Ижемцы потребовали от парламента Коми повременить с принятием закона «Об оленеводстве»
Межрегиональное общественное движение коми-ижемцев «Изьватас» выступило с открытым обращением в адрес государственного совета Коми с требованием не принимать на завтрашнем заседании сессии закон «Об оленеводстве» в его нынешней редакции. Ижемцы потребовали учесть их права как оленеводов и доработать законопроект с учетом их предложений. БНКоми публикует текст обращения.
Николай Рочев заявил об интересах оленеводов. Фото Кирилла Затрутина
К ДЕПУТАТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Имея в виду, что коми-ижемцы – коренной оленеводческий народ по факту своей истории и истории России, а также в соответствии с международными правовыми документами в отношении коренных народов, мы считаем:
1. Коми-ижемцы в лице своего представительного органа МОД «Изьватас» имеют право быть полноправным участником разработки проекта республиканского закона «Об оленеводстве», так как закон прямо касается ключевого интереса ижемцев.
2. Принятие закона «Об оленеводстве» без одобрения со стороны МОД «Изьватас» нарушает ключевой интерес коми-ижемцев и является незаконным.
Коми-ижемцы как коренной оленеводческий народ сформировался в течение нескольких столетий на территории Архангельской губернии. Восприняв оленеводство от ненцев как способ жизнеобеспечения, предприниматели из числа ижемцев постепенно создали эффективную отрасль хозяйства, которая поставляла на рынок продукты оленеводства (мясо, консервы, шкуры, замшу и другие), а также пушнину, рыбу, масло, продукты переработки морского зверя. Олени позволили совершать невиданные по масштабам и расстояниям перевозки товаров из Зауралья, Большеземельской и Малоземельской тундр на европейский рынок России. Развитие экономики обеспечило относительно высокий уровень жизни населения, высокими были и темпы роста численности оленеводческого населения: темпы роста численности коми-ижемцев и ненцев в XIX – начале XX столетий составляли 1,2-1,3 раза за 10 лет, то есть более 10 раз за столетие. Исследователи отмечают высокий уровень здоровья оленеводов, наличие значительного числа долгожителей, большое количество детей в семьях. Средняя семья ижемцев в начале ХХ столетия состояла из 6-13 человек, наблюдались семьи из 70 членов.
Революционная жестокость, физическое уничтожение умелых и успешных организаторов хозяйства, разрушение системы жизнеобеспечения коми селений привели к вспышке инфекции в 1918 году, голоду в 1919 году и демографической катастрофе. Численность коми-ижемцев в 1920 году уменьшилась наполовину по сравнению с 1915 годом, при этом численность мужчин составила 44 % от уровня 1915 г, а женщин – 63 %. Теперь, после событий 1990–х, мы представляем силу лозунга «приватизации» чужой собственности. Можно представить себе, что творилось после революции и в 1920-е годы до полной национализации оленеводства в 1930-е годы. Современники характеризовали ситуацию как полный погром богатейшей части Печорского уезда Архангельской губернии.
В 1920-е годы вместе с созданием Коми области и включением в нее Большеземельской и значительной части Малоземельской тундр создается система туземных советов с полномочиями управлять тундрами, при этом тузсоветы подчиняются Архангельску. В тузсоветы коми-ижемцы не допущены и могут вести оленеводство практически на нелегальных условиях. В этот период власти Архангельской области проводят жестокую политику вытеснения коми-ижемцев из тундр: установление кордонов, постановление о выселении ижемских оленеводов с территории Канинской тундры, разорение острова Колгуева путем национализации и убоя оленей, ликвидация охранных мест для борьбы с эпизоотиями и др. Характерно, что несколько лет, начиная с 1920 г., население ижемских сел растет, а затем демографические показатели снова падают. С началом строительства Воркуты часть ижемских оленеводов вынужденно покидают свои села и переезжают в район Воркуты вслед за своими, но уже национализированными стадами.
