«Сыщики земли Зырянской»: По следу «Чёрной кошки»
Агентство БНК совместно с автором не имеющего аналогов в России издания «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым к 100-летию уголовного розыска представляет живые истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в Коми. БНК публикует истории «Сыщиков», как изданных, так и готовящихся к выходу в свет. Сегодня мы расскажем историю о том, как была задержана преступная группа, грабившая магазины в Сыктывкаре.
В конце семидесятых годов по Сыктывкару прокатилась волна подростковой преступности. В дежурную часть потоком пошли сообщения о похищениях вещей из пригородных дач, кражах из ларьков и даже магазинов. И в этом потоке выделялась одна группировка, отличавшаяся особой дерзостью и умением обходить расставленные милицейские сети. Она получила название «Чёрная кошка», поскольку на месте преступления воришки оставляли рисунок кошки, сделанный углём на стенах или даже витринах. Тогда ещё не показывали фильм «Место встречи изменить нельзя», но в уголовном мире было известно о банде с таким названием, которая долгое время орудовала в Москве. И вот в Сыктывкаре появились её последователи.
Кража в Выльтыдоре
В конце сентября 1979 года в дежурную часть ОВД Сыктывкара поступило сообщение о том, что в посёлке Выльтыдор обворован продуктовый магазин: вынесены продукты, спиртное и сладости. На место происшествия выехала дежурная группа, которую возглавлял следователь Владимир Стрекалов. Через час он по рации сообщил дежурному, что кражу, скорей всего, совершили подростки. Поэтому в Выльтыдор отправились два инспектора по делам несовершеннолетних – Алексей Потолицын и Геннадий Палевич. Прибыв в магазин, они поняли, что преступление совершили их подопечные: на стенах красовались кошачьи силуэты, сделанные углём из печек. Рассказ следователя убедил их в этом окончательно: во время осмотра подсобных помещений тот услышал мяуканье, а затем к нему подбежал маленький чёрный котёнок. Когда выяснилось, что котёнок ничей и в магазине его быть не должно. Стало понятно, что его принесли с собой воры. Это был уже не первый случай, когда на месте кражи обнаруживали котят. Видимо, мальчишки таким образом хотели показать свой героизм и заявить о своей неуловимости и безнаказанности.
Срок был дан – неделя
На следующий день начальник милиции Евгений Желтов собрал у себя совещание, где сурово спросил у руководителя уголовного розыска Ивана Бихерта о том, сколько ещё времени дети будут издеваться над столичной милицией, и в первую очередь – над уголовным розыском. Закончил свой монолог Желтов и вовсе жёстко, приказав через неделю доложить о задержании преступников. Уже потом, когда остальные руководители отделов вышли из кабинета, начальник милиции спокойно сказал: «Иван Иванович, найди ты эту кошку, надо мной ведь уже всё МВД смеётся».
Сразу после совещания Бихерт собрал своих подчинённых и рассказал о приказе начальства и о том, что над операми потешаются в коридорах милицейского главка. В ходе обсуждения было решено действовать неординарно. Начальник группы по делам несовершеннолетних Виктор Боков сказал, что они уже обдумали способ поимки «Чёрной кошки», причём способ этот используется в истории столичного уголовного розыска впервые.
И действительно, ровно через неделю, день в день, группа подростков из пяти человек была задержана, «Чёрная кошка» перестала существовать. Причём трое малолетних преступников были задержаны в момент их проникновения в магазин, на месте преступления. В ходе следствия было установлено, что на счету преступников свыше двадцати преступлений.
«Кулибин» из угрозыска
Более пяти лет информация о том, как были задержаны члены «Чёрной кошки», хранилась в секрете, о ней знали лишь несколько её участников и руководство. Произошло это при помощи инспектора уголовного розыска Ивана Шевченко, которому, как знали в коллективе, всегда сопутствует удача.
С детства у него была страсть к технике. Он принёс из дома старенький катушечный магнитофон «Яуза», который установил у себя в кабинете, а микрофоны вывел в комнату для задержанных и на площадку второго этажа над окнами. Сам микрофон Шевченко вмонтировал в прибор телефонных соединений, висевший над окнами, шнур от него вывел по телефонным линиям к себе в кабинет, всё это мастерски замаскировал. Именно здесь обычно толпились подростки, вызванные к инспекторам по делам несовершеннолетних. Здесь же собирались и мальчишки, приглашённые в уголовный розыск, болтали, порой даже украдкой курили – тогда ещё борьба с табаком не была столь строгой.
Это сейчас установить микрофон в любом месте – плёвое дело, а в те годы такой техники просто не существовало. К тому же «Яуза» с обычным микрофоном не обладала хорошими записывающими качествами, требовалось много бобин с плёнкой. Однако это не пугало Шевченко: работа началась.
В течение недели в отдел милиции доставлялись подростки, состоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. С ними велись беседы, их расспрашивали, к ним обращались за помощью. Однако выйти на след не удавалось: никто из пацанов «ничего не видел», «ничего не знал».
Уже к исходу недели, ближе к вечеру, в отдел милиции были доставлены трое 17-летних парней, проживавших на улице Коммунистической. Двое из них бродяжничали, дома не ночевали. Душещипательная беседа на них не подействовала, все они друг за другом повторяли, что ничего о «Чёрной кошке» не слыхали, сказать им нечего. Их попросили подождать в коридоре – дескать, инспектора вызывает начальник, а беседа ещё не закончилась.
Когда троица расположилась на площадке под микрофоном, Шевченко услыхал, как один из парней, ехидно засмеявшись, произнёс: «Зря менты мозги нам пудрят, никогда им не вычислить «Чёрную кошку». Кстати, я тут объявление видел – у них завтра праздник. Давайте сделаем им подарок! (5 октября – День уголовного розыска – ред.). Есть магазин в Максаковке, сегодня ночью возьмём его. А ты, Рыжий, не забудь котёнка прихватить. Получат менты на орехи вместо медалей!».
В засаде
Прослушав запись, Бихерт срочно отправил троих сыщиков (Виктора Бокова, Виктора Зленко, Геннадия Палевича) в Максаковку, где они организовали засаду. Ждать пришлось долго: уже далеко за полночь возле магазина появились трое парней. Выставив стекло, они поодиночке проникли в торговый зал, включили фонарики. Тут вспыхнул электрический свет, и пацаны увидели направленные на них пистолеты.
Уже через полчаса вся троица была доставлена в отдел милиции, парни молчали, лишь Рыжий бережно прижимал к себе небольшой пакет, в котором дремал чёрный котёнок. К обеду следующего дня были установлены все участники шайки. Самый авторитетный из группы по кличке Джон спросил у Зленко о том, как их удалось вычислить, на что оперативник засмеялся и ответил: «Бог помог!». Долго ещё опера столичного сыска, обращаясь к Шевченко, ласково называли его «наш Кулибин».
Через несколько дней на планёрке старший инспектор уголовного розыска Иван Шевченко был награждён денежной премией – «За умелое проведение оперативных мероприятий». Так значилось в приказе, который зачитал заместитель начальника милиции Борис Шенкман, вручая оперативнику конверт. «Кошатники» после суда отправились в колонию для несовершеннолетних. Кстати, в День милиции, 10 ноября, по телевидению была показана первая серия знаменитого фильма, где фигурировала та самая банда «Чёрная кошка», которой подражали малолетние сыктывкарские жулики.
Предыдущие истории «сыщиков»:
Из жизни начальника уголовного розыска
Версия подполковника Масленникова
Комментарии (11)