11:00, 16.02.2011 / ОБЩЕСТВО

Ижемцы потребовали от парламента Коми повременить с принятием закона «Об оленеводстве»

Межрегиональное общественное движение коми-ижемцев «Изьватас» выступило с открытым обращением в адрес государственного совета Коми с требованием не принимать на завтрашнем заседании сессии закон «Об оленеводстве» в его нынешней редакции. Ижемцы потребовали учесть их права как оленеводов и доработать законопроект с учетом их предложений. БНКоми публикует текст обращения.

 

_1_~3.JPG

Николай Рочев заявил об интересах оленеводов. Фото Кирилла Затрутина

 

К ДЕПУТАТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Имея в виду, что коми-ижемцы – коренной оленеводческий народ по факту своей истории и истории России, а также в соответствии с международными правовыми документами в отношении коренных народов, мы считаем:

1. Коми-ижемцы в лице своего представительного органа МОД «Изьватас» имеют право быть полноправным участником разработки проекта республиканского закона «Об оленеводстве», так как закон прямо касается ключевого интереса ижемцев.

2. Принятие закона «Об оленеводстве» без одобрения со стороны МОД «Изьватас» нарушает ключевой интерес коми-ижемцев и является незаконным.

Коми-ижемцы как коренной оленеводческий народ сформировался в течение нескольких столетий на территории Архангельской губернии. Восприняв оленеводство от ненцев как способ жизнеобеспечения, предприниматели из числа ижемцев постепенно создали эффективную отрасль хозяйства, которая поставляла на рынок продукты оленеводства (мясо, консервы, шкуры, замшу и другие), а также пушнину, рыбу, масло, продукты переработки морского зверя. Олени позволили совершать невиданные по масштабам и расстояниям перевозки товаров из Зауралья, Большеземельской и Малоземельской тундр на европейский рынок России. Развитие экономики обеспечило относительно высокий уровень жизни населения, высокими были и темпы роста численности оленеводческого населения: темпы роста численности коми-ижемцев и ненцев в XIX – начале XX столетий составляли 1,2-1,3 раза за 10 лет, то есть более 10 раз за столетие. Исследователи отмечают высокий уровень здоровья оленеводов, наличие значительного числа долгожителей, большое количество детей в семьях. Средняя семья ижемцев в начале ХХ столетия состояла из 6-13 человек, наблюдались семьи из 70 членов.

Революционная жестокость, физическое уничтожение умелых и успешных организаторов хозяйства, разрушение системы жизнеобеспечения коми селений привели к вспышке инфекции в 1918 году, голоду в 1919 году и демографической катастрофе. Численность коми-ижемцев в 1920 году уменьшилась наполовину по сравнению с 1915 годом, при этом численность мужчин составила 44 % от уровня 1915 г, а женщин – 63 %. Теперь, после событий 1990–х, мы представляем силу лозунга «приватизации» чужой собственности. Можно представить себе, что творилось после революции и в 1920-е годы до полной национализации оленеводства в 1930-е годы. Современники характеризовали ситуацию как полный погром богатейшей части Печорского уезда Архангельской губернии.

В 1920-е годы вместе с созданием Коми области и включением в нее Большеземельской и значительной части Малоземельской тундр создается система туземных советов с полномочиями управлять тундрами, при этом тузсоветы подчиняются Архангельску. В тузсоветы коми-ижемцы не допущены и могут вести оленеводство практически на нелегальных условиях. В этот период власти Архангельской области проводят жестокую политику вытеснения коми-ижемцев из тундр: установление кордонов, постановление о выселении ижемских оленеводов с территории Канинской тундры, разорение острова Колгуева путем национализации и убоя оленей, ликвидация охранных мест для борьбы с эпизоотиями и др. Характерно, что несколько лет, начиная с 1920 г., население ижемских сел растет, а затем демографические показатели снова падают. С началом строительства Воркуты часть ижемских оленеводов вынужденно покидают свои села и переезжают в район Воркуты вслед за своими, но уже национализированными стадами.

Таким образом, включение коми-ижемцев в Коми область в 1921 году фактически явилось методом отчуждения их от ресурсной основы оленеводства – оленьих пастбищ. Было положено начало мифу, что ижемцы являются пришельцами в тундрах, а не сформировались как народ на территории Архангельской губернии, которая включала все европейские тундры России. С образованием Коми АССР в 1937 году тундры отошли в Ненецкий национальный округ, но к тому времени оленеводство было полностью национализировано и формально это никак не влияло на дальнейшее развитие оленеводства вплоть до развала СССР и создания законодательства, в котором оленеводство объявлено традиционным занятием коренных малочисленных народов Севера. В число КМНС коми-ижемцы не были включены, хотя в настоящее время они ничем не отличаются по социальным показателям от малочисленных народов.

На многие годы численность населения ижемских поселений практически стабилизировалась на уровне 1930 годов. А после развала СССР, который сопровождался денационализацией экономики, ижемские оленеводы не получили законодательных гарантий по восстановлению традиционной системы владения оленями, совхозы стали превращаться в частные предприятия, а оленеводы остались со статусом наемных рабочих. Альтернативная модель развития оленеводства в Коми не получила развития.

Каков же итог советского и постсоветского развития коми-ижемцев как народа? Демографические процессы – индикатор здоровья и качества жизни населения. Они показывают, что в XXI век ижемцы вошли с крайне неблагополучными показателями. Так смертность мужчин от самоубийств в Ижемском районе стабильно превышает 200 чел. на 100000., уровень смертности в молодых возрастных группах в 4 раза превышает данный показатель в городах республики, в 2-3 раза выше, чем в сельских районах с преимущественно русским населением. При этом смертность превышает рождаемость, то есть население численно вымирает.

Отметим, что смертность в соседнем Усть-Цилемском районе находится почти на уровне городов республики, при этом устьцилемы тоже коренные жители, но по их традиционному хозяйству, по счастью, не прошелся такой каток разрушения, они не испытывают давление языковой ассимиляции, пагубно влияющей на самосознание и социальную активность жителей национальных районов в Республике Коми.

Таким образом, без оленеводства не было бы коми-ижемцев. Оленеводство для ижемцев – это основа их адаптации к условиям Крайнего Севера, базис их материальной и духовной культуры. Восстановление контроля над своей системой оленеводства, над использованием пастбищ и оленей, развитие оленеводства, согласованное с выбором самих ижемцев, означает для них, как и других коренных оленеводческих народов Севера, сохранение непрерывности культуры, социальной и экономической основы их жизни.