Таким образом, включение коми-ижемцев в Коми область в 1921 году фактически явилось методом отчуждения их от ресурсной основы оленеводства – оленьих пастбищ. Было положено начало мифу, что ижемцы являются пришельцами в тундрах, а не сформировались как народ на территории Архангельской губернии, которая включала все европейские тундры России. С образованием Коми АССР в 1937 году тундры отошли в Ненецкий национальный округ, но к тому времени оленеводство было полностью национализировано и формально это никак не влияло на дальнейшее развитие оленеводства вплоть до развала СССР и создания законодательства, в котором оленеводство объявлено традиционным занятием коренных малочисленных народов Севера. В число КМНС коми-ижемцы не были включены, хотя в настоящее время они ничем не отличаются по социальным показателям от малочисленных народов.
На многие годы численность населения ижемских поселений практически стабилизировалась на уровне 1930 годов. А после развала СССР, который сопровождался денационализацией экономики, ижемские оленеводы не получили законодательных гарантий по восстановлению традиционной системы владения оленями, совхозы стали превращаться в частные предприятия, а оленеводы остались со статусом наемных рабочих. Альтернативная модель развития оленеводства в Коми не получила развития.
Каков же итог советского и постсоветского развития коми-ижемцев как народа? Демографические процессы – индикатор здоровья и качества жизни населения. Они показывают, что в XXI век ижемцы вошли с крайне неблагополучными показателями. Так смертность мужчин от самоубийств в Ижемском районе стабильно превышает 200 чел. на 100000., уровень смертности в молодых возрастных группах в 4 раза превышает данный показатель в городах республики, в 2-3 раза выше, чем в сельских районах с преимущественно русским населением. При этом смертность превышает рождаемость, то есть население численно вымирает.
Отметим, что смертность в соседнем Усть-Цилемском районе находится почти на уровне городов республики, при этом устьцилемы тоже коренные жители, но по их традиционному хозяйству, по счастью, не прошелся такой каток разрушения, они не испытывают давление языковой ассимиляции, пагубно влияющей на самосознание и социальную активность жителей национальных районов в Республике Коми.
Таким образом, без оленеводства не было бы коми-ижемцев. Оленеводство для ижемцев – это основа их адаптации к условиям Крайнего Севера, базис их материальной и духовной культуры. Восстановление контроля над своей системой оленеводства, над использованием пастбищ и оленей, развитие оленеводства, согласованное с выбором самих ижемцев, означает для них, как и других коренных оленеводческих народов Севера, сохранение непрерывности культуры, социальной и экономической основы их жизни.
Для современной России, с проблемой вымирания населения из-за низкой рождаемости, чрезвычайное значение имеет восстановление традиционных многопоколенных семей, укрепление их материальной основы – мелкотоварного производства. Этот процесс стихийно происходит в южных регионах России на основе развития сельских домохозяйств. Такие тенденции должны находить поддержку и в Республике Коми, прежде всего в сфере оленеводства. Оленеводство должно ориентироваться на домохозяйство, а не на получение максимальной прибыли за счет уменьшения численности наемных работников и экономии на социальных издержках.
Состояние оленеводов зависит от организации оленеводства, возможности пасти своих оленей на своей земле, пусть даже при объединении в кооператив, если нет альтернативы. Но их самочувствие зависит также от того, в каких условиях они живут. При мизерных доходах оленеводов принципиально важное значение имеют те льготы и привилегии, которые предоставляет федеральный центр и регионы оленеводам из числа малочисленных народов в части субсидирования строительства современного жилья.
Учитывая вышесказанное, мы предлагаем свои редакции в проект закона «Об оленеводстве» в Республике Коми и требуем отложить принятие закона до обсуждения его совместно с МОД «Изьватас».
В частности, мы считаем, что фиксация малочисленных этнических общностей в качестве субъектов традиционного природопользования (ст.72 Конституции РФ) не дает оснований властям Республики Коми оскорблять нас, обзывая в законе «другие этнические общности». Мы – не другие, а коренной оленеводческий народ, коми-ижемцы. То есть законодатель имеет право и должен в республиканском законе называть своими именами «этнические общности» республики, занятые в оленеводстве, а именно: коми-ижемцы, русские старожилы, малочисленные народы Севера.
Мы считаем, что в Законе должна быть статья «Государственная поддержка восстановления и развития ижемского оленеводства».
