Ректор Коми государственного педагогического института Валерьян Исаков: «Хотим потерять все? Тогда давайте объединяться!»
Ректор КГПИ Валерьян Исаков, отвечая на "Вопрос с пристрастием" рассказал, что покинул бы свое место хоть сейчас, если бы объединение вузов республики было полезным.
Валерьян Исаков готов уйти в любой момент, была бы от этого польза пединституту. Фото Николая Антоновского
- О том, что в Коми хотят оставить только два вуза, общественность узнала в конце марта. Вы шли на заседание совета ректоров, уже зная о планах по объединению?
- Эта идея уже долго витала в воздухе. Я, конечно, о ней знал. Но ведь прежде чем такое решение принимать, надо сначала все проанализировать. Сейчас идут разговоры, что, мол, вопреки «очевидной необходимости объединения» ректор КГПИ выступает против. Но кем доказано, что объединение очевидно и необходимо?
- Вам идея объединения вузов не нравится категорически?
- Любой шаг в данном направлении может быть сделан только в случае, когда он приводит к реальным улучшениям. Я больше сорока лет своей жизни отдал педагогическому образованию, понимаю его задачи и проблемы, понимаю проблемы школы. И если вы имеете в виду слияние с университетом, то уверен, что ни о каком улучшении качества подготовки учителей здесь речи быть не может.
- Вы думаете, что после объединения проблемы вуза не разрешатся?
- А какие такие проблемы у пединститута? Их нет или они надуманы. Вы думаете, если педагогическая структура будет существовать в рамках классического университета, то у нее будет, например, лучше финансирование? Нет, конечно. Опыт других регионов, где такое объединение уже произошло, это доказывает. Мы не богаты, но все имеющиеся средства вкладываем именно в педагогическое образование. А если оно станет лишь одним из большого количества различных направлений, то зачем прагматичному руководству вуза развивать его? Ведь прибыли оно фактически не приносит, только расходы.
И еще. У нас сейчас работают 7 докторов и около 50 кандидатов педагогических или психологических наук. Есть богатый опыт и научно-методические школы. Мы реально придерживаемся принципа «качество образования через инновации». Хотим потерять все это? Тогда, конечно, давайте объединяться и преодолевать демографическую яму, сокращая прием за счет педагогов. А то, что как раз педработников и не хватает в республике, что в будущем их нужно будет еще больше, какая нам разница!
- Еще в 2008 году президент Медведев сказал, что реформа вузов нужна, а Вячеслав Гайзер на совете ректоров отметил, что если ничего не делать, то система высшего образования в Коми «имеет все шансы скончаться». С этими людьми можно спорить?
- Реформа высшего образования действительно нужна. Многое в нем стало недостаточно современным, даже липовым. Надо пересмотреть содержание, технологии и условия. Что касается высказывания Вячеслава Михайловича, мне трудно судить, на основании чего он так сказал. Конечно, при желании могут поставить региональные вузы перед неразрешимыми проблемами, особенно финансовыми. Но я уверен, что этого не будет, что здравый смысл не позволит высшему образованию в каком-то регионе исчезнуть совсем.
- Министр образования Коми предлагает из двадцати двух вузов оставить только два. По-вашему, этого будет мало?
- Для начала, 22 вуза – это слишком громко сказано. На самом деле у нас всего 4 настоящих федеральных вуза: КГПИ, СГУ, УГТУ и СЛИ – пусть это и филиал. Да еще Воркутинский горный и Сыктывкарский филиал Кировской медакадемии. Согласитесь, это немного для миллионной республики. В этих вузах и нужно готовить кадры для всех отраслей хозяйства. В каких и какие именно, я сейчас не могу сказать. Надо обсудить, расписать все специальности, направления, посмотреть, какой прием, в каких условиях ведется подготовка, а потом уже решать.
- На одной из пресс-конференций вы упомянули слово «рейдерство» в контексте возможного слияния КГПИ и СГУ. Вы имели в виду что-то криминальное?
- Я так и знал, что будет этот вопрос. Ничего криминального я, конечно, не имел в виду. Это была метафора, и я говорил достаточно мягко. А сказал именно таким образом потому, что на моей памяти проректора и ректора сейчас идет уже пятая попытка слияния. Каждый раз, как только чуть появляется такая возможность, как только возникают какие-то разговоры о финансовых трудностях, сразу же у СГУ возникает идея вобрать в себя КГПИ.
- А если бы все было наоборот: под крылом КГПИ предложили объединить СГУ и другие вузы, вы реагировали бы иначе?