Для современной России, с проблемой вымирания населения из-за низкой рождаемости, чрезвычайное значение имеет восстановление традиционных многопоколенных семей, укрепление их материальной основы – мелкотоварного производства. Этот процесс стихийно происходит в южных регионах России на основе развития сельских домохозяйств. Такие тенденции должны находить поддержку и в Республике Коми, прежде всего в сфере оленеводства. Оленеводство должно ориентироваться на домохозяйство, а не на получение максимальной прибыли за счет уменьшения численности наемных работников и экономии на социальных издержках.

Состояние оленеводов зависит от организации оленеводства, возможности пасти своих оленей на своей земле, пусть даже при объединении в кооператив, если нет альтернативы. Но их самочувствие зависит также от того, в каких условиях они живут. При мизерных доходах оленеводов принципиально важное значение имеют те льготы и привилегии, которые предоставляет федеральный центр и регионы оленеводам из числа малочисленных народов в части субсидирования строительства современного жилья.

Учитывая вышесказанное, мы предлагаем свои редакции в проект закона «Об оленеводстве» в Республике Коми и требуем отложить принятие закона до обсуждения его совместно с МОД «Изьватас».

В частности, мы считаем, что фиксация малочисленных этнических общностей в качестве субъектов традиционного природопользования (ст.72 Конституции РФ) не дает оснований властям Республики Коми оскорблять нас, обзывая в законе «другие этнические общности». Мы – не другие, а коренной оленеводческий народ, коми-ижемцы. То есть законодатель имеет право и должен в республиканском законе называть своими именами «этнические общности» республики, занятые в оленеводстве, а именно: коми-ижемцы, русские старожилы, малочисленные народы Севера.

Мы считаем, что в Законе должна быть статья «Государственная поддержка восстановления и развития ижемского оленеводства».

Кроме того, мы считаем, что настало время дать правильную оценку историческим событиям. И если малочисленным народам даются привилегии, то, по крайней мере, оленеводы в Коми имеют не меньше оснований для тех же льгот и привилегий, прежде всего тех, которые закреплены федеральными законами.

Наконец, мы считаем, что не включать коми-ижемцев в перечень малочисленных народов – это верх аморальности тех, от кого зависит принятие такого решения. Коми-ижемцы, закланные советской властью, имеют право на поддержку государства, столь необходимую для повышения способностей к самоорганизации и саморазвитию.

Мы также считаем необходимым при обсуждении проекта закона дать моральную и юридическую оценку личностям, если такие найдутся, которые смогут утверждать, что право коми-ижемцев на статус коренного малочисленного народа означает путь к разрушению коми народа или путь к несправедливым преимуществам. Обретение статуса коми-ижемцами как коренного малочисленного народа – это:

- путь «собирания» коми народа, как он может существовать в современном мире, и это путь к интеграции ижемцев в российское и региональное сообщество, уважающее право коренных народов на жизнь и сохранение своей культуры;

- это путь к уравниванию шансов для выживания и устойчивости, выхода из состояния дезорганизации и социального неблагополучия.

Коми-ижемцы – неотъемлемая часть российского народа, умеющая ассимилироваться в российское общество вне своей жизненной территории, и имеющая право на самоуправление, самостоятельное развитие, на сохранение своей среды обитания. Именно поэтому мы ждем от Российской Федерации и от властей Республики Коми милосердия и шанса на улучшение своей жизни, а не словоблудия. Мы ждем, что закон «Об оленеводстве» станет шагом к справедливости, а законодатели, используя содержание и дух федеральных законов, смогут максимально использовать свободу в региональном законотворчестве.

Президиум совета межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас».

 

1115

Комментарии (67)

Добавить комментарий
  • свой
    16 февр. 2011 г., 11:12:26
    Ответить
    по сути
    Молодцы коми ижемцы!Так держать!Добивайтесь законной справедливости!!!
  • Миряне
    16 февр. 2011 г., 11:17:16
    Ответить
    Банка! Надоели уже со своими ижемцами.
    • Пётр
      16 февр. 2011 г., 12:43:50
      Ответить
      Солидарен, так держать!
      • Пётр
        16 февр. 2011 г., 12:45:41
        Ответить
        Упс! Это был ответ своему, а не Мирянину
  • А где же Ануфриева со своеё изьватасью, что они делали до сих пор и не защищали от
    16 февр. 2011 г., 11:24:24
    Ответить
    почему не защищали оленей от медведей
    .
    Позорище.
  • Коми
    16 февр. 2011 г., 11:31:48
    Ответить
    Сильно! Молодцы!
  • Чайник
    16 февр. 2011 г., 12:15:43
    Ответить
    НЕ ПОНИМАЮ, как это - повременить с принятием закона об оленеводстве? На носу выборы! Тянуть нельзя. Надо делать всё быстро, в авральном порядке: сдавать дома и ледовые дворцы, вручать подарки старикам и инвалидам, принимать разные законы и т.д. Потом, после выборов разберёмся, хорош закон или плох. Да, в принципе, фиг с ними, с ижемцами, лишь бы они за "ЕР" (за Гусева и Леонова) проголосовали, а там пусть уходят в тундру до следующих выборов. Вот это и нужно дополнить в закон. Остальное - нормально, можно принять в первом чтении.
  • Опять о халяве
    16 февр. 2011 г., 12:23:39
    Ответить
    Открытое обращение
    Имея ввиду,что коми-корткеростцы корововодческий народ имеют право на дотации и субсидии от КР и РФ.А именно:
    к каждому коттеджу требуем подвести газ.
    построить в райцентре развлекательно-коммерческий цент.
    каждой семье района иметь 1й раз в год бесплатный номер на Черноморском побережье.
    Бесплатный перелет в любую часть глобуса.
    Бесплатные корма для коров.
    Закупочная цена нашей продукции должна быть в 2раза выше розничной в торговой сети.
  • Мым
    16 февр. 2011 г., 12:24:41
    Ответить
    Большой + Чайнику!
  • Ижемцам коми
    16 февр. 2011 г., 12:40:02
    Ответить
    Ну если так было хорошо до революции.То почему ничего не получается сейчас? Вам кто мешает выращивать оленей?
    Если виноводочный отд.в селе? - закройте его навсегда.
    Интересно каким образом гражданская война коснулась вашей глуши.
    И кого из ижемцев репрессировали? И куда? Вы и так живете в лесотундре.
    Вы перечисляете какие были положительные стороны оленеводства до революции.Но эту отрасль никто не датировал.А развивалась она сама,за счет трудолюбия ваших дедов и прадедов.
    Так что вам сейчас необходимо для развития? Дотации? Так ваш район и так дотационный.Или вы хотите больших дотаций чем др.районы РК? Так кто же вас должен кормить? Международный фонд нац.меньшинств?
    Ну если так все плохо,то почему вы продолжаете жить там где плохо?
    Не проще ли сесть на своих оленей и покинуть то место - где вам плохо.Вы же пишете,что олени позволили совершать невиданные по масштабам и расстояниям перевозки товаров.