Кроме того, мы считаем, что настало время дать правильную оценку историческим событиям. И если малочисленным народам даются привилегии, то, по крайней мере, оленеводы в Коми имеют не меньше оснований для тех же льгот и привилегий, прежде всего тех, которые закреплены федеральными законами.
Наконец, мы считаем, что не включать коми-ижемцев в перечень малочисленных народов – это верх аморальности тех, от кого зависит принятие такого решения. Коми-ижемцы, закланные советской властью, имеют право на поддержку государства, столь необходимую для повышения способностей к самоорганизации и саморазвитию.
Мы также считаем необходимым при обсуждении проекта закона дать моральную и юридическую оценку личностям, если такие найдутся, которые смогут утверждать, что право коми-ижемцев на статус коренного малочисленного народа означает путь к разрушению коми народа или путь к несправедливым преимуществам. Обретение статуса коми-ижемцами как коренного малочисленного народа – это:
- путь «собирания» коми народа, как он может существовать в современном мире, и это путь к интеграции ижемцев в российское и региональное сообщество, уважающее право коренных народов на жизнь и сохранение своей культуры;
- это путь к уравниванию шансов для выживания и устойчивости, выхода из состояния дезорганизации и социального неблагополучия.
Коми-ижемцы – неотъемлемая часть российского народа, умеющая ассимилироваться в российское общество вне своей жизненной территории, и имеющая право на самоуправление, самостоятельное развитие, на сохранение своей среды обитания. Именно поэтому мы ждем от Российской Федерации и от властей Республики Коми милосердия и шанса на улучшение своей жизни, а не словоблудия. Мы ждем, что закон «Об оленеводстве» станет шагом к справедливости, а законодатели, используя содержание и дух федеральных законов, смогут максимально использовать свободу в региональном законотворчестве.
Президиум совета межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас».
Комментарии (67)
Позорище.
к каждому коттеджу требуем подвести газ.
построить в райцентре развлекательно-коммерческий цент.
каждой семье района иметь 1й раз в год бесплатный номер на Черноморском побережье.
Бесплатный перелет в любую часть глобуса.
Бесплатные корма для коров.
Закупочная цена нашей продукции должна быть в 2раза выше розничной в торговой сети.
Если виноводочный отд.в селе? - закройте его навсегда.
Интересно каким образом гражданская война коснулась вашей глуши.
И кого из ижемцев репрессировали? И куда? Вы и так живете в лесотундре.
Вы перечисляете какие были положительные стороны оленеводства до революции.Но эту отрасль никто не датировал.А развивалась она сама,за счет трудолюбия ваших дедов и прадедов.
Так что вам сейчас необходимо для развития? Дотации? Так ваш район и так дотационный.Или вы хотите больших дотаций чем др.районы РК? Так кто же вас должен кормить? Международный фонд нац.меньшинств?
Ну если так все плохо,то почему вы продолжаете жить там где плохо?
Не проще ли сесть на своих оленей и покинуть то место - где вам плохо.Вы же пишете,что олени позволили совершать невиданные по масштабам и расстояниям перевозки товаров.
А еще проще: отпустите оленей на волю.И себя тоже на волю от оленей.
Этнос только тогда жизнеспособен, когда обладает потенциалом "непрогибаться под негативные тенденции". Однако при этом ижемцы вынуждены испытывать весьма жёсткий прессинг элементов современной либерально-европейской цивилизации - одна алкоголизация населения чего стоит, необходимо безотлагательно, радикально пресечь спаивание коренного и всего российского населения.
Тогда все народы и все территории России запросят субсидий,льгот и проч.халявы. Попросят у кого? САМИ У СЕБЯ...
Если ижемцы сильнее всех подвержены алкоголизации(с Ваших слов),то надо на отд.взятом районе Коми ввести сухой закон.В целях сохранения этноса.
До революции(из обращения ижемцев)их промысел имел экономический эффект,почему сейчас - не так? Их предки не просили дотации,а трудились и были независимыми от цивилизации.
Почему сейчас из потомки требуют халявы и хотят стать зависимыми от "добрых дядей" в Европе. ПАТРИОТИЧНО - ничего н скажешь. И вопрос: кто должен их содержать?
