенный бомж: от него резко несло перегаром и давно немытым телом, руки тряслись. С трудом подбирая слова, бомж приглушённым голосом сообщил, что он «смотрящий» по подвалу, а в глубине его спят трое подростков, которые ограбили мага­зин. Сказал также, что похищенное здесь, в подвале.

Шевченко снятым с себя шарфом связал руки бомжа и вывел его на улицу.

Через несколько минут оперативник с задержанным были в милиции. Оперативный де­журный, увидев приведённого бомжа, удивлённо спросил: «Лейтенант, ты же должен быть на краже? И что это за бомж?». Когда сыщик сообщил, что кражу он практически раскрыл, никто из присутствующих в дежурной части милиционеров просто не поверил ему.

Шевченко попросил дежурного поднять оперов из отделения по делам несовершеннолет­них – Геннадия Палевича, Виктора Зленко, Владимира Золотухина, и уже через полчаса они вчетвером были в подвале. В дальнем углу на трубах спали трое подростков, тут же стояли ящики с похищенным из магазина коньяком, коробки с шоколадом, бутылки с лимонадом и минералкой. Опера с трудом растолкали спящих пацанов: как потом выяснилось, на чет­верых, включая бомжа, те выпили шесть бутылок марочного коньяка!

К девяти утра следователь Валентин Чепурнов допросил всех доставленных. Выяснилось, что в подвале на улице Кирова уже около месяца жили неоднократно судимый, в том числе за убий­ства, Виталий Комаров и трое подростков, сбежавших от родителей. Комаров давно приметил, что у магазина «Дары природы» двери запасного выхода довольно хлипкие, и уговорил подрост­ков на кражу. В течение получаса они ночью взломали двери, продукты перенесли в подвал, а чтобы пустить милицию по ложному следу, разбросали конфеты по дороге к Сысоле.

Утром на оперативном совещании начальник ОВД Лев Сохно поблагодарил сыщиков за раскрытие кражи по горячим следам, а Шевченко персонально пожал руку и спросил, как тому удалось так быстро выйти на преступников. Ответ опера был краток: «Интуиция».

Признание через годы

Говорят, гора с горой не сходятся, а человек с человеком – обязательно сойдутся. Спустя время, уже майор милиции Шевченко случайно встретил в городе Виталия Комарова, который поздоровался с ним и сказал, что не держит обиды: честных ментов он уважает. А ещё доба­вил, что тогда, в подвале, если бы опер не обернулся, он бы, не задумываясь, убил его. Труп закопал бы тут же в подвале, и никто никогда бы его не нашёл: пропал опер, и всё.

Предыдущие истории «сыщиков»:

Операция «Глория»

Анапский пленник

Ираельский мясник

Связанные одной кровью

Воргашорская трагедия

По следам Кочпонского маньяка

Одним духом с Лешим

Первое дело сыщика Забоева

Под жалом «Кобры»

По версии Зленко

Операция «Риэлтор»

Китайский ребус

Шубное дело в «Востоке»

Из жизни начальника уголовного розыска

Деньги исчезают в полдень

Карабины и Олимпиада-80

Прощальная «гастроль»

Тайна белого «Мерседеса»

Живым не брать

4268

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • 11
    10 июня 2018 г., 11:57:01
    Ответить
    Патрульно постовая служба образовалась в 1979 году. В 1976 ее не было. Автор, если пишете книгу, то уточняйте детали.
  • Я так понимаю
    10 июня 2018 г., 16:03:20
    Ответить
    поджег Пассажа в Ухте
    раскрывали ППСники
  • борис
    10 июня 2018 г., 22:46:42
    Ответить
    по теме
    я очень много лет проработал в оуре именя удивляет пассивность сыщиков на многочисленные пустышки якобы писателя пообщайтесь с забоевым
    • Кот
      11 июня 2018 г., 9:38:59
      Ответить
      Про Комышева пусть напишет.Вот кто был опером с большой буквы!