    А еще проще: отпустите оленей на волю.И себя тоже на волю от оленей.
    • 5 баллов!!!!!
      16 февр. 2011 г., 13:07:11
      Ответить
      Супер комент. Полностью поддерживаю!
    • Слышь
      16 февр. 2011 г., 13:31:44
      Ответить
      Учи историю. Там и про ГУЛАГ и про гражданскую войну и про остальные прелести совка для Ижмы.
  • Соколов Алексей
    16 февр. 2011 г., 12:53:11
    Ответить
    Абсолютно согласен со всеми справедливо высказанными требованиями.

    Этнос только тогда жизнеспособен, когда обладает потенциалом "непрогибаться под негативные тенденции". Однако при этом ижемцы вынуждены испытывать весьма жёсткий прессинг элементов современной либерально-европейской цивилизации - одна алкоголизация населения чего стоит, необходимо безотлагательно, радикально пресечь спаивание коренного и всего российского населения.
    • Б.З
      16 февр. 2011 г., 13:58:21
      Ответить
      Соколову Алексею
      Назовите хоть один регион и этнос не подверженный прессингу элементов совр.жизни.
      Тогда все народы и все территории России запросят субсидий,льгот и проч.халявы. Попросят у кого? САМИ У СЕБЯ...
      Если ижемцы сильнее всех подвержены алкоголизации(с Ваших слов),то надо на отд.взятом районе Коми ввести сухой закон.В целях сохранения этноса.
      До революции(из обращения ижемцев)их промысел имел экономический эффект,почему сейчас - не так? Их предки не просили дотации,а трудились и были независимыми от цивилизации.
      Почему сейчас из потомки требуют халявы и хотят стать зависимыми от "добрых дядей" в Европе. ПАТРИОТИЧНО - ничего н скажешь. И вопрос: кто должен их содержать?
      Я как налоплательщик - против! Чем отличаются люди из других дотационных районов РК. Усть-Куломцы,Корткеростцы,Визинговцы и т.д....
    • Орлов
      16 февр. 2011 г., 14:24:38
      Ответить
      Поржал.... ))))
      Какой прессинг??? )))
      Не смешите. Обладают потенциалом обмануть и прикарманить, а после делать невинное лицо.
  • коми-ижемцы
    16 февр. 2011 г., 13:08:45
    Ответить
    Работал в Ижме в 2002 и 2007 гг. Вредный и жадный народец, однако, там проживает. Хотя по сравнению с устьцилемами - детский лепет.
    • Кгоми морт
      16 февр. 2011 г., 14:23:00
      Ответить
      И я там работал в начале 2000-х
      Халявщики натуральные! Во всем халяву ищут.
  • Рочеву и др. НЕ оленеводам
    16 февр. 2011 г., 13:12:17
    Ответить
    Самое то главное, те кто хочет заниматься оленеводством уже успешно это делают в НАО
  • Это точно
    16 февр. 2011 г., 14:02:04
    Ответить
    Рочеву и др."оленеводам"
    Попросите присоединения вас к НАО. Или мигрируйте вместе со стадами туда где ЭТО УЖЕ БИЗНЕС.А не жалкие потуги за дотации.
    Те кто диссертации пишут о вашем быте и этносе и там вас найдут.
  • Историк
    16 февр. 2011 г., 14:21:27
    Ответить
    Ижемцам
    Хех.. ))) ГлядикаИзьва-пипл историю вспомнили... какие они бедненькие и как их гоняли.
    А чего же они не вспомнили как в 18-19 веках они отбирали у самоедов (ненцев) стада оленей (вплоть до стрпельбы), как спаивали их и загоняли в долги.
    Не любили их тогда на всей коми земле... И усть-цилемы и вычегодцы. Неглые... и беспардонные...
  • Настоящий КОМИ-ижемец
    16 февр. 2011 г., 14:25:54
    Ответить
    Изьватас опять в совю "дуду" дудит, холявки захотелось перед выборами... Конечно идея поддержки оленеводства в Республике справедливая, но не нужно при этом народ то делить...Коми-ижемцы не самостоятельный народ, а неотъемлемая часть единого КОМИ НАРОДА... Так, если предусматривать в законе меры поддержки, то поддерживать все оленеводство как отрасль сельского хозяйства, а не выделять "ижемское" или ещё какое-нибудь оленеводство.. В МОД "Изьватас" просто больше не придумали каким образом "одеяло" на совю сторону перетянуть (отделиться от единого народа, чтобы получить поддержки из федерального бюджета), это не правильный подход!!! Нужно работать, а не просить, заниматься самоорганизацией на местах, а не политикой....Разочарован в руководстве МОД "Изьватас"
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    16 февр. 2011 г., 14:37:19
    Ответить
    Рочев - молодец
    В Коми осталась одна организация , которая отстаивает интересы коми -это "Изьватас". "Коми Войтыр", особенно при этом ничтожестве Габове, просто в бозе почил. Сейчас из темы оленеводства ПЕдРоссы просто делают разменную монету. А в 2012 году как обычно забудут про ижемцев. Сейчас на полном серъёзе ненцы обсуждают вопрос о запрете перехода коми оленеводов по их территории . И тогда или все стада на убой , или регистрация всех в Нарьян Маре. Сейчас всем Изьватас надо объединять свои усилия , иначе эта "шайка" со Стефановской площади просто то , что промеж ног ,об нас вытрет.
    • Терентьеву
      16 февр. 2011 г., 15:47:04
      Ответить
      и Рочеву
      Решение Ж.Д.