Я как налоплательщик - против! Чем отличаются люди из других дотационных районов РК. Усть-Куломцы,Корткеростцы,Визинговцы и т.д....
Не смешите. Обладают потенциалом обмануть и прикарманить, а после делать невинное лицо.
Те кто диссертации пишут о вашем быте и этносе и там вас найдут.
А чего же они не вспомнили как в 18-19 веках они отбирали у самоедов (ненцев) стада оленей (вплоть до стрпельбы), как спаивали их и загоняли в долги.
Не любили их тогда на всей коми земле... И усть-цилемы и вычегодцы. Неглые... и беспардонные...
Все ваше племя "оленеводов" в кавычках переселяется в отд.резервацию.В тундре.Вам выдадут фанерных оленей для тренировок и для показа ваших упражнений туристам.
Вам выдадут брезентовые палатки и кухонную утварь.
Раз в неделю вам будет доставляться вертолетом гуманитарный груз.Еда и предметы быта.
Доведение закупочной цены мяса хотя бы до нярьянмарского уровня, чтобы из Республик стада не уходили, и в Республике стада увеличивались.
Зарплаты пастухам и чумработникам определить приемлемые, то есть хотя бы на уровне 25-30 тыс., а не ниже минимума.
Меня сожрут,а им халявы. Однака. Я против.
1. Ижемцы колонизировали ненецкие земли и отняли-обманом, спаиванием и силой у коренных аутохтонных ненцев бОльшую часть оленей. Колонизация была столь жесткой, что православный Царь вынужден был защищать ненцев от православных ижемцев!
2. Ненцы и усть-цилемы были людьми второго -третьего сорта, батраками и прислужниками ижемцев.
3. Ненцы были в большой степени ассимилированы -поглощены ижемцами и утратили национальную самобытность.
4. Ижемское оленеводство к революции 1917 года было крупно кулачным, нещадно эксплуатировавшим батраков и ненцев, поэтому его жестко порушила советская власть, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление белых кулаков оленеводов. Последние банды были уничтожены только в 1930-х годах! Такие бандиты убивали своих соплеменников, принявших советскую власть.
5. Сейчас в оленеводстве работает всего лишь 200 человек, имея в частной собственности до 10 000 оленей из общего стада в 70 000. То есть среднее домохозяйство ижемского оленевода имеет порядка 100 оленей в частной собственности или около 1 000 000 рублей оборотных средств - чем же это не мелкотоварное производство?
6. Некоторые льготы "коренным народу" просто абсурдны -например, приравнять работу в тундре к альтернативной воинской службе! Ижемских юношей, идеально подготовленных к армейской службе, предлагают держать в тундре, а в армию отправлять на погибель специалистов с высшим образованием. Как заморожен на присяге и умер 28 декабря 2010 года от менингита ИВАН СКЛЕЙМИН -закончивший с красным дипломом СГУ, аспиранта Помоморского университета...Вот такая модернизация...
7. Ижемцы! Не пейте алкоголь - и никто вас не сможет "споить", как ижемцы споили ненцев в 17-19 веках.
8. Окончательное Решение "тундрового" вопроса - в слиянии с НАО. А до тех пор региональный бюджет пусть платит за пользование тундрой в НАО. Неужто правящая едросня не сможет договориться, а дожидается нового бунта ижемцев? Мы ведь уже провели своего человека в главдепутаты НАО? В чем проблема то, едросня хваленая?
Им их не дают пасти? Оленеводство в Коми запрещено?
НО! если они хотят нефть у себя качать в тундре,где олени должны пастись.То это не их ресурсы.Они же настаивают на этносе и оленеводстве.На данный момент этого у них никто не отнимал.
Речь ведь идет о доп.дотациях.А с какого спрашивается?