- Это тоже будет нехорошо. Мы работаем в своей нише, никому не мешаем, дорогу не перекрываем. Но уж если говорить о вариантах объединения, то все, что готовится для работы в системе дошкольного и общего образования, нужно бы соединить или скоординировать в одном вузе, и именно в педагогическом. И подготовку учителей химии, истории, которая в 1972 году была передана в СГУ из пединститута, и повышение квалификации, и переподготовку педагогических кадров, которым сейчас занимается КРИРО и ПК. Можно включить и педагогические колледжи.
- Реформа спускается сверху, из Москвы. Вам не кажется, что все уже изначально решено?
- Знаете, сейчас там тоже ищут наилучшие пути. Например, служебная записка Николая Булаева - бывшего руководителя Федерального агентства по образованию, с которой фактически и начался весь этот сыр-бор, до сих пор не принята, а только обсуждается. Сегодня цель – сделать российскую систему образования конкурентоспособной и готовить кадры, соответствующие развивающемуся обществу. А будем торопиться с реформами по чьим-то спешным желаниям, наломаем дров.
- Тема объединения вузов затрагивает вопрос вашего рабочего места?
- Да хоть сегодня согласился бы уйти, если бы ликвидация пединститута была полезной! Почему-то считают, что я держусь за кресло из меркантильных интересов. Слышал это не единожды и от разных людей. Да, бог мой, я на второй срок ректорства пошел только потому, что меня коллектив поддержал в уверенности, что институт под моим руководством сможет продолжать развивать педагогическое образование в интересах республики, несмотря на все вот такие, как сейчас, смутные времена. Знаю, что не только наши преподаватели, но даже технические работники болеют за интересы школы. Потому и не ухожу.
Беседовала Татьяна БОРИЧЕВСКАЯ
Комментарии (43)
Ответ. В милиции, где угодно, но не в школе.
А слияние с педколледжами, КРИРО и ПК это здорово. Можно еще с академией госслужбы.
а исаков за место держится. вон как испугался то бедненький. отмазки придумывать стал.
Исаков действительно вкладывает деньги в образование, поддерживает педсостав, то и до сих пор с советскими оконными рамами живут и особо не заморачиваются -как выглядит здание снаружи - подлатали чуток и ладно! Респект Исакову!
1. причем здесь ВУЗ? ВУЗ готовит кадры, а вот как страна распоряжается ими - задайте вопрос кому-нибудь другому.
2. а где работают выпускники СГУ? работают экономистами, менеджерами, психологами, юристами, работниками соц. служб, химиками, биологами, филологами, в конце концов???
У сторонников объединения демагогия налицо
3. продавцами в магазинах, охранниками, менеджерами по рекламе, никем, официантами, барменами, стриптизерами, в сетевом маркетинге, в банях и саунах.
А причем здесь вуз??? Вуз готовит кадры. И все)))
Хотя, если вы у нас его заберете...
Но в матерной лекиске познания хорошие....!!!
Таких учителей, закончивших педвуз, надо бы на пушечный выстрел к школе не подпускать!
Причина исключительно финансовая.
Депутаты ГД от ЕР уже разработали и приняли свои большинством закон о платном среднем образовании в РФ в качестве альтернативы государственному, т.е. (почти) бесплатному.
Объединение вузов - лишь элемент сокращения госфинансирования высшего образования.
Государству с таким менеджментом и не может быть хорошо.
У государственной власти отсутствует стратегия развития, потому и развития как такового нет.
Президент во всеуслышание соглашался с посылами министра финансов на мировые цены на энергоресурсы, следовательно - все "государственные" "проекты" по экономическому оздоровлению обречены, их ждет та же судьба, что постигла тихо почившие в бозе приоритетные национальные проекты.
Закрыть КГПИ, в конце-концов, просто неумно. Да и не будет этого. Я уверена.
С вузами поступят, думаю, тоже по американо-английскому образцу: сольют, поделят на структурки, включат в их число и нынешние техникумы/колледжи/училища и будут говорить о принципиальном совершенствовании системы высшего образования в соответствии с требованиями времени.
Потеря налаженной годами, если не веками системы подготовки профессиональных кадров - ничто по сравнению с потерей научной составляющей академических вузов.
Задачи власти сырьевого придатка Европы - наладить систему подготовки бессловесных исполнителей воли денежных мешков, которые сохранят российский паспорт до тех пор, пока не исчерпают все ресурсы.
Но один ректор КГПИ не сможет противостоять объединению ВУЗов. Только решительными коллективными действиями можно отстоять КГПИ.