      Все ваше племя "оленеводов" в кавычках переселяется в отд.резервацию.В тундре.Вам выдадут фанерных оленей для тренировок и для показа ваших упражнений туристам.
      Вам выдадут брезентовые палатки и кухонную утварь.
      Раз в неделю вам будет доставляться вертолетом гуманитарный груз.Еда и предметы быта.
  • Оленевод
    16 февр. 2011 г., 14:52:40
    Ответить
    тем кто прикрывается нами
    Больше всех шумят те кто чума в жизни не видал. В тундре жизнь тяжелая, привычная и что-то незаметно, чтобы мы сами кого-то выделяли по признаку печорец ты ижемец или устьцилем. Много от оленеводов ушло людей в города и не только коми. Время меняется и если дети поучились в городе то не хотят многие возвращаться в тундру. Нам всем кажется что на те льготы, которые дадут оленеводам их "защитники" обеспечат себе хорошую жизнь но без чумов. Проблем у оленеводов много только решают они их сегодня сами. Не получилось бы как с лесозаготовителями, там приняли такой закон, что все малые предприятия, которые были в деревнях остались вообще без леса и просто позакрывались, зато олигархи процветают. С законом и правда надо подождать может и хуже выйти. Сегодня оленеводы имеют своих представителей и в органах власти. Те люди, что ушли из тундры не перестали быть родственниками тех, кто ходит за стадами.
  • Неоленевод
    16 февр. 2011 г., 15:18:26
    Ответить
    Абсолютно верно, что льготы получат те, кто их выпрашивает. Оленеводов в тундре льготы не найдут. На самом деле нужно добиваться следующего:
    Доведение закупочной цены мяса хотя бы до нярьянмарского уровня, чтобы из Республик стада не уходили, и в Республике стада увеличивались.
    Зарплаты пастухам и чумработникам определить приемлемые, то есть хотя бы на уровне 25-30 тыс., а не ниже минимума.
    • ошкамошка
      17 февр. 2011 г., 11:18:58
      Ответить
      купил недавно оленины - 300 руб за кг. Считаю это немалой ценой. Что за сопли? Продажу востребованного мяса надо наладить и все дела.
  • ддд
    16 февр. 2011 г., 16:15:38
    Ответить
    оленеводство
    ээээээ
  • ижемец
    16 февр. 2011 г., 16:22:52
    Ответить
    олене
    а что борьба "изьватас" за статус малой народности на этом закончилась?рот закроют ижемцам этим законом,от которого в принципе ижемцам, в том числе и оленеводам ни тепло ни холодно.иль я не прав,господа руководители "изьватас"?
  • Олешка
    16 февр. 2011 г., 17:10:46
    Ответить
    однака
    меня почему не спросили? Мне какие халявы светят? Ягеля камаз?
    Меня сожрут,а им халявы. Однака. Я против.
  • НФР
    16 февр. 2011 г., 17:13:50
    Ответить
    Н. Рочев - вылитый Иван Марков "Локомотив"
  • Максимов Александр
    16 февр. 2011 г., 17:14:23
    Ответить
    о праве коренного народа на землю, ресурсы и самоуправление
    В Канаде тоже был период, когда переселенцы, захватившие все выгоды от ресурсопользования и развития, пренебрежительно говорили об индейцах и эскимосах. Это надо пережить, весь этот понос. Он закончится. Нормальных людей больше, поэтому в Россия тоже будет признано, что нехорошо грабить северные народы, необходимо создавать условия для занятости и доходов коренных жителей, для самоуправления и саморазвития их территорий и поселений. Насчет ижемцев, кооторые ограбили ненцев - это миф, выгодный конкурентам ижемцев и раздутый в советский период. Разделяй и властвуй - лозунг тиранов. Да ижемцы использовали свои преимущества, но роднились с ненцами, и таким образом обретали права на тундры. А ненцы получили выгоды от коммерческого развития и тоже фантастически размножались, как впрочем и русские во многих регионах Империи. Но безусловно, права ненцев тоже должны быть надежно защищены.
  • Для Оленевода
    16 февр. 2011 г., 17:31:12
    Ответить
    Если не вникаешь в суть дела, то не пиши от имени оленеводов.
  • Максимов Александр
    16 февр. 2011 г., 18:48:19
    Ответить
    О халяве
    Жить на халяву - беда России, так как с "нефтяной, газовой, лесной и прочей иглы" нам всем слезать не очень хочется. И жители городов, поселков - главные халявщики, так за эти ресурсы платят копейки. Иногда говорят, что за рубежом коммуналка дешевле. Конечно дешевле: они экономят тепло или воду, предпочитают дом в холоде держать. Это при том, что климат теплее. Почему у них нет городов на Севере больше 10-15 тыс.чел? Вахта значительно дешевле. При таком методе добычи выгоды есть у предприятия, государства и коренные народы свое получают: хватает на строительство своих "аборигенных наций", то есть политическое, экономическое и прочее развитие своих территорий. И это всех устраивает. Да, у нас на селе привыкли: работай или не работай, один хрен. Но в этом и суть действий "Изьватас": не ждать благодеяний от горожан, а получить свою власть и ресурсы, чтобы расправится со своими проблемами, в том числе, со своими халявщиками. А помощь государства вылезти из ямы - это не халява, это функции государства - разумно распределять ресурсы и властные полномочия.
  • АВСеменов semenale
    16 февр. 2011 г., 20:17:00
    Ответить
    Этот стон у нас песнью зовется....
    Историческая правда состоит в том, что:
    1. Ижемцы колонизировали ненецкие земли и отняли-обманом, спаиванием и силой у коренных аутохтонных ненцев бОльшую часть оленей. Колонизация была столь жесткой, что православный Царь вынужден был защищать ненцев от православных ижемцев!
    2. Ненцы и усть-цилемы были людьми второго -третьего сорта, батраками и прислужниками ижемцев.
    3. Ненцы были в большой степени ассимилированы -поглощены ижемцами и утратили национальную самобытность.
    4. Ижемское оленеводство к революции 1917 года было крупно кулачным, нещадно эксплуатировавшим батраков и ненцев, поэтому его жестко порушила советская власть, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление белых кулаков оленеводов. Последние банды были уничтожены только в 1930-х годах! Такие бандиты убивали своих соплеменников, принявших советскую власть.
    5. Сейчас в оленеводстве работает всего лишь 200 человек, имея в частной собственности до 10 000 оленей из общего стада в 70 000. То есть среднее домохозяйство ижемского оленевода имеет порядка 100 оленей в частной собственности или около 1 000 000 рублей оборотных средств - чем же это не мелкотоварное производство?
    6. Некоторые льготы "коренным народу" просто абсурдны -например, приравнять работу в тундре к альтернативной воинской службе! Ижемских юношей, идеально подготовленных к армейской службе, предлагают держать в тундре, а в армию отправлять на погибель специалистов с высшим образованием. Как заморожен на присяге и умер 28 декабря 2010 года от менингита ИВАН СКЛЕЙМИН -закончивший с красным дипломом СГУ, аспиранта Помоморского университета...Вот такая модернизация...
    7. Ижемцы! Не пейте алкоголь - и никто вас не сможет "споить", как ижемцы споили ненцев в 17-19 веках.
    8. Окончательное Решение "тундрового" вопроса - в слиянии с НАО. А до тех пор региональный бюджет пусть платит за пользование тундрой в НАО. Неужто правящая едросня не сможет договориться, а дожидается нового бунта ижемцев? Мы ведь уже провели своего человека в главдепутаты НАО? В чем проблема то, едросня хваленая?
  • Б.З
    16 февр. 2011 г., 20:26:30
    Ответить
    Максимову Александру
    А какие ресурсы сейчас отняты у ижемцев? Их ресурсы - олени.
    Им их не дают пасти? Оленеводство в Коми запрещено?