В НАО нет для оленеводов никакой халявы.Пасут оленей в тундре,зимой забивают,получают деньги. Им за кочевку платят 2,5т.р в месяц на человека. Ижемцам обещают платить дотацию 4т.р. в месяц,НО ТОЛЬКО ТЕМ КТО ПАСЕТ ОЛЕНЕЙ В ТУНДРЕ,остальное - как поработаешь,сколько сдашь... Этим же штабным изьватасам ничего не светит.Вот они и подняли бузу о пересмотре "оленеводства". Им то за что халява. Пусть орнаменты вышивают и этнологов встречают с песнями и плясками.На общественных началах,проявив патриотизм.
2. В Библии есть притча, что один человек нахапался и сказал: надо построить новые житницы, стать еще богаче. Глупец, сказал Бог, завтра же умрешь, и ненужной будет твоя суета. Это об организаторах нынешнего оленеводства. Время переоценить ценности. В России еще есть традиционные семьи, в том числе оленеводов. Только такие семьи рожают много детей. Эта функция важнее повышения доходности в хозяйствах с наемными работниками.
3. Вывод: есть альтернативные пути развития оленеводства, особенно в России. Хотя Россия физически и административно десятилетиями уничтожала крестьянское подворье (включая родовые кланы оленеводов), в отличие от Европы, у нас еще есть возможность восстановить мелкотоварное подворное хозяйство. Конечно, вкладываться надо не только в уничтожение, как раньше, но и в возрождение – это уже современная задача. И такое возрождение зависит от морального духа в сельских общинах. И правильно, что МОД «Изьватас» озабочена задачами возрождения коми-ижемского оленеводства, а не советско-буржуйского предпринимательства в сфере оленеводства, которое приводит к уходу ижемцев из данной сферы тяжелого и бездуховного труда на «дядю Сэма».
-Господин Максимов считает, что советские ученые обеляли Царя???
А кто читал Вашего однофамильца Максимова "Год на Севере", те знают, что "страшным грехом лежит на ижемцах спаивание ненцев"...
Кто мешает ижемцам пасти оленей? Почитайте комментарии оленеводов.
Им никто не мешает.Живут на воле.По заводскому гудку не идут колонной на проходную.Реальные оленеводы не требуют никакой халявы.
А халява по дотациям и льготам нужна изьватасам - националистам.
По конституции РФ все недра на территории РФ принадлежат России.
Ижемский р-н не имеет статуса государства.
Если изьватасы хотят самостоятельности,то им надо начать с отказа от дотаций РК. Ижемский район сам себя прокормить не сможет.
До революции почему то это у ижемцев получалось.Даже к ним ехали на заработки.Наверно тогда было больше кто трудился в тундре,а не занимались сепаратизмом.И выклянчиванием халявы.
Блин! борцы за нац.идею...
Я бы на месте Гл.Региона титьку дотационную отключил бы от Ижмы и указал причину. Тогда изьватасов из Ижмы народ бы депортировал на остров р.Печора.
Вы за всех коми тут вещаете? Про ассимиляцию...
Я не высокого поста.Точнее - без поста.Жена у меня коми.
Нам что развестись,чтобы прекратить ассимиляцию.
У Вас нац.комплекс.Я почему то так и думал - что этим закончится.
Ваш нац.комплекс узрел ненависть к коми. В чем она выражается?
Почему извьватасы считают,что они особая нация из всех коми?
И для вас это тоже - факт.А остальные коми - недочеловеки?
Это с какого спрашивается...? Во всех районах Коми разные уклады:земледельцы,животноводы,лесорубы.Почему они не требуют ХАЛЯВЫ?
Дубль3 : КТО МЕШАЕТ ПАСТИ ОЛЕНЕЙ? изьватасам? пусть не сидят в штабе,а идут в тундру и работают.
Каждый р-н РК имеет долю от использования недр. В лесных районах бюджет пополняется с продажи лесопорубочных билетов,аренды делянок.Эти деньги сначала идут в федеральный центр,потом возвращаются в субъект(опр.доля).То что не хватает
для бюджета(дефицит),федеральный центр отстегивает в виде дотаций.
Такая же схема по нефтяным районам.
В Ижме что добывают? Вот это и есть,что кормит район+дотации.
Если сделать так как Вы предлагаете,то некоторые районы РК просто вымрут.Но даже в тех районах где есть лес,нефть в перспективе обречены.Нефть,лес имеют свойства заканчиваться.