Мне не понятно почему молчат студенты (сегодняшние и бывшие) и преподаватели. И, если штатные ФНПРовские профсоюзы студентов и преподавателей не способны повести за собой коллектив на борьбу за спасение КГПИ, то необходимо создать из наиболее активных студентов и преподавателей Комитет спасения КГПИ, который должен организовать студентов и преподавателей на борьбу за спасение ВУЗа, вплоть до массовых забастовок и демонстраций. Только массовыми решительными действиями можно сохранить ВУЗ и заставить власти отступить.
Или есть другой путь? Может поскулить и в ножках поваляться у Медведева, Гайзера и едросов? Авось смилостивятся?
Да и участникам форума может поучаствовать в этом реальном деле? А то одна болтовня на форуме и ни какого полезного дела.
Молодец. Только ещё подальше погляди. И поближе к столицам. А ещё лучше в них и учиться.
Во-первых, если предлагается вакансия юриста, финансиста или менеджера, то будут писать "только не КГПИ"? Понятно, что нет, так как КГПИ таких просто не готовит.
Во-вторых, объявления типа "только не такой-то вуз" пишут, как правило, вузы-конкуренты.
В-третьих, хватит завидовать хозяйской хватке Задорожного. Не надо гордиться своими обветшалыми окнами, зарплату и т.п. выплачивают не за счет этих денег - это разные статьи расходов. У меня бы наоборот возник вопрос, если финансируются вузы при прочих равных условиях одинаково, то куда КГПИ дел деньги на ремонт?
В-четвертых, кричать, что мол сохраните КГПИ, т.к. у нас много всяких методических разработок и т.п. - это явная чушь. Вся эта макулатура моментально устаревает, а если есть адекватные люди, то они свои материалы сохранят независимо от названия (СГУ или КГПИ). Прямо Задорожный спит и видит, как придет на такую-то кафедру КГПИ после объединения и будет жечь, жечь, жечь методички. Вам самим не смешно?
А вообще, экономически КГПИ для СГУ - это дополнительное финансовое бремя: ничего, кроме дополнительных расходов в среднесрочной перспективе для СГУ объединение не даст.
КГПИ с точки зрения уровня образования - не хороший и не плохой. У него все болячки современного педагогического образования. К сожалению, жива еще в народе пословица "ума нет - иди в пед". Я нисколько не хочу обидеть учителей, просто пословица эта говорит об очень низком статусе учителя сегодня, поэтому и в педвузы (а не именно в КГПИ) поступают зачастую, потому что больше никуда не смогли.
В СГУ тоже свои проблемы, в том числе, с финансированием и с качеством образования, как и у всех региональных вузов. Ничем он от других таких же принципиально не отличается.
Исаков - точно не объективен. Это прослеживается в цитате, вынесенной в заголовок: "...потерять все...". Это очевидно чушь. Все что хочется сохранить, при грамотном подходе к объединению можно сохранить (вплоть до старых традиций, если таковые еще остались). Что можно потерять точно, так это одно - ректорство. Ну не может быть двух ректоров в одном вузе. Вывод один: Исков борется за сохранение лично своего статуса кво.
А сотрудники и выпускники КГПИ? Ну что ж, ясно, каждый кулик свое болото... А еще боязнь, что при объединении в кадровом смысле пострадают больше они, т.к. станут "чужаками" в новом вузе. Не бойтесь этого. После объединения такие вопросы быстро снимутся, притретесь.
А государство? Оно собственник, а значит само решит как ему оптимальнее управлять своим имуществом: в виде одного вуза или нескольких. И никакие "десятилетние традиции" в расчет браться не будут.
www.sgu.ru
Я там был 2 года назад. По своим интересам. Заезжал не надолго.
Ну так вот там ВСЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ==
ЗАКОНЧИЛИСЬ.
Именно те самые, о которых шум и идёт!!!
И СГУ это == Саратовский Государственный УНИВЕРСИТЕТ.
2. Университет от латинского universitas — совокупность (общность)
3. Институт от латинского institutum — установление (обычай)
Все могут найти сие даже в Wiki.
Повнимательнее присмотритесь к переводу.
Разницу между общностью и обычаем разумеете?
Общность - может быть временной. Например, общность интересов.
Обычай - это надолго. Например, обычай отмечать Новый Год.
Только вот общность имеет тенденцию когда то заканчиваться.
Например, общность интересов в дайвинге. Лет эдак в 60 уже не поныряешь.
А вот обычай отмечать Новый Год будет с Вами до гробовой доски.
Совокупность - сие есть множественность. Много чего.
Установление - сие есть статичность. Единственность.
Что объединяет все факультеты СыктГУ? Ничего. Кроме имени ВУЗа.
Что объединяет все факультеты КГПИ? Предмет. Педагогическая наука. Основа. Базис.