    НО! если они хотят нефть у себя качать в тундре,где олени должны пастись.То это не их ресурсы.Они же настаивают на этносе и оленеводстве.На данный момент этого у них никто не отнимал.
    Речь ведь идет о доп.дотациях.А с какого спрашивается?
    В НАО нет для оленеводов никакой халявы.Пасут оленей в тундре,зимой забивают,получают деньги. Им за кочевку платят 2,5т.р в месяц на человека. Ижемцам обещают платить дотацию 4т.р. в месяц,НО ТОЛЬКО ТЕМ КТО ПАСЕТ ОЛЕНЕЙ В ТУНДРЕ,остальное - как поработаешь,сколько сдашь... Этим же штабным изьватасам ничего не светит.Вот они и подняли бузу о пересмотре "оленеводства". Им то за что халява. Пусть орнаменты вышивают и этнологов встречают с песнями и плясками.На общественных началах,проявив патриотизм.
  • Olenevod
    16 февр. 2011 г., 21:38:47
    Ответить
    «Коми-ижемцы как коренной оленеводческий народ сформировался в течение нескольких столетий…» - бред какой то. В Ижемском районе оленеводство – как отрасль никогда не была основной и значительной. Сегодня в Ижемском районе проживают 200-250 оленеводов, а само хозяйство зарегистрировано в Ненецком округе, где закон об оленеводстве принят уже много лет назад. И если сегодня говорить о республиканском законе, то надо обсуждать его с теми оленеводами и «изьватас» со своим мод здесь вообще не причем. Понятно что ребята хотят попиарится, тем более накануне выборов, но это не тот случай. Пусть еще попросят приостановить принятие ФЗ «О полиции», а что сотрудников коми–ижемцев намного больше чем оленеводов!
    • Максимов Александр
      17 февр. 2011 г., 11:30:44
      Ответить
      оленеводство задавало ритм жизни в Печорском уезде
      1. При Императоре оленеводов было поболее, но еще больше тех, кто владел оленями для личного использования или кочевал временно. Забой оленей - это был целый этап годового ритма жизни ижемцев. Затем надо было обработать шкуры, шить одежды, делать нарты, упряжь, емкости для продукции, готовить утварь для чумов. В этом была задействована большая часть трудоспособного населения. Это кроме обычной заготовки дров и ремонта построек.
      2. В Библии есть притча, что один человек нахапался и сказал: надо построить новые житницы, стать еще богаче. Глупец, сказал Бог, завтра же умрешь, и ненужной будет твоя суета. Это об организаторах нынешнего оленеводства. Время переоценить ценности. В России еще есть традиционные семьи, в том числе оленеводов. Только такие семьи рожают много детей. Эта функция важнее повышения доходности в хозяйствах с наемными работниками.
      3. Вывод: есть альтернативные пути развития оленеводства, особенно в России. Хотя Россия физически и административно десятилетиями уничтожала крестьянское подворье (включая родовые кланы оленеводов), в отличие от Европы, у нас еще есть возможность восстановить мелкотоварное подворное хозяйство. Конечно, вкладываться надо не только в уничтожение, как раньше, но и в возрождение – это уже современная задача. И такое возрождение зависит от морального духа в сельских общинах. И правильно, что МОД «Изьватас» озабочена задачами возрождения коми-ижемского оленеводства, а не советско-буржуйского предпринимательства в сфере оленеводства, которое приводит к уходу ижемцев из данной сферы тяжелого и бездуховного труда на «дядю Сэма».
  • Максимов Александр
    16 февр. 2011 г., 21:45:46
    Ответить
    позор для российской науки
    Страшилки про угнетение ненцев - это позорное пятно на многих советских ученых, выполнявших задание по научному обоснованию жестокой расправы над ижемцами и вычеркиванию коми-ижемцев из истории освоения Севера. Кто читал Иславина, тоже нелестно писавшем о зырянах, тот заметил, что про угнетение - одни эмоции, никаких доказательств. Но царский чиновник Иславин даже не мыслил, что ижемцев надо из тундры выжить, он по этому поводу сказал, что это было бы уничтожением данного народа. Цифры, которые Иславин приводит о том, сколько платили батракам-ненцам показывают, что платили хорошо по тем российским временам (надо только перевести деньги в число коров или оленей, которые мог купить ненец). И еще, ижемцы не пили, Иславин отмечает, что пьянства не было распространено и среди ненцев Большеземельской тундры, где доминировали ижемцы!!! Да, экономическое доминирование имеет отрицательные эффекты, но все коренные народы и во всем мире все же адаптировались к экономике колонизаторов, если эта экономика была связана с их традиционными ресурсами. То есть среди них тоже появлялись свои организаторы хозяйства и торговли, чему способствовали и браки с новопоселенцами. При сохранении контроля над значительными территориями, они становились вполне конкурентноспособными, партнерами в экономике и развитии. Совсем другое дело, если начинали качать нефть. На организацию такого бизнеса у них своих денег не было и с ростом числа переселенцев у них забирали все, что может приносить прибыль. Поскольку в процветающем обществе аборигены выглядели не красиво, то совесть понемногу на западе пробуждалась. И теперь во многих странах, в том числе в Канаде, никто не ставит под сомнение, что нефть, алмазы, энергия рек на Севере принадлежит аборигенным народам, как и олени. Поэтому нефтяная скважина, алмазы, строительство ГЭС - это обязательно договоры, это образованные аборигены, это предприятия аборигенов в разных видах подрядных работ (строительство, транспорт, прокладка шахт и др.). И поэтому не нужно тащить людей из узбекистана, из Москвы - вот они, живут здесь, работают, размножаются, создают свои предприятия. Все довольны. Так что не прав господин Б.З., что коми-ижемцы не имеют права на нефть. Это дремучее мнение. И еще, коми-ижемцы перед революцией составляли около 65 % населения Печорского уезда. А Печорский уезд - это все НАО и весь север РК!! Не говорим ли мы: при таком богатстве и в нищете!!
  • АВСеменов semenale
    16 февр. 2011 г., 22:53:47
    Ответить
    А по 8 пунктам ответить слабо?
    "Страшилки про угнетение ненцев - это позорное пятно на многих советских ученых, выполнявших задание по научному обоснованию жестокой расправы над ижемцами и вычеркиванию коми-ижемцев из истории освоения Севера. Кто читал Иславина, тоже нелестно писавшем о зырянах, тот заметил, что про угнетение - одни эмоции, никаких доказательств. Но царский чиновник Иславин даже не мыслил, что ижемцев надо из тундры выжить, он по этому поводу сказал, что это было бы уничтожением данного народа".
    -Господин Максимов считает, что советские ученые обеляли Царя???
    А кто читал Вашего однофамильца Максимова "Год на Севере", те знают, что "страшным грехом лежит на ижемцах спаивание ненцев"...
  • Б.З
    16 февр. 2011 г., 23:16:22
    Ответить
    Максимову Алексндру
    Еще раз.Дубль 2.
    Кто мешает ижемцам пасти оленей? Почитайте комментарии оленеводов.
    Им никто не мешает.Живут на воле.По заводскому гудку не идут колонной на проходную.Реальные оленеводы не требуют никакой халявы.
    А халява по дотациям и льготам нужна изьватасам - националистам.
    По конституции РФ все недра на территории РФ принадлежат России.