Тогда что? ТОГДА ВЫ ВСПОМНИТЕ - ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ.
какая хитрожопость и простых северян.
Да что же это комплекс у мал.народов.Вам все кажется что вас обижают,что земля где вы живете - ваша и все что наполняет землю - тоже ваше.Под патриотизмом скрыта банальная жадность.Много раз приходилось слышать от местнюков:"мою рыбу ловишь","мои грибы,ягоды". Раньше я заблуждался: "на севере люди простые,не жадные,добрые".По изьватасам - не скажешь.
"традиционно земли изьватас - это весь север РК"??? с какого это спрашивается. Это им так взбрелось?
Эти территории использовались ненцами,до прихода изьватасов.
Но ни те ни другие не создали своего государства.
Все территории РФ принадлежат РФ. Дурака не валяйте.
Блин!упертость - нац.черта.
значит я тоже должен потребовать от государства компенсацию за свою землю,на которой фабрики-заводы дымят,мне дышать не дают.И так же должен потребовать компенсацию от изьватаса за то что РК имеет представительство в Москве(на моей земле)- за экспансию.
Ответ на 2й: Вы год перепутали.У Вас 1987г с 1897???
Потому как в 1987м Ижма - районный центр,г.Печора - райцентр.Уезды отменены до 30г.прошлого столетия.
ИЗВИНИТЕ!дубль4. Если так было хорошо до революции под игом Российской Империи,почему Вы продолжаете утверждать о колонизации севера Коми.
И ЧТО МЕШАЕТ СЕЙЧАС ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ ОЛЕНЯМИ,чем и занимались иженцы до революции.
Вам Москва не дает оленей пасти??? Да что за БРЕД...
Одно и тоже... Сказка про белого бычка.НЕТ - про олешку.
И еще раз. Ижемский район дотационный.Эти дотации кто-то зарабатывает для прокорма тех же изьватасов.Если изьватасы(помечтаем)вышли из состава РК и РФ уже бы не оленей ели,а стали бы людоедами. Нефти у вас нет.Лесоповал не в состоянии кормить другие районы.
Регион находящийся в дали от цивилизации имеет возможность существовать только за счет природных ресурсов.В подтверждение тому: мы видим много заброшенных деревень и поселков,где нет ресурсов.
Если бы у РК не было ресурсов то регион потерял бы интерес для инвесторов. Так что пасите оленей.Никто вам умереть не даст.
Колонизация Коми края происходила в советский период. Теперь иные представления о справедливости, милосердии и жадности. Но не у всех - и это проблема для процветания нашей родины России, так как некоторые натянули на себя одеяло и думают, что так и было, и будет.
Что касается оленей и пастбищ, то все давно приватизировано в РК и это закрытый клуб. Но правильно ли это - не простой вопрос. Чтобы его правильно решить, надо соблюдать определенные процедуры. Изватас к этому и призывает, а не к безумному законотворчеству.
Да, циферки перескочили, год 1897.
Это кто там тундру приватизировал??? аж до моря???
Сдается,что изьватас и стремиться к приватизации тундры.
Только пусть в список и воздух включат.Если подует на Сыктывкар с севера - готовьте кошельки.
А я все же потребую от изьватаса компенсацию за использование земли в Москве под представительство РК,они же еще не отделились от РК.
Ну хотя бы 1кг.оленины в год.
Изьватасы ща начнут верещать о геноциде в Сосногорске.
Читай коммент ниже АЛЯ ТЕРЕНЬТЬЕФФФФ.
"сколько пробовал точно узнать,на каких отн.существуют оленеводческие бригады..."
Нормально тебя вставило.То ты ижемец - оленевод.То ты не можешь понять как все на деле происходит.
Ты в тундре то был хоть сезон. Или только гордишься своим происхождением огромного НАМРЭДА.
Если посылаешь проклятия имей ввиду,что они прежде всего поразят твой род,которым ты так гордишься.
У Д А Ч И.
Клуб по интересам...
задумайтесь. может стоит и о людях подумать, а не только о своих шкурных интересах.
изьватас - сепратистас - яс? УТОПИЯ.