    Ижемский р-н не имеет статуса государства.
    Если изьватасы хотят самостоятельности,то им надо начать с отказа от дотаций РК. Ижемский район сам себя прокормить не сможет.
    До революции почему то это у ижемцев получалось.Даже к ним ехали на заработки.Наверно тогда было больше кто трудился в тундре,а не занимались сепаратизмом.И выклянчиванием халявы.
    Блин! борцы за нац.идею...
    Я бы на месте Гл.Региона титьку дотационную отключил бы от Ижмы и указал причину. Тогда изьватасов из Ижмы народ бы депортировал на остров р.Печора.
  • Портвейнов
    16 февр. 2011 г., 23:39:05
    Ответить
    Во-во, эти паразиты ижемцы сначала ненцев споили, потом до нас, русских, добрались. Предлагаю в закон добавить статью, чтоб они отныне каждую пятницу нам, пострадавшим, выплачивали компенсацию.
  • Максимов Александр
    16 февр. 2011 г., 23:42:56
    Ответить
    кто без греха пусть кинет в меня камнем
    Рынок мы узнали. Теперь прекрасно знаем: если не ты, то другой. Ненцам повезло, что они попали в зону конкуренции руских и ижемских купцов, а не под влияние одного монополиста. Борьба между этими купцами за сферы влияния стала основой сказок и была выгодна ненцам. Гораздо менее повезло алеутам, которые попали в зону монопольного хозяйствования Русско-Американской компании, осваивавшей пушные ресурсы Аляски. Алеуты были рабами компании, а ненцы все же свободными людьми. Нужно учесть также, что далеко не все ненцы были бедными и были батраками, многие из них ничем не отличались от ижемцев, в том числе и языком. Колонизация в общем случае - это государственная политика, которая кроме водки предполагает целенаправленные действия, в том числе военные. А ижемцы осваивали территорию навека, как хозяева, поэтому не воевали, а умели договариваться. В противном случае вооруженные и свободные ненцы не допустили бы их в тундры. Мой ответ ничего нового не открывает, об этом писано много. Другое дело, что не всем нужна правда.
    • Б.З
      16 февр. 2011 г., 23:46:16
      Ответить
      Вы правы
      изьватасам правда не нужна. Им нужна халява.
  • Компенсация
    16 февр. 2011 г., 23:44:05
    Ответить
    рогами и копытами
    %
  • Вермутов
    16 февр. 2011 г., 23:45:59
    Ответить
    На днях в Сосногорск ижемцы оленину привозили.Пытались торговать. Не всем деликатес понравился. У нас народ к окорочкам привыкший. Может, оленеводам попробовать заняться разведением курочек? Их и в НАО гонять не надо.
  • Максимов Александр
    16 февр. 2011 г., 23:58:14
    Ответить
    Дубль 2 - тоже не удачно
    Такие дремучие и далеко не миролюбивые взгляды, как у Вас, характерны для России, в том числе для лиц, занимающих высокие посты. Пишите больше, пусть все видят, почему коми ассимилируют. Удивительно, что коми еще сохранились в природе при такой ненависти в окружающей среде.
    • Б.З
      17 февр. 2011 г., 0:09:57
      Ответить
      Дубль 3
      Вот только юродствовать не надо.
      Вы за всех коми тут вещаете? Про ассимиляцию...
      Я не высокого поста.Точнее - без поста.Жена у меня коми.
      Нам что развестись,чтобы прекратить ассимиляцию.
      У Вас нац.комплекс.Я почему то так и думал - что этим закончится.
      Ваш нац.комплекс узрел ненависть к коми. В чем она выражается?
      Почему извьватасы считают,что они особая нация из всех коми?
      И для вас это тоже - факт.А остальные коми - недочеловеки?
      Это с какого спрашивается...? Во всех районах Коми разные уклады:земледельцы,животноводы,лесорубы.Почему они не требуют ХАЛЯВЫ?
      Дубль3 : КТО МЕШАЕТ ПАСТИ ОЛЕНЕЙ? изьватасам? пусть не сидят в штабе,а идут в тундру и работают.
      • МА
        17 февр. 2011 г., 0:55:08
        Ответить
        Дубль 3
        А депортация - это на каком языке "дружественное обятие" означает? И почему право на ресурсы и власть считается неотъемлемым правом коренных народов в других странах, в разумных пределах, конечно? А у нас такое законодательство, что неотъемлемые права не признаются, зато признаются особые права малочисленных народов. Вот "Изьватас" и действует по нашим законам. Строго по закону льготы имеют не все представители малочисленных народов, а только занятые в традционных видах хозяйства, убыточных в условиях законов российского рынка. Поэтому Вы зря страдаете, Рочев с Изватас, не будучи оленеводом, халявы не будет иметь. Но право на социально-экономические выгоды при добыче ресурсов на определенных территориях - это не халява, а мера очень выгодная коренному народу и обществу в целом. Коми народ давно разбит на части. Вряд ли городские коми могут претендовать на особые права в отношении ресурсов, а вот для саморазвития сельских территорий и поселений этот вопрос, как и вопрос полномочий и особых методов самоорганизации является актуальным. Каждая сельская община или территория имеет в пределах традиционных земель специфические ресурсы, на них она и может претендовать. Не больше. Дальше можно прочитать, например: Максимов А. А. Права коренных народов Севера на землю и природные ресурсы: Эффективное использование и совместное управление. Серия: Библиотека коренных народов, 2005; demoscope.ru/weekly/2004/0165/analit02.php
        • Б.З
          17 февр. 2011 г., 8:43:50
          Ответить
          М.А
          Вы плохо знакомы с взаимоотношениями между субъектами РФ.
          Каждый р-н РК имеет долю от использования недр. В лесных районах бюджет пополняется с продажи лесопорубочных билетов,аренды делянок.Эти деньги сначала идут в федеральный центр,потом возвращаются в субъект(опр.доля).То что не хватает
          для бюджета(дефицит),федеральный центр отстегивает в виде дотаций.
          Такая же схема по нефтяным районам.
          В Ижме что добывают? Вот это и есть,что кормит район+дотации.

          Если сделать так как Вы предлагаете,то некоторые районы РК просто вымрут.Но даже в тех районах где есть лес,нефть в перспективе обречены.Нефть,лес имеют свойства заканчиваться.
          Тогда что? ТОГДА ВЫ ВСПОМНИТЕ - ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ.
          какая хитрожопость и простых северян.
      • МА
        17 февр. 2011 г., 1:04:08
        Ответить
        Дубль 3
        Да, тут надо иметь в виду, что традиционые земли изватас - это весь север РК, а также часть НАО. Это по человеческим понятиям. По-человечеки определить традиционные земли - это значит договориться государству и конкретной общине (ижемцам, устькуломцам, общинам ханты, манси и т.д.). Но я так понимаю, что у Вас свои представления о "понятиях".
        • Б.З
          17 февр. 2011 г., 8:28:47
          Ответить
          я родился в Подмосковье,русский
          Вот же бред! По Вашему,я значит,тоже должен заявить о своем этносе и претензии о земле,где родился и требовать халявы от государства.Которое построило на "моей земле" фабрики-заводы и т.д. Ведь кто использует мою землю,а не я.Я только живу на ней.
          Да что же это комплекс у мал.народов.Вам все кажется что вас обижают,что земля где вы живете - ваша и все что наполняет землю - тоже ваше.Под патриотизмом скрыта банальная жадность.Много раз приходилось слышать от местнюков:"мою рыбу ловишь","мои грибы,ягоды". Раньше я заблуждался: "на севере люди простые,не жадные,добрые".По изьватасам - не скажешь.

          "традиционно земли изьватас - это весь север РК"??? с какого это спрашивается. Это им так взбрелось?
          Эти территории использовались ненцами,до прихода изьватасов.
          Но ни те ни другие не создали своего государства.
          Все территории РФ принадлежат РФ. Дурака не валяйте.
          Блин!упертость - нац.черта.
          • МА
            17 февр. 2011 г., 10:30:50
            Ответить
            дураком не прикидывайтесь
            Если ресурсы территории добывают за счет массового переселения людей, то коренные народы (до этого имевшие свои власти, экономику, культуру) оказываются в нищете. Это общий закон. Во многих странах главы государств извинились за такую политику и действуют по другому. В проекты привлекаются коренные жители, которые становятся акционерами (берут в долг акционерный капитал и выплачивают из доходов), квалифицированными рабочими, то при этом довольна компания, налоги идут государству, местное население размножается и укрепляет самоуправлению и экономику своей территории, укрепляет государство, так как оно становится ему не мачехой, а родной матерью. Россия своей политикой подкосила демографию всех регионов. Население всей России вымирает, а рост населения может обеспечить только приток негров из-за рубежа. Это не очень хорошо. У коми показатели демографические в несколько раз хуже, чем в среднем по России, особенно высока смертность молодежи из-за нищеты, безработицы, бессмысленной жизни. Поэтому жадность "москвичей" необходимо немного умалить, а шансы к выживанию коми немного увеличить. Не такими словами, но такими делами строится разумное государство, которое не поедает своих граждан, а бережно к ним относится.
          • МА
            17 февр. 2011 г., 11:04:17
            Ответить
            ижемцы - уроженцы Печорского уезда
            В 1987 г. в Печорском уезде было 22000 коми говорящих. За сто лет до этого их было 2000. То есть ижемцы - это потомки первых сотен коми, ненцев, манси, русских, которые путем высокого естественного прироста превратились в самый многочисленный народ Печорского уезда. Другой родины у них нет. Конечно, Россия - общая родина для всяко говорящих русских.
            • Б.З
              17 февр. 2011 г., 12:24:41
              Ответить
              М.А
              Ответ на 1й:
              значит я тоже должен потребовать от государства компенсацию за свою землю,на которой фабрики-заводы дымят,мне дышать не дают.И так же должен потребовать компенсацию от изьватаса за то что РК имеет представительство в Москве(на моей земле)- за экспансию.

              Ответ на 2й: Вы год перепутали.У Вас 1987г с 1897???
              Потому как в 1987м Ижма - районный центр,г.Печора - райцентр.Уезды отменены до 30г.прошлого столетия.

              ИЗВИНИТЕ!дубль4. Если так было хорошо до революции под игом Российской Империи,почему Вы продолжаете утверждать о колонизации севера Коми.
              И ЧТО МЕШАЕТ СЕЙЧАС ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ ОЛЕНЯМИ,чем и занимались иженцы до революции.
              Вам Москва не дает оленей пасти??? Да что за БРЕД...
              Одно и тоже... Сказка про белого бычка.НЕТ - про олешку.
              • Б.З
                17 февр. 2011 г., 12:38:27
                Ответить
                P.S М.А
                Прочитайте мой пост выше(08:43). Я вроде доходчиво объяснил принцип участия коренного населения в разработке недр.

                И еще раз. Ижемский район дотационный.Эти дотации кто-то зарабатывает для прокорма тех же изьватасов.Если изьватасы(помечтаем)вышли из состава РК и РФ уже бы не оленей ели,а стали бы людоедами. Нефти у вас нет.Лесоповал не в состоянии кормить другие районы.

                Регион находящийся в дали от цивилизации имеет возможность существовать только за счет природных ресурсов.В подтверждение тому: мы видим много заброшенных деревень и поселков,где нет ресурсов.
                Если бы у РК не было ресурсов то регион потерял бы интерес для инвесторов. Так что пасите оленей.Никто вам умереть не даст.
              • МА
                17 февр. 2011 г., 12:44:59
                Ответить
                поздняк метаться
                Земли на Москва-реке колонизировали в 12-13 вв?? Тогда были другие представления о справедливости в отношениях между народами. Поэтому Вам поздняк метаться, даже если Вы докажете, что все Ваши предки - меряне, муромчане или эрзяне.
                Колонизация Коми края происходила в советский период. Теперь иные представления о справедливости, милосердии и жадности. Но не у всех - и это проблема для процветания нашей родины России, так как некоторые натянули на себя одеяло и думают, что так и было, и будет.
                Что касается оленей и пастбищ, то все давно приватизировано в РК и это закрытый клуб. Но правильно ли это - не простой вопрос. Чтобы его правильно решить, надо соблюдать определенные процедуры. Изватас к этому и призывает, а не к безумному законотворчеству.
                Да, циферки перескочили, год 1897.
                • Б.З
                  17 февр. 2011 г., 14:14:16
                  Ответить
                  М.А
                  Про приватизацию пастбищ поподробнее...???
                  Это кто там тундру приватизировал??? аж до моря???

                  Сдается,что изьватас и стремиться к приватизации тундры.
                  Только пусть в список и воздух включат.Если подует на Сыктывкар с севера - готовьте кошельки.

                  А я все же потребую от изьватаса компенсацию за использование земли в Москве под представительство РК,они же еще не отделились от РК.
                  Ну хотя бы 1кг.оленины в год.
  • Вермутову
    16 февр. 2011 г., 23:58:31
    Ответить
    на фига ты это написал?
    Изьватасы ща начнут верещать о геноциде в Сосногорске.
    • Вермутов
      17 февр. 2011 г., 12:16:13
      Ответить
      Да, ты прав, старик. Последний стакан был лишний. Но это же только следующим утром понимаешь. А перед изьватасами извиняюсь: пусть приезжают к нам на своих оленях. На всякий случай: если на светофоре горит красный - значит, стоять надо, если зелёный - бей хореем олешек и гони по Сосногорску дальше. Мы теперь с ижемцами породнились: у нас один избирательный округ №10. Так что есть повод: за оооокруг!
      • Вермутову
        17 февр. 2011 г., 14:07:45
        Ответить
        вижь к чему приводят
        утренние 200гр.огненный вода на старые дрожжи.
        Читай коммент ниже АЛЯ ТЕРЕНЬТЬЕФФФФ.
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    17 февр. 2011 г., 13:01:47
    Ответить
    Прилипшим
    Изьватас не просят халявы !! Мы ижеммцы занимаемся оленеводством от Норильска до Норвегии , и самое паскудное отношение к нам на Родине в Коми . Сейчас сколько пробовал точно узнать , на каких отношениях существуют оленеводческие бригады , так и не смог понять .Прах моих предков разбросан по Большеземельской тундре , Ямалу , Таймыру , Кольскому . И слушать и читать , что какая то мразь поносит моих родных что-то мне поднадоело. Я горжусь . что я принадлежу к огромному НАМРЭДУ. Моего деда Нам Егора до сих пор уважают старики. Пора нам уже наверно брать власть в свои руки . И надоело видеть этих педерастов с купленными дипломами , которые нам объясняют как нам жить на нашей земле. Чтоб их мор побрал до седьмого колена. Нет места Чернову , Гольдштейну , Габуеву и прочей нечисти на Коми Му.
  • Терентефффуууу
    17 февр. 2011 г., 14:24:17
    Ответить
    "мы ижемцы занимаемся оленеводством от Норильска до Норвегии..."
    "сколько пробовал точно узнать,на каких отн.существуют оленеводческие бригады..."
    Нормально тебя вставило.То ты ижемец - оленевод.То ты не можешь понять как все на деле происходит.
    Ты в тундре то был хоть сезон. Или только гордишься своим происхождением огромного НАМРЭДА.
    Если посылаешь проклятия имей ввиду,что они прежде всего поразят твой род,которым ты так гордишься.
    У Д А Ч И.
  • Ижемец
    17 февр. 2011 г., 16:52:08
    Ответить
    буря в стакане
    Что за привычка у Изьватаса говорить от всего Ижемского народа? Этот кодированный Рочев забодал своими бредовыми идеями! Пиярится перед выборами. Колян, расслабится тебе надо, может на недельку в запой уйти.. Ну есть у Ижмы уже один Семенов, второго не надо, ей Богу!
  • ЛТП
    17 февр. 2011 г., 17:41:26
    Ответить
    Ижемцу
    Что все что ли изьватасы через ЛТП прошли? И кодировку?
    Клуб по интересам...
  • 1
    17 февр. 2011 г., 21:16:30
    Ответить
    киргизия,тунис,египет, йемен,.....,коми
    задумайтесь. может стоит и о людях подумать, а не только о своих шкурных интересах.
  • 1му
    18 февр. 2011 г., 0:30:52
    Ответить
    киргизия.....коми
    И что Коми?
    изьватас - сепратистас - яс? УТОПИЯ.
  • пензия
    18 февр. 2011 г., 6:20:17
    Ответить
    нетерпимость
    нетерпимость к чужому мнению сквозит во всех высказываниях.Это что за моральное людоедство? Мне, коренной коми, абсолютно непонятно, откуда берутся все эти "...тасы" и что они означают. Теперь в каждом районе свои "...тасы" и свои защитники их,так?